ЭЛИТА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Элита
от франц. elite) - лучшее, отборное.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Элита
это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, обладающая высокими нравственными и эстетическими задатками.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Элита
слой общества, занимающий ключевые позиции в основных сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, административной, военной, интеллектуальной и т.п.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ЭЛИТА
(фр. – лучший, отборный) – термин для обозначения наиболее видных и значимых представителей какой-либо части общества. (Элита интеллектуальная, духовная, политическая, финансовая и т.д.).

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Элита
от фр. elite - лучшее, отборное) культурная - социокультурная группа профессионалов, обладающих высоким уровнем культурной компетентности, занятых разработкой и развитием знаний, технологий, образного языка культуры, политических религиозных доктрин и т. п. Этой группе принадлежит ключевая роль в поддержании и развитии большой традиции в культуре.

Источник: Человек и общество. Культурология

ЭЛИТА
[от фр. еlite лучшее, избранное] – наиболее видные представители какой-л. части, слоя общества, напр. научная элита, финансовая элита, творческая элита. Различают как по признакам выделения элиты — политической (В.Парето, Р.Михельс), технологической (Дж.Бернхем), социально-психологической (Х.Ортега-и-Гасет, И.Шумпетер), так и по направленности — от антидемократических до либеральных.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Элита
(от франц.– избранное, лучшее, отборное) – 1) в социально-философском смысле избранная часть общества, определяющая идеалы, приоритеты, направленность, цели и способы их достижения во всех сферах общественной жизни и служащая примером для подражания (например, писатель В.Г. Короленко, ученый А.Д. Сахаров); 2) в государственно-политическом смысле лица, принимающие государственные решения на высшем уровне (например, Сталин, Гитлер, Тито).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ЭЛИТА
франц. elite - лучшее, избранное) - понятие в социологии, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры. Теория элиты развивалась еще Платоном, Карлейлем, Ницше, но как система взглядов была сформулирована в 20 в. Вильфредо Парето, Гаэтано Моской, Ч.Р. Миллсом и др. Причиной возникновения элит считают природную одаренность составляющих их людей, а самих элит насчитывают, как правило, пять: политическая, экономическая, административная, военная и идеологическая, - которые уравновешивают друг друга и предотвращают возникновение тоталитаризма. К экономической элите причисляют, напр., крупных бизнесменов, капитанов индустрии, финансовых магнатов, несомненно являющихся незаурядными творческими личностями, наделенными прозорливостью, инициативой и предприимчивостью. По теории элиты, любой человек, наделенный этими чертами и при известном везении, может войти в элиту.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Элита
Этимологически – совокупность избранных, но избранных благодаря случаю или в результате собственных усилий, а не Богом и не народом. Своего рода светская и меритократическая (т. е. получившая власть за счет собственных способностей) аристократия; слой лучших людей, обязанных своим положением лишь собственным талантам или труду. Но было бы ошибкой принимать это определение целиком и полностью. Есть разные элиты (спортивная элита – не то же, что ученая элита, которая, в свою очередь, не то же, что деловая или политическая элита), при близком знакомстве с ними поражающие своей посредственностью. Так, собрание профессуры самого престижного из университетов отнюдь не производит впечатления «сливок человечества». Полагаю, то же относится и к другим кругам, знакомым мне меньше. Никто не может быть лучшим всегда и во всем. Субъект элиты это индивидуум, общая посредственность которого, являющаяся родовым признаком, содержит в себе по меньшей мере одно исключение, связанное с талантом или умением. Это лучше, чем ничего, но это не бог весть что.
Люди часто поражаются, узнав, что такой‑то великий философ, оказывается, был нацистом, а такой‑то другой – скупердяем или трусом. Все дело в том, что они принадлежали к какой‑либо одной элите, а вовсе не ко всем элитам сразу. Поэтому вряд ли стоит удивляться, если министр делает ошибки в правописании.

Источник: Философский словарь.

ЭЛИТА
понятие буржуазной социологии, обозначающее избранную часть, верхушку общества, стоящую выше остальных людей. Теория Э. — одна из концепций социальной структуры общества, выдвинутых идеологами империалистической буржуазии. Пропагандируется в работах Парето, Моски и др. Согласно этой теории, общество неизбежно разделяется на творческую Э. — избранное меньшинство, занимающее руководящее положение, и пассивные массы, неспособные оказывать влияние на ход истории. Происхождение Э. объясняется буржуазными социологами по-разному. Многие из них считают причиной возникновения Э. природную одаренность составляющих ее людей. Некоторые социологи насчитывают в капиталистическом мире пять самостоятельных элит — политическую, экономическую, административную, военную и идеологическую. В США особенно популярна теория, относящая к Э. капитанов индустрии, крупных бизнесменов. Капиталист, по этой теории,— гений, творческая личность, наделенная прозорливостью, инициативой и предприимчивостью. Любой человек, обладающий от природы этими чертами, может якобы войти в Э. Теория Э. научно несостоятельна и глубоко антидемократична, она отрицает способность народных масс управлять обществом, увековечивает и оправдывает раскол общества на ничтожное меньшинство эксплуататоров и широкие массы эксплуатируемых. Опровержением этой теории явилась практика народных масс в социалистических странах, где они успешно строят новое, справедливое общество без деления на избранных и рядовых людей.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ЭЛИТА
(от фр. elite — лучшее, отборное) — 1. Наиболее видные представители к.-л. части об-ва, высшие слои в системе соц. иерархии. 2. Избранный, изысканный круг людей. В классич. социологии Э. принято называть правящую группу об-ва, противопоставляя ее массе. Наиболее распространены следующие подходы к определению понятия Э.: 1) меньшинство, обладающее монополией на власть, на принятие решений относительно содержания (см. Содержание и Форма) и распределения осн. ценностей в об-ве (К.Маннгейм, А.Этциони, Т.Дай и др.); 2) наиболее активные в полит. отношении люди, ориентированные на власть, осуществляющие наиболее важные функции в об-ве (Г.Моска, С.Келлер, Г.Дюпре и др.); 3) лица, получившие высшие показатели в своей деятельности, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (В.Парето, Ж.Боден, X.Ортега-и-Гассет и др.). Теория Э. — обширная обл. исследований, созданная усилиями соц. философов, социологов, политологов и экономистов. Э. — необходимый элемент соц. структуры об-ва. Часто она противопоставляется массам, «внеэлитным группам». При этом отношению «Э.—массы» часто придается фундаментальное, даже системообразующее значение. Осн. функция Э. заключается в управлении обвом (понимаемом, впрочем, достаточно широко). Чл. Э., как правило, должны обладать высокой интенсивностью соц. и психич. кач-в, что может определяться происхождением и/или образованием. Среди кач-в, присущих Э., в совр. об-ве наибольшее значение имеют властные возможности, богатство, знания, профессиональные умения, соц. положение (статус, престиж). Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭЛИТА
Группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т. д. людей данного общества. В этом значении слова элита противоположна народу. Главный предрассудок, касающийся элиты, состоит в том, что она якобы не нужна и даже наносит обществу вред, а потому ее следует ликвидировать и в дальнейшем не допускать ее возникновения. Например, во многих школах США учителям запрещается ставить на экзаменах плохие оценки, чтобы более способные ученики не оказывались в привилегированном положении. Разделяющие это заблуждение люди обычно любят распространяться о том, как элита эксплуатирует народ и т. д. Это опасный предрассудок, ибо благосостояние, прогресс, а подчас и само существование общества зависят от того, удается ли создать в этом обществе полноценную элиту. Общество, лишенное элиты, обречено на застой и скорую гибель.
Главной причиной возникновения этого предрассудка, помимо зависти, является другое заблуждение: к элите относят людей, происходящих от богатых или влиятельных родителей, принадлежащих к аристократии, плутократии или «номенклатуре». Касты подобного рода, не имея ничего общего с подлинной элитой, имеют тенденцию замыкаться в самих себе. Их существование и претензии на превосходство воспринимаются окружающими как несправедливость; отсюда и рождается неприязнь к любой, даже подлинной элите.
Наконец, с элитой связан еще один предрассудок, согласно которому труд представителей элиты не должен оплачиваться выше, чем труд обычных людей. На самом деле общество, заинтересованное в элите, должно стимулировать таких людей, в частности обеспечивая им более высокий доход. Такая политика окупается сторицей.
См.: народ, равенство.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ЭЛИТА
группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшие, наиболее ценные для общества функции; составляет совместно с народом дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Э. - носитель самосознания общества, составляет элемент массового сознания и одновременно противоположна ему. Э. может распадаться на различные специализированные группы, отношения между которыми является важнейшей проблемой общества.
Правящая элита может частично слиться с духовной элитой, вступая с ней в диалог, но может вступать с ней в конфликт, объединяясь с почвой, организовывать ее истребление. В этом случае правящая Э. лишает себя разума, веры, красоты, а духовная элита - силы. Различие логик обеих Э.
постоянно стимулирует между ними конфликт, который, однако, периодически сменяется стремлением правящей Э. прибегнуть к источникам творческой энергии духовной Э.
для решения своих проблем. Э., постоянно балансируя на сменяющих друг друга разнонаправленных волнах инверсии, переходит от одной смертельной опасности отпадения от народа, разрыва с не коммуникаций к опасности партиципации, т. е. слияния с народом. Первое грозит превратить Э. в глазах народа в носителя мирового зла, в антихриста, второе при низком уровне государственного сознания и государстве иллюзорной веры способность спонтанного творчества народа решить все проблемы ( Основное заблуждение интеллигенции ) грозит возрастающим ростом дезинтеграции. Обе опасности чреваты массовым дискомфортным состоянием, социальной катастрофой.
Элиты постоянно стремятся поднять массовое сознание до уровня своих ценностей, формировать нового человека, прибегая для этого к различным средствам, от просветительства до массового террора. Однако раскол создает для этого исключительные трудности.

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

Элита
лучшая часть чего-либо. По книге Ю.Бохеньского "Сто суеверий" [7]: "Элита- группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т.д. людей данного общества. В этом значении слова элита противоположна народу.... Благосостояние, прогресс, а подчас и само существование общества зависят от того, удастся ли создать в этом обществе полноценную (!) элиту. Общество, лишенное элиты, обречено на застой и скорую гибель".
По словарю иностранных слов [12] элита - наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п. В эксплуататорском обществе верхний слой господствующего класса или отдельных его групп.
Понятие элита в любом случае подразумевает ведущую роль ее представителей в обществе. Отсюда и вопросы: куда элита ведет общество? есть ли она, или ее ниша занята другими - "сынками", плутократами, "номенклатурой" и т.п.?
*** Итак - элита - группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т.д. людей данного общества. В этом значении элита противоположна народу.... ****
Здесь полезно процитировать Н.А.Некрасова, который очень давно ответил на подобные рассуждения:
"Труд этот, Ваня, был страшно громаден - не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден, голод названье ему.
Водит он армии; в море судами правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами каменотесцев, ткачей.
Выпряг народ лошадей - и купчину с криком "ура!" по дороге помчал....
Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?.."
Суть дела заключается в том, что совершенно неизвестно "А судьи кто?" (божественного-то судьи нет); "судья - народ”, “судья-история”- как-то больше похоже на правду. В то же время история показывает, что так называемая "элита" прилагает немалые усилия, стараясь не допустить представителей "простого народа" к своей кормушке (контрасты и контрасты). Поэтому все рассуждения о народе и элите в духе Бохеньского - от лукавого.
Народ - это, в первую очередь, коллективное творчество масс и мозговой штурм. Элита же в подавляющем большинстве случаев лишь "умеет себя показать", используя специфические интеллектуальные (талант), моральные (честность или лживость, благородство или подлость и пр.) и "должностные" качества, "угождая", в конечном итоге, именно народу. С другой стороны, подобным образом она и должна работать, не следует лишь сильно обольщаться.
Ассоциативный блок.
Не сотвори себе кумира.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЭЛИТА
(от фр. elite — отборное, лучшее, выдающееся) — высший, привилегированный, избранный слой общества как система взаимодействующих между собой индивидов и иерархия взаимосвязанных друг с другом социальных групп, понятие современной социологии и социальной культурологии. Одним из основателей современной теории Э. считается итальянский ученый, профессор и руководитель кафедры политической экономии в университете г. Лозанны В. Парето (1848— 1923), автор труда под названием «Трактат по общей социологии: В 2 т.» (1916). Парето предложил рассматривать общество как систему взаимодействующих элементов без выделения в качестве предмета анализа производственно-экономических и хозяйственных отношений. Возникновение Э. в обществе как равновесной упорядоченной системе Парето объяснял изначальным психологическим неравенством людей и разницей в их природных способностях и талантах. Отношения между Э. и остальной частью населения выражаются в ее неизбежном подчинении и приспособлении к деятельности и требованиям избранного слоя общества, т.к. именно Э. добивается наивысших результатов в выбранной ею сфере приложения своих сил и талантов. Парето предложил разграничить Э. на правящую и неуправляющую, т.е. занятую наукой и художественным творчеством. Одновременно он сформулировал важнейшие принципы, лежащие в основе деятельности правящих Э. западных государств. Ими у него являются манипулирование массами, постоянное воздействие на их эмоции и использование силы, что в то время выглядело как обоснование идеологии фашизма. Залогом изменений в жизни общества и в управлении государством Парето считал необходимость круговорота Э., состоящего из циклов подъема и упадка. В современной социологии нет единой концепции Э., хотя общепринято выделять некоторые их разновидности. В эту классификацию чаще всего включают такие Э., как правящая или властвующая (государственные и политические деятели, промышленники, банкиры, юристы, военные), управленческо-организационная (бюрократия, менеджеры), интеллектуальная (ученые, преподаватели), культурно-творческая (деятели культуры и искусства), техническая. Фактически к Э. можно отнести всех тех, кто занимает наивысшие позиции и имеет наивысшие достижения в различных социальных структурах и отраслях деятельности: в хозяйстве, управлении, политике, экономике, технике, армии, науке, искусстве, религии, системе образования, культуры и информации. Это многообразие отражает сложность и многофункциональность структуры и системы современного общества, разнообразие целей и направлений развития современной цивилизации. Поэтому в социологической и культурологической науке сложился целый ряд теорий и методологий исследования и классификации Э., среди которых наибольшее распространение получили биологическая, психологическая, организационно-функциональная, распределительная, технологическая, интеллектуально-творческая теории формирования и существования Э. В то же время такие теоретики культуры, как Х. Ортега-и-Гассет (1883— 1955) и А. Тойнби (1889—1975) видели в Э. ту творческую часть общества, которая обеспечивает поступательное развитие цивилизации и плодотворную жизнедеятельность всего социального организма. На этой основе сложился перечень ведущих качеств, характеризующих Э. в сравнении с остальным населением, или массой. К ним относятся интеллектуальное и моральное превосходство, способность к творчеству, воля, активность, рациональность, целенаправленность, организованность и продуктивность деятельности, умение добиваться своих целей (настойчивость), корпоративность, ответственность и преданность избранному делу. Совокупность этих качеств, сферы и результаты деятельности Э. составляют то, что принято называть элитарной культурой. Проблемы Э. занимают важное место при разработке современных социокультурных концепций западного постиндустриального общества. В частности, в кн. Д. Белла «Приход постиндустриального общества» (1973) «научный город» будущего населен тремя классами Э.: творческая Э. ученых и высший управленческий персонал; средний класс инженеров и профессора вузов; техники и младший преподавательский состав. В большинстве случаев перспективы будущего развития современного общества рассматриваются в связи с признанием важного значения взаимоотношений между различными элитарными группами, а также между Э. и остальным населением, что должно обеспечить нормальное функционирование всей социальной системы.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.



Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
145.97 кб

Демократическая интеллигенция и элита

Диденко Павел Ильич
Понятия интеллигенции и элиты отражают разные исторические этапы эволюции образованного класса. Интеллигенция есть продукт эпохи демократического подъема.
Читать PDF
310.00 кб

Интеллигенция как духовная элита общества

Ольховская Елена Юрьевна
В статье «Интеллигенция как духовная элита общества» автор раскрывает историю появления понятия «интеллигенция», показывает его соотнесенность с духовными ценностями, обосновывает его связь понятием «духовная элита» и анализирует
Читать PDF
63.68 кб

Элита общества: неформальный институт и системный источник экономического роста

Бабаян В. Г.
New understanding of the economic theory of the economic growth factors allows us to hope for overcoming system crises in home economy.
Читать PDF
294.35 кб

О культурологических понятиях «Субъект», «Актор», «Элита»

Неретин Олег Петрович
Рассматривается проблема субъекта культуры. Предложено различать понятия «субъект культуры», «актор культуры», «культурная элита», которые характеризуют специфические свойства носителя и творца культурного действа.
Читать PDF
121.65 кб

Интеллигенция и элита: поиски взаимного соответствия

Звездунова Г. В.
Читать PDF
596.69 кб

Элита: возможности дискурса

Берсенев В.Л., Горст А.П., Ющук Е.Л.
Читать PDF
157.13 кб

Элита в социальном пространстве современной России

Казакова В. И., Новикова М. Н.
Рассматривается проблематика элиты переходного общества. Высшая страта определяется через характеристики социального пространства и времени.
Читать PDF
78.70 кб

Интеллигенция, интеллектуалы и элита в социальном пространстве: соотношение и сравнительный анализ п

Горчицкая Елена Аркадьевна
В статье осмысливаются, анализируются и сравниваются такие понятия, как интеллигенция, интеллектуалы и элита.
Читать PDF
148.66 кб

Социальная элита как основа свободного субъекта управления обществом

Лонин Александр Викторович, Григоренко Дмитрий Евгеньевич
В статье выявляется специфика социальных институтов, выступающих в качестве субъектов управления свободного типа.
Читать PDF
162.17 кб

Элита как ценность: смысл избранности

Карабущенко Павел Леонидович
Принято считать, что элитой являются те, кто обладает некими ценностями, свидетельствующими об их достоинстве, достижениях, превосходстве и избранности. Но существует ли единая формула элиты, и стоит ли ее искать?
Читать PDF
172.48 кб

Культура, элита, общество: историческая перезагрузка. Рецензия на книгу «Интеллектуальная элита в ко

Булавка-Бузгалина Людмила Алексеевна
В рецензии дано подробное описание коллективной монографии «Интеллектуальная элита в контексте русской истории XIX ХХ вв.», ее практическая и теоретическая ценность, структура и основные идеи.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ДУХОВНАЯ ЭЛИТА

    особый тип социальной элиты, группа лиц, стремящихся, по крайней мере в тенденции, творчески квалифицированно культивировать высшие ценности культуры, обобщение опыта мировой истории, стимулиров
  • ЭЛИТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    франц. elite - избранное, лучшее, отборное) — избранная часть общества, определяющая государственную политику. Понятие «политическая элита» первым предложил и определил Г. Маска в работе «Элементы п
  • ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА

    особый тип социальной элиты, особая группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшую власть, высшие функции управления, направленные на интеграцию общества. П. э. Составляет совместно с народом ду
  • ВЛАСТНАЯ ЭЛИТА

    внутренний круг власть предержащих в современном обществе Элитная группа состоит из объединений тех, кто занял главенствующее положение в политике, в органах юстиции, внутренних дел, в промышлен
  • Научная элита

    1) социально-профессиональная общность, представленная учеными, добившимися наивысших результатов в своей профессиональной деятельности. Научная элита по определению немногочисленна; 2) (рос.) вы