Элита
от франц. elite) - лучшее, отборное.
Источник: Тематический глоссарий по философии
Элита
это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, обладающая высокими нравственными и эстетическими задатками.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Элита
слой общества, занимающий ключевые позиции в основных сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, административной, военной, интеллектуальной и т.п.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
ЭЛИТА
(фр. – лучший, отборный) – термин для обозначения наиболее видных и значимых представителей какой-либо части общества. (Элита интеллектуальная, духовная, политическая, финансовая и т.д.).
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
Элита
от фр. elite - лучшее, отборное) культурная - социокультурная группа профессионалов, обладающих высоким уровнем культурной компетентности, занятых разработкой и развитием знаний, технологий, образного языка культуры, политических религиозных доктрин и т. п. Этой группе принадлежит ключевая роль в поддержании и развитии большой традиции в культуре.
Источник: Человек и общество. Культурология
ЭЛИТА
[от фр. еlite лучшее, избранное] – наиболее видные представители какой-л. части, слоя общества, напр. научная элита, финансовая элита, творческая элита. Различают как по признакам выделения элиты — политической (В.Парето, Р.Михельс), технологической (Дж.Бернхем), социально-психологической (Х.Ортега-и-Гасет, И.Шумпетер), так и по направленности — от антидемократических до либеральных.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Элиты
(от франц. elite – лучшее, отборное, избранное) – высшие социальные группы в системе социальной иерархии, которые осуществляют функции управления, формируют и демонстрируют эталоны поведения в данном обществе. Элита, находящаяся у власти, заинтересована в преемственности власти, ее наследовании, поэтому она чаще всего склоняется к традиционализму и консерватизму. Политизация всей жизни в XX веке вывела на первый план политические элиты.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Элита
(от франц.– избранное, лучшее, отборное) – 1) в социально-философском смысле избранная часть общества, определяющая идеалы, приоритеты, направленность, цели и способы их достижения во всех сферах общественной жизни и служащая примером для подражания (например, писатель В.Г. Короленко, ученый А.Д. Сахаров); 2) в государственно-политическом смысле лица, принимающие государственные решения на высшем уровне (например, Сталин, Гитлер, Тито).
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
ЭЛИТА
франц. elite - лучшее, избранное) - понятие в социологии, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры. Теория элиты развивалась еще Платоном, Карлейлем, Ницше, но как система взглядов была сформулирована в 20 в. Вильфредо Парето, Гаэтано Моской, Ч.Р. Миллсом и др. Причиной возникновения элит считают природную одаренность составляющих их людей, а самих элит насчитывают, как правило, пять: политическая, экономическая, административная, военная и идеологическая, - которые уравновешивают друг друга и предотвращают возникновение тоталитаризма. К экономической элите причисляют, напр., крупных бизнесменов, капитанов индустрии, финансовых магнатов, несомненно являющихся незаурядными творческими личностями, наделенными прозорливостью, инициативой и предприимчивостью. По теории элиты, любой человек, наделенный этими чертами и при известном везении, может войти в элиту.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Элита
Этимологически – совокупность избранных, но избранных благодаря случаю или в результате собственных усилий, а не Богом и не народом. Своего рода светская и меритократическая (т. е. получившая власть за счет собственных способностей) аристократия; слой лучших людей, обязанных своим положением лишь собственным талантам или труду. Но было бы ошибкой принимать это определение целиком и полностью. Есть разные элиты (спортивная элита – не то же, что ученая элита, которая, в свою очередь, не то же, что деловая или политическая элита), при близком знакомстве с ними поражающие своей посредственностью. Так, собрание профессуры самого престижного из университетов отнюдь не производит впечатления «сливок человечества». Полагаю, то же относится и к другим кругам, знакомым мне меньше. Никто не может быть лучшим всегда и во всем. Субъект элиты это индивидуум, общая посредственность которого, являющаяся родовым признаком, содержит в себе по меньшей мере одно исключение, связанное с талантом или умением. Это лучше, чем ничего, но это не бог весть что.
Люди часто поражаются, узнав, что такой‑то великий философ, оказывается, был нацистом, а такой‑то другой – скупердяем или трусом. Все дело в том, что они принадлежали к какой‑либо одной элите, а вовсе не ко всем элитам сразу. Поэтому вряд ли стоит удивляться, если министр делает ошибки в правописании.
Источник: Философский словарь.
ЭЛИТА
понятие буржуазной социологии, обозначающее избранную часть, верхушку общества, стоящую выше остальных людей. Теория Э. — одна из концепций социальной структуры общества, выдвинутых идеологами империалистической буржуазии. Пропагандируется в работах Парето, Моски и др. Согласно этой теории, общество неизбежно разделяется на творческую Э. — избранное меньшинство, занимающее руководящее положение, и пассивные массы, неспособные оказывать влияние на ход истории. Происхождение Э. объясняется буржуазными социологами по-разному. Многие из них считают причиной возникновения Э. природную одаренность составляющих ее людей. Некоторые социологи насчитывают в капиталистическом мире пять самостоятельных элит — политическую, экономическую, административную, военную и идеологическую. В США особенно популярна теория, относящая к Э. капитанов индустрии, крупных бизнесменов. Капиталист, по этой теории,— гений, творческая личность, наделенная прозорливостью, инициативой и предприимчивостью. Любой человек, обладающий от природы этими чертами, может якобы войти в Э. Теория Э. научно несостоятельна и глубоко антидемократична, она отрицает способность народных масс управлять обществом, увековечивает и оправдывает раскол общества на ничтожное меньшинство эксплуататоров и широкие массы эксплуатируемых. Опровержением этой теории явилась практика народных масс в социалистических странах, где они успешно строят новое, справедливое общество без деления на избранных и рядовых людей.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ЭЛИТА
(от фр. elite — лучшее, отборное) — 1. Наиболее видные представители к.-л. части об-ва, высшие слои в системе соц. иерархии. 2. Избранный, изысканный круг людей. В классич. социологии Э. принято называть правящую группу об-ва, противопоставляя ее массе. Наиболее распространены следующие подходы к определению понятия Э.: 1) меньшинство, обладающее монополией на власть, на принятие решений относительно содержания (см. Содержание и Форма) и распределения осн. ценностей в об-ве (К.Маннгейм, А.Этциони, Т.Дай и др.); 2) наиболее активные в полит. отношении люди, ориентированные на власть, осуществляющие наиболее важные функции в об-ве (Г.Моска, С.Келлер, Г.Дюпре и др.); 3) лица, получившие высшие показатели в своей деятельности, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (В.Парето, Ж.Боден, X.Ортега-и-Гассет и др.). Теория Э. — обширная обл. исследований, созданная усилиями соц. философов, социологов, политологов и экономистов. Э. — необходимый элемент соц. структуры об-ва. Часто она противопоставляется массам, «внеэлитным группам». При этом отношению «Э.—массы» часто придается фундаментальное, даже системообразующее значение. Осн. функция Э. заключается в управлении обвом (понимаемом, впрочем, достаточно широко). Чл. Э., как правило, должны обладать высокой интенсивностью соц. и психич. кач-в, что может определяться происхождением и/или образованием. Среди кач-в, присущих Э., в совр. об-ве наибольшее значение имеют властные возможности, богатство, знания, профессиональные умения, соц. положение (статус, престиж). Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ЭЛИТЫ
от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) - высшие социальные группы в системе социальной иерархии; осуществляют функции управления, формируют и демонстрируют эталоны поведения в данном обществе. В обширном блоке теорий Э. представлены разные позиции по ключевому вопросу (что выступает основанием для формирования Э.), но в признании базисной дихотомии "элиты - массы" едины все исследователи, ибо данная дихотомия является ведущим методологическим принципом в анализе социокультурной иерархии. При этом большая группа исследователей предстает в позиции апологетов Э., полагая, что она необходима для развития общества, и даже конец XX в. с его ситуацией постмодерна и попыткой разрушить всяческие иерархии пока не смог ослабить стремление к движению по вертикали. Изменились исторические формы Э. (например, появилась такая специфическая форма, как номенклатура), обозначились новые критерии в определении качества Э. (как и качества массы), но сами Э. не исчезли. Все смены режимов даже под самыми революционными и демократическими флагами приходят к созданию новых социальных вертикалей, к формированию новых Э., прежде всего политических, а затем и встраивающихся в них культурных Э. Репрезентация Э. осуществляется в сите аристократизма (см. "Аристократизм"). Э. поддерживает "традиционные ценности" - престиж религии, образования, семьи. Э., находящаяся у власти, заинтересована в преемственности власти, ее наследовании, поэтому она всегда постепенно склоняется к традиционализму и консерватизму. Политизация всей жизни в XX в. вывела на первый план политические Э., именно они стали объектом пристального научного интереса и в этом качестве утвердились в системе категорий политологической науки.
О. В. Шабурова
Источник: Современный философский словарь
ЭЛИТА
Группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т. д. людей данного общества. В этом значении слова элита противоположна народу. Главный предрассудок, касающийся элиты, состоит в том, что она якобы не нужна и даже наносит обществу вред, а потому ее следует ликвидировать и в дальнейшем не допускать ее возникновения. Например, во многих школах США учителям запрещается ставить на экзаменах плохие оценки, чтобы более способные ученики не оказывались в привилегированном положении. Разделяющие это заблуждение люди обычно любят распространяться о том, как элита эксплуатирует народ и т. д. Это опасный предрассудок, ибо благосостояние, прогресс, а подчас и само существование общества зависят от того, удается ли создать в этом обществе полноценную элиту. Общество, лишенное элиты, обречено на застой и скорую гибель.
Главной причиной возникновения этого предрассудка, помимо зависти, является другое заблуждение: к элите относят людей, происходящих от богатых или влиятельных родителей, принадлежащих к аристократии, плутократии или «номенклатуре». Касты подобного рода, не имея ничего общего с подлинной элитой, имеют тенденцию замыкаться в самих себе. Их существование и претензии на превосходство воспринимаются окружающими как несправедливость; отсюда и рождается неприязнь к любой, даже подлинной элите.
Наконец, с элитой связан еще один предрассудок, согласно которому труд представителей элиты не должен оплачиваться выше, чем труд обычных людей. На самом деле общество, заинтересованное в элите, должно стимулировать таких людей, в частности обеспечивая им более высокий доход. Такая политика окупается сторицей.
См.: народ, равенство.
Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков
ЭЛИТА
группа лиц, сосредоточившая в своих руках высшие, наиболее ценные для общества функции; составляет совместно с народом дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Э. - носитель самосознания общества, составляет элемент массового сознания и одновременно противоположна ему. Э. может распадаться на различные специализированные группы, отношения между которыми является важнейшей проблемой общества.
Правящая элита может частично слиться с духовной элитой, вступая с ней в диалог, но может вступать с ней в конфликт, объединяясь с почвой, организовывать ее истребление. В этом случае правящая Э. лишает себя разума, веры, красоты, а духовная элита - силы. Различие логик обеих Э.
постоянно стимулирует между ними конфликт, который, однако, периодически сменяется стремлением правящей Э. прибегнуть к источникам творческой энергии духовной Э.
для решения своих проблем. Э., постоянно балансируя на сменяющих друг друга разнонаправленных волнах инверсии, переходит от одной смертельной опасности отпадения от народа, разрыва с не коммуникаций к опасности партиципации, т. е. слияния с народом. Первое грозит превратить Э. в глазах народа в носителя мирового зла, в антихриста, второе при низком уровне государственного сознания и государстве иллюзорной веры способность спонтанного творчества народа решить все проблемы ( Основное заблуждение интеллигенции ) грозит возрастающим ростом дезинтеграции. Обе опасности чреваты массовым дискомфортным состоянием, социальной катастрофой.
Элиты постоянно стремятся поднять массовое сознание до уровня своих ценностей, формировать нового человека, прибегая для этого к различным средствам, от просветительства до массового террора. Однако раскол создает для этого исключительные трудности.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
Элита
лучшая часть чего-либо. По книге Ю.Бохеньского "Сто суеверий" [7]: "Элита- группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т.д. людей данного общества. В этом значении слова элита противоположна народу.... Благосостояние, прогресс, а подчас и само существование общества зависят от того, удастся ли создать в этом обществе полноценную (!) элиту. Общество, лишенное элиты, обречено на застой и скорую гибель".
По словарю иностранных слов [12] элита - наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п. В эксплуататорском обществе верхний слой господствующего класса или отдельных его групп.
Понятие элита в любом случае подразумевает ведущую роль ее представителей в обществе. Отсюда и вопросы: куда элита ведет общество? есть ли она, или ее ниша занята другими - "сынками", плутократами, "номенклатурой" и т.п.?
*** Итак - элита - группа наиболее выдающихся по своему характеру, знаниям, образованию, творческим способностям и т.д. людей данного общества. В этом значении элита противоположна народу.... ****
Здесь полезно процитировать Н.А.Некрасова, который очень давно ответил на подобные рассуждения:
"Труд этот, Ваня, был страшно громаден - не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден, голод названье ему.
Водит он армии; в море судами правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами каменотесцев, ткачей.
Выпряг народ лошадей - и купчину с криком "ура!" по дороге помчал....
Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?.."
Суть дела заключается в том, что совершенно неизвестно "А судьи кто?" (божественного-то судьи нет); "судья - народ”, “судья-история”- как-то больше похоже на правду. В то же время история показывает, что так называемая "элита" прилагает немалые усилия, стараясь не допустить представителей "простого народа" к своей кормушке (контрасты и контрасты). Поэтому все рассуждения о народе и элите в духе Бохеньского - от лукавого.
Народ - это, в первую очередь, коллективное творчество масс и мозговой штурм. Элита же в подавляющем большинстве случаев лишь "умеет себя показать", используя специфические интеллектуальные (талант), моральные (честность или лживость, благородство или подлость и пр.) и "должностные" качества, "угождая", в конечном итоге, именно народу. С другой стороны, подобным образом она и должна работать, не следует лишь сильно обольщаться.
Ассоциативный блок.
Не сотвори себе кумира.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ЭЛИТА
(от фр. elite — отборное, лучшее, выдающееся) — высший, привилегированный, избранный слой общества как система взаимодействующих между собой индивидов и иерархия взаимосвязанных друг с другом социальных групп, понятие современной социологии и социальной культурологии. Одним из основателей современной теории Э. считается итальянский ученый, профессор и руководитель кафедры политической экономии в университете г. Лозанны В. Парето (1848— 1923), автор труда под названием «Трактат по общей социологии: В 2 т.» (1916). Парето предложил рассматривать общество как систему взаимодействующих элементов без выделения в качестве предмета анализа производственно-экономических и хозяйственных отношений. Возникновение Э. в обществе как равновесной упорядоченной системе Парето объяснял изначальным психологическим неравенством людей и разницей в их природных способностях и талантах. Отношения между Э. и остальной частью населения выражаются в ее неизбежном подчинении и приспособлении к деятельности и требованиям избранного слоя общества, т.к. именно Э. добивается наивысших результатов в выбранной ею сфере приложения своих сил и талантов. Парето предложил разграничить Э. на правящую и неуправляющую, т.е. занятую наукой и художественным творчеством. Одновременно он сформулировал важнейшие принципы, лежащие в основе деятельности правящих Э. западных государств. Ими у него являются манипулирование массами, постоянное воздействие на их эмоции и использование силы, что в то время выглядело как обоснование идеологии фашизма. Залогом изменений в жизни общества и в управлении государством Парето считал необходимость круговорота Э., состоящего из циклов подъема и упадка. В современной социологии нет единой концепции Э., хотя общепринято выделять некоторые их разновидности. В эту классификацию чаще всего включают такие Э., как правящая или властвующая (государственные и политические деятели, промышленники, банкиры, юристы, военные), управленческо-организационная (бюрократия, менеджеры), интеллектуальная (ученые, преподаватели), культурно-творческая (деятели культуры и искусства), техническая. Фактически к Э. можно отнести всех тех, кто занимает наивысшие позиции и имеет наивысшие достижения в различных социальных структурах и отраслях деятельности: в хозяйстве, управлении, политике, экономике, технике, армии, науке, искусстве, религии, системе образования, культуры и информации. Это многообразие отражает сложность и многофункциональность структуры и системы современного общества, разнообразие целей и направлений развития современной цивилизации. Поэтому в социологической и культурологической науке сложился целый ряд теорий и методологий исследования и классификации Э., среди которых наибольшее распространение получили биологическая, психологическая, организационно-функциональная, распределительная, технологическая, интеллектуально-творческая теории формирования и существования Э. В то же время такие теоретики культуры, как Х. Ортега-и-Гассет (1883— 1955) и А. Тойнби (1889—1975) видели в Э. ту творческую часть общества, которая обеспечивает поступательное развитие цивилизации и плодотворную жизнедеятельность всего социального организма. На этой основе сложился перечень ведущих качеств, характеризующих Э. в сравнении с остальным населением, или массой. К ним относятся интеллектуальное и моральное превосходство, способность к творчеству, воля, активность, рациональность, целенаправленность, организованность и продуктивность деятельности, умение добиваться своих целей (настойчивость), корпоративность, ответственность и преданность избранному делу. Совокупность этих качеств, сферы и результаты деятельности Э. составляют то, что принято называть элитарной культурой. Проблемы Э. занимают важное место при разработке современных социокультурных концепций западного постиндустриального общества. В частности, в кн. Д. Белла «Приход постиндустриального общества» (1973) «научный город» будущего населен тремя классами Э.: творческая Э. ученых и высший управленческий персонал; средний класс инженеров и профессора вузов; техники и младший преподавательский состав. В большинстве случаев перспективы будущего развития современного общества рассматриваются в связи с признанием важного значения взаимоотношений между различными элитарными группами, а также между Э. и остальным населением, что должно обеспечить нормальное функционирование всей социальной системы.
Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.