ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Элидо-эретрийская школа
одна из сократических школ, существовала в 4—3 вв. до н. э. Основана Федотом из Элиды, любимцем Сократа (по Платону). Впоследствии она была перенесена Менедемом (учеником Стилпона) на Эретрию. Оригинальных произведений этой школы не сохранилось. О ней известно гл. обр. из соч. Цицерона и Диогена Лаэрция. По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники Э.-э. ш. в основном занимались этическими вопросами. Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, к-рое представляет собой постигаемую разумом истину. Менедему также приписывается взгляд, что общие свойства вещей не являются самостоятельно существующими, а проявляются лишь в отдельных конкретных вещах. Др. представители школы: Анхипил, Асклепиад.

Источник: Философский словарь. 1963

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА
одна из сократических школ (4—1-я пол. 3 в. до н. э.). Основана Федоном из Элиды и была известна как «элидская» ( ); преемником Федона был Плистен из Элиды. После Плистена школу возглавил ученик элидцев Мосха и Анхипила Менедем из Эретрии, и она стала называться «эретрийской» (); видимо, на Менедеме история школы заканчивается. Неразлучным другом Менедема был еще один представитель школы — Асклепиад из Флиунта, вместе с ним слушавший Мосха и Анхипила; как и Менедем, он ничего не писал, в отличие от Федона, известного своими сократическими диалогами. Основной источник сведений о школе — Диоген Лаэртий (Vitae).
Во времена Федона и Плистена в школе обсуждались традиционные софистические темы «воспитания нравственности» с особым акцентом на образовательной и преобразовательной силе философии; вероятно, одной из популярных школьных тем было обсуждение роли удовольствия для добродетельной жизни. При Менедеме более интересовались эристическими диспутами в духе поздних мегариков-эристиков, один из которых, Стильпон, вызывал наибольшее восхищение у Менедема. Характерное для Менедема сочетание мегарской эристики с мировосприятием, близким к киническому, лишь подчеркивает в целом неоригинальный характер учения Элидо-эретрийской школы.
Лит.: Mallet С. Histoire de lecole de Megare et des ecoles dEus et dEretrie. P., 1845. См. также лит. к ст. Сократические шкалы.
М. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА
школа древнегреческой философии, объединявшая одну из небольших групп учеников Сократа с неясным для нас направлением мыслей. Федон из Элиды (по имени к-рого назван знаменитый диалог Платона), любимец Сократа, присутствовавший при его смерти 18-летним молодым человеком, основал в Элиде после смерти Сократа собств. школу, близкую к мегарской школе. Менедем и Асклепиад перенесли школу Федона в Эретрию, где эта школа имела кратковрем. успех. Менедема причисляли к эристикам и диалектикам (Sen. epist. II 134). Возможно, он был близок к Антисфену, потому что признавал только утвердительные категорич. суждения и отвергал суждения отрицательные и гипотетические, а также отличался религ. свободомыслием (там же, II 135), хотя, по-видимому, и был далек от кинич. номинализма (Simplic. categ.; 68a 24). Сближать его с платонизмом тоже нельзя (Diog. L. II. 134). По-видимому, Э.-э. ш. была эклектическим течением. Лит.: История философии, т. 1, М., 1940; с. 146; Mallet С., Histoire de l´?cole de M?gare et des ?coles d´?lis et d´?r?trie, P., 1845; ?relier L., Ph?dons Lebensschicksale und Schriften, в его кн.: Ausgew?hlte Aufs?tze aus dem Gebiete der classischen Altertumswissenschaft, В., 1864; Wi1amowitz-M?llendorif U. von, Phaidon von Elis, "Hermes", 1879, Bd 14; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 2, Abt. 1, Lpz., 1922; ?berweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1, В., 1926. A. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.