ЭЛЕМЕНТ
составная часть чего-н. См. также система, эмерджентность.
Литература: [122].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Элементы
1) простейшие начала, нечто неразложимое в данной структуре; 2) простейшие составные части сложного целого.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Элемент
(лат. eltmentum – стихия, первоначальное вещество) – философская категория, обозначающая составную часть системы, сложного целого (см. Структура).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Элемент
мельчайшая структурная субъединица, ячейка некоего целого, предел данного способа деления какого-либо явления, объекта. При другом способе деления Э. сам может выступать системой. Базисная смыслообразующая семантическая единица древнего мировоззрения под названием
элементализм.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Элемент
/D/Element /Е/ Element /F/ Element /Esp/ Element
Неразложимый далее в данной системе компонент сложных систем. Любой объект, который может сам иметь сложное строение, связанный с другими объектами в систему. Элементами системы служат ее составные части, менее сложные подсистемы.
Источник: Философия, практическое руководство
Элемент(ы)
от лат. elementum — стихия, первоначальное вещество, первовещество) — 1) составная часть сложного целого; 2) в греч. натурфилософии первовещества, стихии — вода, воздух, огонь, земля, эфир (пятый элемент — квинтэссенция); в индийской философии — огонь, ветер, земля, вода, эфир; в китайской философии — металл, земля, дерево, вода, огонь.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Элемент
относительно неделимая часть системы; составная часть чеголибо. Для общества как социальной системы элементом является взаимодействие либо индивидуальное социальное действие. В качестве элемента социальной системы обычно фигурирует индивид или подмножество индивидов. Так, элементом мировой системы является страна, а элементом рынка фирма. В ряде моделей социальных систем людей относят к окружающей среде, а в качестве элемента рассматривают социальное взаимодействие или коммуникацию.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ЭЛЕМЕНТЫ
лат. elementum - стихия, первовещество; калька греч. stoiheia, от stoihos - члены ряда, т.е. первоначально буквы алфавита) - в ранней древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как "пятый элемент" (лат. quinta essentia - "пятая сущность") - ночь либо эфир. Впервые в традиционном смысле употреблено Платоном (обозначение Э. как правильных многогранников). Аристотель придал Э. статус универсального понятия онтологии, космологии, гносеологии и др. В древнекитайской философии Э. - металл, земля, вода, дерево, огонь. Э. в древнеиндийской философии - эфир, вода, огонь, ветер, земля. В алхимии - Э. - сера, серебро, соль и т.д. После постулирования Юнгиусом тезиса о том, что земля являет собой неисчислимое множество Э., Бойль сформулировал определение Э. как веществ, неразложимых на более простые вещества. В настоящее время под Э. подразумеваются составные части сложного целого.
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
ЭЛЕМЕНТЫ
(Elemente; от лат. elementum — «основное вещество») — в греческой философии первовещества (см. также Архе), а именно: огонь, вода, воздух, земля, а также (как пятый элемент; лат. — Quintessenz) эфир. В индийской философии различались следующие элементы: огонь, ветер, земля, вода, эфир; в китайской философии — металл, земля, дерево, вода, огонь; в средневековой алхимии, с одной стороны, различались такие элементы, как влажный — сухой, холодный — теплый, с другой стороны — сера, соль, серебро. После того как Юнгий выдвинул положение о том, что земля представляет собой огромное множество элементов, Бойль дал научное определение элемента как основного вещества, неразложимого на еще более простые вещества. В настоящее время известно более 100 элементов. — В переносном смысле элемент — составная часть.
А. Lumpe. Der Begriff «Element» im Altertum, in: Arch. Begriffsgesch., 7 (1962); G. A. Seeck. Über die E. in der Kosmologie des Aristoteles, 1964; E. Ströker. Denkwege der Chemie. Elemente ihrer Wissenschaftstheorie, 1967.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ЭЛЕМЕНТ
лат. elementum — стихия, первоначальное вещество) — понятие объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее пределах как неделимый (напр., атом в системе “молекула”, электрон в системе “атом” и т. д.). Однако “неделимое” в одной системе оказывается делимым в др. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического познания природы. Первые древнегреч. материалисты признавали единым Э. мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит). Такие античные философы, как Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как мельчайших, неделимых частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало противоречие между стремлением естествоиспытателей найти простейшие Э. материи и отсутствием в природе таковых в силу бесконечности и неисчерпаемости материи. Великие естественнонаучные открытия в конце 19 в. подорвали господствовавшие представления о существовании первичных и бесструктурных атомов. Совр. физика стремится доказать сложность строения электронов, нейтронов и др. частиц, рассматриваемых как элементарные, подтверждая этим тезис об отсутствии в природе простейших, неразложимых Э.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Элемент
(лат. elementum — стихия, первоначальное вещество) — понятие, означающее первичные частицы материи, из комбинаций к-рых складывается все многообразие предметов материального мира. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического познания природы и отражает уровень человеческих знаний о строении материи. С развитием науки это понятие меняет и обогащает свое содержание. Древнегреч. материалисты признавали единым Э. мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит). Античные философы Демокрит, а позднее Эпикур выдвинули учение об атомах как мельчайших неделимых частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало противоречие между стремлением естествоиспытателей найти простейшие Э. материи и отсутствием в природе таковых в силу бесконечности и неисчерпаемости материи вглубь. Великие естественнонаучные открытия в конце 19 в. подорвали господствовавшие представления о существовании первичных и бесструктурных частиц материи. Совр. физика доказала сложность строения электронов, нейтронов и др. «элементарных» частиц и этим подтвердила диалектико-материалистический взгляд, согласно к-рому природа (материя) не имеет простейших, неразложимых Э. «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...» (В. И. Ленин, т. 14, с. 249).
Источник: Философский словарь. 1963
ЭЛЕМЕНТ
неразложимый далее (в данной системе) компонент сложных тел, материальных систем, теоретических конструкций. Смысл, вкладываемый в понятие «Э.», менялся с развитием человеческого познания. В некоторых философских учениях древности под элементами понимались неразложимые конкретные виды вещества, стихии (вода, воздух, земля, огонь), из превращений к-рых возникает все многообразие явлений мира. Начиная с Демокрита роль первичных, простейших элементов стали играть атомы, мельчайшие частицы материи (Атомистика). В настоящее время в науке термином «Э.» обозначают большей частью любой объект, связанный какими-то отношениями с другими объектами в некоторый единый комплекс, систему. Связь элементов системы обозначается термином «структура». Так, элементами системы противовоздушной обороны являются зенитные установки, аэродромы истребительной авиации, радиолокационные станции, элементами шахматной игры — различные шахматные фигуры, ходы и т. д. При построении научных теорий, раскрывающих существенные связи сложных систем, отправляются от некоторых первоначальных, элементарных понятий. Так, Маркс, создавая теорию капитализма, за исходный пункт взял понятия, отражающие элементарную ячейку, «клеточку» капиталистического хозяйства — товар. Начав с анализа акта товарного обмена, он построил систему понятий, раскрывающих особенности, закономерности капитализма как развитой формы товарного хозяйства.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ЭЛЕМЕНТЫ
лат. elementa — семантическая калька греч. от ряд, собственно — член ряда) — термин античной философии, первоначально — «буквы» (алфавита), затем — простейшие начала, элементы (старославянская транскрипция — «стихии»). Уже атомисты сравнивали сочетания атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов (см. Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970, фр. 240). Впервые элементы (стойхейа) как метафорическое обозначение простейших чувственных тел встречаются у Платона («Теэтет» 20 le), что подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Whrli), согласно которому Платон первым ввел этот термин как обозначение физических элементов (ср. «Софист» 252Ь). Для Платона, однако, «элементы» — не четыре «корня» Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их правильные многогранники («Тимей» 46b, 56b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент становится философским термином, употребляющимся очень широко — от онтологии и космологии до гносеологии и теории доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн. «Метафизики»), сохраняя общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т. е. «качественно» («Метафизика», 1014а25). Из четырех «причин» (архе) элементами оказываются только форма и материя как «имманентные» начала. Впоследствии значение термина сужается, закрепляясь в основном за «четырьмя элементами». В геометрии элементы — «доказательства», «аксиомы» (ср. «Начала» Евклида в традиционном русском переводе; согласно В. Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой точке зрения термин «стойхейон» проник в философский лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н. э. Лукреций, используя сравнение атомов с «буквами», впервые передал греч. как elementa, от «эл-эм-эн» — ср. рус. «абевега» и т. д.), а Цицерон первым применил новый термин к «четырем элементам» Эмпедокла.
В дальнейшем элементами стали называть составную часть сложного целого.
Лит.: Schwabe W. «Mischung» und «Element» im Griechischen bis Platon. Wirt- und bcgriffi>geschichtliche Untersuchung, insbesondere zur Bcdeutungsentwicklung von Bonn, 1980.
А. В. Лебедев
Источник: Новая философская энциклопедия
ЭЛЕМЕНТ
(лат. elementum — стихия, начало) — в общем смысле: составная часть ч.-л. В строгом смысле: неразложимая далее составная часть системы, объекта; свойства и кач-ва Э. явл. миниальными определениями структурной и функциональной специфики данной системы. Понятие «Э.» почерпнуто из римских переложений учений греч. философов, где оно выступало аналогом греч. терминов «стихия», «архе» в смысле «первоначало», «первовещество». Антич. философия, как правило, признавала 4 Э.: огонь, вода, воздух, земля; Аристотель ввел 5-й Э., или «квинтэссенцию», — эфир. Эта концепция была канонизирована ср.-век. схоластикой и сохраняла свою роль в науке вплоть до XVII в. В ср.-век. и ренессансной алхимии также фигурировало представление о 3-х универсальных Э., комбинации к-рых определяют все взаимопревращения веществ: сера, соль, серебро. Важную роль в развитии философии и науки сыграло введение понятия «хим. Э.». Гипотеза о том, что все вещества, составляющие Землю и Вселенную, состоят из разл. комбинаций конечного числа Э., была выдвинута в XVII в. нем. математиком и физиком И.Юнгиусом. Затем англ. ученый Р.Бойль (1627— 91) дал классич. определение хим. Э. как простого вещества, неразложимого на др. вещества и сохраняющего свои хим. и физ. свойства при любых условиях. Согл. ему, кол-во Э. значительно превосходит 3, 4 или 5, а сами Э. м.б. обнаружены посредством разложения сложных веществ в ходе хим. реакций. Открытие наиболее распространенных хим. Э. и попытки их строгой классификации, производившиеся в XVII—XIX вв., привели к формулировке Д.И.Менделеевым периодического з-на (1869), согл. к-рому хим. и физ. свойства Э. распределяются в зависимости от атомного веса. В начале XX в. его формулировка была скорректирована в свете новых представлений о сложном строении атома. Согл. совр. представлениям хим. свойства Э. определяются кол-вом электронов и их взаимодействием с атомным ядром. На данный момент известно 109 хим. Э., включенных в периодическую систему Менделеева. В социологии и др. соц. науках термин «Э.» обозначает индивида как представителя к.-л. соц. группы, слоя, страты («деклассированный Э.» и т.д.), но может также употребляться и в собирательном значении. Лит.: Кедров Б.М. Эволюция понятия элемента в химии. М., 1956. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
элемент
ЭЛЕМЕНТ (лат. elementum) — член ряда, часть целого, термин античной философии. Первоначально — буквы. Разные тексты порождаются одним и тем же набором букв (Лукреций). Графическое (буквенное) изображение Э. сродни использованию в тех же целях геометрической графики. Так, простые тела изображаются в виде правильных многогранников как графических синонимов физических Э. («Теэтет» Платона). Однако «четыре корня» мироздания, введенные Эмпедок-лом (земля, вода, воздух, огонь), еще не отождествлены Платоном с многогранниками («Тимей» Платона). Это отождествление первым провел Цицерон. У Аристотеля метафорическое иносказание тускнеет, и Э. становится философским термином с широким спектром значений: в онтологии, гносеологии, в теории доказательства как «первичная, имманентная составная часть, неделимая по виду» («Метафизика» Аристотеля), иначе: неделимая «качественно». Вслед за натурфилософским элементаризмом древних начался «опытно-теоретический» этап веществознания. Алхимия соединила опыт и теорию в одном деянии — делании. Но элементная идеология относится, скорее, к деянию, нежели к деланию. Поэтому их надо разделить. Возможно ли разделить опыт и теорию в алхимии, как раз и претендовавшей на их неразложимый синтез? Появляется «философская ртуть». Как видим, действие алхимика двузначно. Что за странный эпитет — «философская»? Вещество исчезает, превращаясь в эфемерный акцидентальный принцип, тут же, впрочем, и уплотняющийся. Именно поэтому эту ртуть можно взять и нагреть. Имя и вещь, удваиваясь, раздваиваются. Э.-стихии следовало перемешать — не мысленно, а руками. Но как это сделать? Сначала переименовать, причем так, чтобы новые имена стали вещественней старых, и утвердить это как новую предпосылку. Алхимия так и поступила. Ей удалось наполнить смыслом квазинаучной идеализации бессмыслицу собственной вещно-«понятийной» онтологической модели, ставшей моделью гносеологической. Далее — в историческом следовании — формируются алхимические представления, когда принцип обретает вещественность, а вещь — «принципиальность» (Александрийская алхимия 2—6 вв., химия арабов 12—13 вв., алхимия христианских докторов 13—14 вв., позднесредневековая алхимия 15—16 вв.). По этим узловым точкам выстраивается траектория трансмутации алхимических начал на пути к элементаризму 18 в. По ходу этой истории намечаются анимистические и механико-физикалистские тенденции алхимической мысли, в закономерной дополнительности возвращающие наблюдателя к Э.- началу и, одновременно, продвигающие его же к Э.-частице. Трактат Роджера Бэкона «Умозрительная алхимия» выявляет элементно-антиатомистический ход его рассуждений, влекущий к модернизаторскому соблазну истолковать этот сюжет как «предощущение» идей кратности и постоянства состава в химическом индивиде; идей, соотносимых сейчас с именами Дальтона и Пруста (18—19 вв.). Историчнее связать этот сюжет с судьбами демокритовского атомизма и основами природознания в средние века. Таким образом, герметическая традиция высокого средневековья выступает посредствующим звеном между созерцательным эмпирическим опытом Оксфордской школы и схоластическими умозрениями в сфере средневекового природознания (см. Герметизм). Однако алхимическая идеализация живет не сама по себе, а в конкретных познавательных проблемах, связанных с преобразованием вещества. Всеобщая превращаемость вещества, из которой следует возможность трансмутации металлов, коренится в идее первичной материи как совокупности всех свойств-качеств и Э.-стихий. «Ртуть—соль—серная» — теория алхимиков, выглядит, на первый взгляд, переформулировкой Аристотелевой натурфилософии. Однако изучение исторической трансмутации «Аристотелевых» алхимических первоначал свидетельствует о двойственной «номиналистически-реалистической» их природе, обещающей взаимные переходы элементаризма и атомизма (квазиатомизма) в средневековой теории познания. В Аристотелевых началах-стихиях, абстрактных качественных принципах алхимик видит и то, что видел Аристотель, но и нечто иное — вещественное, рукотворно преобразуемое. Аристотелева вода, напр., у алхимиков — знак холодного и влажного, но и та вода, которую можно пить, и aqua fortis (азотная кислота), и aqua regis (царская водка). Аристотелевы начала-стихии обретают чувственную предметность, выстраиваясь в триаду принципов, но и веществ: ртуть, серу, соль. Имя и вещь-вещество и слиты, и разведены в одном термине и в одном предписании: «Возьми, сын мой, три унции серы и пять унций злости». Рационально-сенсуалистический «кентавр», «понятийно»-художественный образ — примета мышления, радикально отличного от нынешнего. Учение об алхимических субстанции и акциденции (сущность всех металлов едина; различны их акцидентальные формы) обусловливает «врачующий» характер алхимического «экспериментирования», укорененного в двух как будто не взаимодействующих друг с другом тенденциях алхимического мышления, но вытекающих из того же источника — из «номиналистически-реалистической» природы алхимии. Первая тенденция: разрушение (уничтожение) видимых форм вещества, физическое и физико-химическое воздействие на вещество как путь к выявлению сущности, формы форм, лишенной каких-либо свойств, кроме идеального совершенства (Александрийская алхимия 2—4 вв.). На этом пути можно усмотреть предельную «физикализацию» алхимической мысли. Вторая тенденция: христианская одухотворенная предметность (алхимия в западной Европе в 12—14 вв.). На этом пути усматривается предельная «биологизация» алхимической мысли, ведущая к формированию идеи химического индивида. В живом взаимодействии этих тенденций можно усмотреть «предвосхищение» современной химии. Век 18 в истории элементаризма отмечен именами Р. Бойля и А.Л. Лавуазье. Но это уже страницы истории химии, как, впрочем, и Э. у предшественников Д.И. Менделеева. Завершающей точкой в этой истории стало менделеевское понимание химического Э., уточненное в свете современной науки. В.Л. Рабинович Э. — простая неделимая часть, входящая в структуру целого. Следует различать определения Э. в области естествознания и философии. В отличие от физико-математических наук, Э. в эпистемологии не обязательно является частицей, символом, знаком и может вообще не иметь конкретного носителя. Понятие Э. восходит к досократическому этапу античной философии и связано с проблемой первоэлемента. Таковыми могут выступать стихии (вода, воздух, земля, огонь), бескачественная материя (апейрон), неделимые частицы (атомы), числа и т.д. Особый интерес представляет точка зрения Пифагора, согласно которой мир состоит из чисто идеальных Э. — чисел. Пифагорейское учение позволило Платону и Аристотелю пересмотреть узкоматериальный взгляд на Э. как на телесную структуру и представить его как неделимое понятие. В эпистемологии неореализма вводятся три Э.: ощущение, физический объект (или событие) и чувственное данное. Чувственное данное является посредствующим звеном между актом опыта и реальностью. При этом оно может соответствовать или не соответствовать физическому объекту. Стремление к фиксации максимально возможного количества соответствий и создание строгого языка выступает центральной задачей неореалистического учения об Э. В эпистемологии структурализма Э. выступает исходным материалом для создания дискурса. Структура определяется как упорядоченная система Э. При этом вводится функция — автор, которая задает порядок связи Э. Неореалистическая и структуралистская позиции являются крайними полюсами современной эпистемологии. Согласно неореализму, Э. и порядок связи между ними не зависят от человека и являются объективной реальностью. Согласно структурализму, только автор выбирает Э. и порядок связи между ними. Большинство современных эпистемологов, в целом, отвергают обе точки зрения как односторонние, придерживаясь убеждения об отсутствии единого представления об Э. Так, в большинстве теорий доказывается, что в области естествознания Э. и их порядок могут лишь открываться и фиксироваться, тогда как в области гуманитарных наук выбор Э. и способ их связи в систему зависят от интерпретации. Это приводит к усложнению представления об Э. и системе, к выявлению многообразия их типов и способов связи. Определение элементарных понятий выступает центральной задачей эпистемологического анализа. В эпистемологии неореализма вводятся три элемента: ощущение, физический объект (или событие) и чувственное данное. Чувственное данное является посредствующим звеном между актом опыта и реальностью. При этом оно может соответствовать или не соответствовать физическому объекту. Стремление к фиксации максимально возможного количества соответствий и создание строгого языка выступают центральной задачей неореалистического учения об Э. В эпистемологии структурализма Э. выступает исходным материалом для создания дискурса. Структура определяется как упорядоченная система элементов. При этом вводится «функция-автор», которая задает порядок связи Э. Неореалистическая и структуралистская позиции являются крайними полюсами современной эпистемологии. Согласно неореализму, элементы и порядок связи между ними не зависят от человека и являются объективной реальностью. Согласно структурализму, только автор выбирает элементы и порядок связи между ними. Большинство современных эпистемологов в целом отвергают обе точки зрения как односторонние, придерживаясь убеждения об отсутствии единого представления об Э. Так, в большинстве теорий доказывается, что в области естествознания Э. и их поряг док могут лишь открываться и фиксироваться, тогда как в области гуманитарных наук выбор Э. и способ их связи в систему зависят от интерпретации. Это приводит к усложнению представления об Э. и системе, к многообразию их типов и способов связи. СВ. Никоненко Лит.: Кедров Б.М. Эволюция понятия элемента в химии. М., 1956; Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979; Diels H. Elementum. Leipzig, 1899.
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки