Элейская философия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Элейская философия
или философская школа, основана в VI в. до Р. Хр. на западной окраине территории греческого народа, в городе Элее, что в Сицилии, тогда как ионийская философская школа образовалась на восточной окраине, на берегах и островах Малой Азии. Основателем элейской школы был Ксенофан; последователями его были Парменид, Зенон, Мелис. Сущность элейского учения всего лучше определяется его отношением к ионийской философии. Ионийская школа весь мир явлений признавала чем-то действительным и производила его из вещественных начал; а элейская признавала все явления или многое только призраком или чем-то в действительности не существующим; истинно же сущее есть единое, доступное только умственному созерцанию. Элейское учение в античном мире было своего рода идеализмом и мистицизмом, который на практике повел потом к аскетизму. Оба эти крайние направления философии, проявившиеся на двух оконечностях греческой территории, были потом приведены в некоторое равновесие в Аттике, как центре Греции. Но недоверие к опыту, к вещественному миру и предпочтение умозрению проходит сквозь всю историю древней философии и не осталось без важных результатов: с одной стороны, произошла крайняя скудость естествознания, а с другой — в последние века древнего мира — самое дикое огрубение нравов и самый суровый и возвышенный аскетизм.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Элейская философия
или философская школа, основана в VI в. до Р. Хр. на западной окраине территории греческого народа, в городе Элее, что в Сицилии, тогда как ионийская философская школа образовалась на восточной окраине, на берегах и островах Малой Азии. Основателем элейской школы был Ксенофан; последователями его были Парменид, Зенон, Мелис. Сущность элейского учения всего лучше определяется его отношением к ионийской философии. Ионийская школа весь мир явлений признавала чем-то действительным и производила его из вещественных начал; а элейская признавала все явления или многое только призраком или чем-то в действительности не существующим; истинно же сущее есть единое, доступное только умственному созерцанию. Элейское учение в античном мире было своего рода идеализмом и мистицизмом, который на практике повел потом к аскетизму. Оба эти крайние направления философии, проявившиеся на двух оконечностях греческой территории, были потом приведены в некоторое равновесие в Аттике, как центре Греции. Но недоверие к опыту, к вещественному миру и предпочтение умозрению проходит сквозь всю историю древней философии и не осталось без важных результатов: с одной стороны, произошла крайняя скудость естествознания, а с другой — в последние века древнего мира — самое дикое огрубение нравов и самый суровый и возвышенный аскетизм.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876