Элеаты, Элейская школа

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Элеаты, Элейская школа
древнегреческая школа философии (VI – V вв. до н. э.). Основатель – Ксенофан Колофонский, гл. представители: Парменид, Зенон из Элеи (отсюда назв.), Мелисс Самосский. Отводя гл. роль познании мышлению, Э. противопоставили его чувств. восприятию как текучему и неустойчивому; впервые в истории философии выдвинули идею единого Бытия, понимая его как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элементе действительности, исключающее множественность вещей и их движение.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (ЭЛЕАТЫ)
философская школа в Древней Греции(конец VI – середина V в. до н.э.), представлен нам Парменидом и Зеноном из Элей,  Мелиссом  из  Самоса.  К  непосредственным  предшественникам  элеатов относится Ксенофан из Колофона. Логика развития элейской школы в целом вела от  материализма  к  идеализму  (учение  Платона  было  основано  на  концепции Парменида).  Самый  яркий  деятель  элейской  школы  Парменид.  Центральная категория его идеалистического  учения – бытие. Бытие предстает у него в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Он утверждал, что мысль –  это всегда мысль о предмете, мысль – это всегда бытие. Никакого инобытия нет, существует только бытие. Познать такое бытие можно только при помощи интеллектуальной интуиции. Ученик и друг Парменида Зенон находит свои аргументы в защиту о неподвижном бытии, известные как апории Зенона. Третий представитель элейской школы – Мелисс выдвигает идею о бесконечности мира. Стремясь устранить из учения Парменида все непоследовательности, он пришел к выводу, что если бытие едино, то оно должно быть бестелесным.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Элеаты(элейская Школа)
Элеей называлась греческая колония, расположенная на юге Италии. Именно там родились Парменид и Зенон Элеат (не путать с основателем стоицизма Зеноном из Китиона), возглавившие так называемую элейскую школу. Если верить тому, что сохранила традиция, они отрицали существование движения, изменения и множественности, настаивая на единстве и неизменной сущности бытия. Элеаты пытались доказать, что видимое и признаваемое расхожим мнением за истинное таковым не является. Отсюда парадоксы Зенона (Ахилл никогда не догонит черепаху; летящая стрела неподвижна и т. д.) и вечное, абсолютное, «сплошное» бытие Парменида. Бытие есть, небытия нет. Значит, изменения (которое предполагает переход от бытия к небытию и от небытия к бытию) не существует. В этом смысле элеаты опровергали учение Гераклита.
Что касается меня, то я, основываясь на труде Марселя Конша («Парменид. Фрагменты поэмы», 1996), вижу в этом учении прежде всего идею вечного присутствия; не отрицание Гераклита, но его понимание sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности). В настоящем времени бытие и изменение составляют единое целое. Все меняется (что подтверждает правоту Гераклита), но все меняется только в настоящем, которое постоянно остается тождественным самому себе (что подтверждает правоту Парменида: «Его не было, его не будет, потому что оно есть сейчас»). Таким образом, вечность и время – это одно и то же. Но что именно? Настоящее, которое проходит и в то же время остается неизменным, как стрела в полете, одновременно движущаяся (там, где она была, ее уже нет, а там, где она будет, ее еще нет) и неподвижная (она есть здесь и сейчас).

Источник: Философский словарь.