ЭЛБАКЯН Екатерина Сергеевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭЛБАКЯН Екатерина Сергеевна
(р. 21.2.1962) — спец. в обл. фил ос. религии и религиоведения; д. филос. н. Окончила филос. ф-т МГУ (1985), асп. там же (1988). С 1992 по 2002 работала н. с. в иссл. центре «Религия в современном обществе» Рос. независимого инта соц. и нац. проблем, с 1993 — ст. н. с, с 1997 — вед. н. с. Являлась ученым секретарем Центра. Параллельно с 1992 по 1997 преподавала религиоведение и филос. в Мое. физико-техн. ин-те в должности преп., с 1994 — ст. преп. Канд. дисс. — «Критический анализ христианской трактовки социальной справедливости» (1990). Докт. дисс. — «Религиозный феномен в сознании российской интеллигенции XIX — начала XX в. (Философско-исторический анализ)» (1997). Э. явл. гл. соредактором энц. словаря «Религиоведение», «Энциклопедии религий», энц. словаря «Христианство», науч. ред. «Новой российской энциклопедии» в 12 т. (изд-во «Энциклопедия»). В наст. вр. Э. является отв. секретарем ред. колл. научно-теор. ж. «Религиоведение», вед. науч. ред. религиоведческого цикла изд-ва «Академический проект», проф. Академии труда и социальных отношений. Разрабатывая проблемы отношения рос. интеллигенции к религии и церкви, Э. применяет методологию франц. школы «Анналов», позволяющую успешно анализировать ментальные структуры сознания разл. соц. страт об-ва. Исследуя проблемы масонства, Э. показывает его специфику в России, объяснение к-рой она также находит в ментальности сознания рос. масонской интеллигенции. Через призму ментальных и архетипических особенностей сознания Э. анализирует и восприятие представителями разл. христ. конфессий экон. и хозяйственнопредпринимательской деятельности. Каритативная деятельность Рус. православной церкви рассматривается в работах Э. как в практич. (разл. формы милосердноблаготворительной деятельности), так и в теор. (концепция милосердия) срезах, с учетом ист. опыта, в к-ром отмечаются как позитивные, так и негативные моменты. Изучая вопросы взаимосвязи экономики и религии, Э. анализирует тексты Священных Писаний, документы соборов, труды видных религ. деятелей и др.) и практич. стороны (монастырское хозяйство, совр. предпринимательская активность, формирование финансовых потоков и др.) хозяйственно-экон. деятельности разл. христ. конфессий в прошлом и настоящем. Рассматривая теор. аспекты религиоведения, его соотношение с теологией, Э. акцентирует внимание на их демаркации, сопоставляя объекты, предметы и методы религиоведения и теологии, и приходит к выводу об их различии и несовпадении, о невозможности подмены религиоведения теологией и наоборот. Э. является переводчиком работ и фрагментов работ Ф.-М. Мюллера, Б. Малиновского, У. Джеймса, А. Швейцера.
Соч.: Религия в сознании российской интеллигенции XIX — начала XX в. М., 1996; Концепции религии в «философии жизни» // Лекции по религиоведению. М., 1998; Милосердно-благотворительная деятельность в лоне русского православия: прошлое и настоящее// Милосердие. 2-ое изд., перераб. и доп. М., 1998; Этика и экономика в христианском миросозерцании // Религия и право. 1999. № 4-5 (13-14); Интеллигенция и молодежь в контексте российской цивилизации. (В соавт.). М., 2000; Религиоведение и теология: к проблеме демаркации объектов исследования // Религиоведение. 2001. № 1; Духовный мир российской интеллигенции // Там же. 2001. № 2; Религиозный фактор в современной России // Там же. 2002. № 1 (3); Российская интеллигенция как социокультурный феномен // Общественные науки и современность. 2003. № 3; Бог умер? Да здравствует Бог! («Философы жизни» о религии) // Проблемы философии религии и религиоведения. Калининград, 2003; Религиоведение и теология: специфика объектов исследования // Наука и религия: Междисциплинарный и кросскультурный подход: Научные труды. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

ЭЛБАКЯН Екатерина Сергеевна
Родилась 21 февраля 1962 г. в Орле. Окончила с отличием философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1985), аспирантуру там же (1989). В 1998-1999 гг. на стажировке в Институте восточноевропейской истории и страноведения при Тюбингенском университете (Германия). С 1992 г. н.с., с 1993 г. ст.н.с., в 1997-2002 гг. в.н.с. исследовательского центра «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем (г. Москва). С 1992 г. преп., в 1994-1997 гг. ст. преп. кафедры философии Московского физико-технического института. С 2007 г. проф. кафедры социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений (г. Москва). В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию «Критический анализ христианской трактовки социальной справедливости». В 1996 г. защитила докторскую диссертацию «Религиозный феномен в сознании российской интеллигенции XIX – начала XX вв.». Ответственный секретарь редколлегии журнала «Религиоведение». Специалист по религиоведению, социологии и философии религии. Разрабатывая проблемы отношения российской интеллигенции к религии и церкви, применяет методологию школы «Анналов. В результате пришла к выводу, что несмотря на антиклерикальную и во многом атеистическую идеологию российской интеллигенции XIX – начала XX вв., ее ментальность оставалась религиозной. В советский период, напротив, позитивное отношение некоторых представителей интеллигенции к религии оценивается как своего рода свободомыслие (в смысле свободы от общепринятых в обществе норм и ценностей). Изучает вопросы секуляризации, свободы совести и вероисповеданий, религиозной ситуации в России и других странах мира.
Основные публикации Позднеантичное понимание социальной справедливости // Вестник Московского университета. Философия. 1993. № 6; Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 1994. № 5. В соавт.; Христианское видение социальной справедливости и национального согласия // Национальное и религиозное. М., 1996; Российская интеллигенция и религия: превратности отношений // Власть. 1996. № 6; Религия в сознании российской интеллигенции XIX - начала ХХ вв. М., 1996; Милосердноблаготворительная деятельность в лоне русского православия // Милосердие. М., 1998; Религиозно-этические основы хозяйственно-предпринимательской деятельности в протестантизме // Протестантизм. Общество. Культура. Омск, 1998; Свобода совести в воззрениях либеральной и церковной интеллигенции (начало ХХ в.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. № 4; Основные направления экономической и хозяйственно-предпринимательской деятельности Русской православной церкви на современном этапе (1989- 1999 гг.) // Церковь и общество. 1999. № 3; Хозяйственно-экономическая деятельность Русской православной церкви. М., 2001. В соавт.; Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. В соавт.; Религиоведение. Учебный словарь. М., 2007. В соавт.; Энциклопедия религий. М., 2008. В соавт.; Интеллигенция в России: «мужество быть» или «самоутверждение вопреки»? М., 2011; Обзор религиозно-конфессиональной ситуации в странах постсоветского пространства и Восточной Европы. В 2-х ч. М., 2011; Научное изучение религии: российский опыт. Saarbrücken, 2012; Вечный поиск истины и правды. Saarbrücken, 2012; Социология религии. М., 2012. В соавт.; Социальная значимость саентологии и активность саентологического сообщества в современной России. М., 2013; Глобализация в эпоху религии, религия в эпоху глобализации // Религиоведение. 2013. № 3; Религии России. Монографический словарьсправочник. М., 2014; История религий. М., 2014; Did the Soviet Religious Studies exist indeed? // Development of the Study of Religions in Central and Eastern Europe in the 20th Century. Leiden, 2015. Ю

Источник: Философы современной России. 2015 г.