ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
совокупность вопросов, затрагивающих смысл и способы индивидуального существования людей, объективированных в процессе самопознания жизнедеятельности отдельной личности. В качестве важнейшего элемента самосознания человека Э. п. рассматриваются в экзистенциализме и связываются с понятием экзистенции. Обращение к Э. п. открывает некоторые стороны и особенности современной повседневной культуры в связи с процессами индивидуального существования человека. Одно из базовых отношений между человеком и культурой заключается в периодически обостряющемся противоречии между общепринятыми ценностями, нормами и канонами поведения и присущей личности потребностью в защите и развитии своей индивидуальности. Существенной предпосылкой для постановки Э. п. может стать постоянно возникающая необходимость личного осмысления нормативно-ценностных начал и стереотипов. С точки зрения экзистенциализма, «по сю сторону мира никогда нет никакого заранее готового человека в качестве «субъекта», все равно принимать ли этот субъект в виде «я» или в виде «мы» (М. Хайдеггер), и, таким образом, через Э. п. происходит процесс «очеловечивания» отношений между личностью и обществом. Поэтому Э. п. не могут сводиться к постановке теоретических вопросов или к накоплению суммы научных знаний об объективном мире: они открываются через полноту и непосредственность восприятия и переживания данного момента существования, т.е. как составная часть индивидуального самопознания и самосознания каждого человека. Как прямо касающиеся отдельной личности, Э. п. превращаются в таковые лишь в том случае, если они связаны с его личным выбором и ответственностью, что означает обретение ценностной ориентации, становящейся достоянием конкретного человека, а не навязанным извне повелением. При учете этих факторов Э. п. не может быть, например, рождение, т.к. этот вопрос находится вне компетенции каждого человека и порождает у него состояние заброшенности в этот мир. Круг Э. п. может быть довольно широким, но в качестве важнейших, как правило, выделяют проблемы жизни и смерти, что охватывает основные фазы индивидуального существования каждого человека от детства до старости. Среди других современной философской мыслью обсуждаются вопросы свободы выбора, личной ответственности, общения, любви, счастья, страха, отчуждения, одиночества и веры. Одновременно принято отмечать, что традиции постановки и обсуждения Э. п. были заложены в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Фр. Ницше, в «философии жизни». Глубокой постановкой Э. п. отличалась также русская классическая художественная литература в лице Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, а также русский религиозный экзистенциализм, представленный Н.А. Бердяевым и Л. Шестовым. В сер. ХХ в. Э. п. разрабатывались в философских работах, публицистике и художественной прозе западного экзистенциализма.