ЭКЗЕГЕТИКА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЭКЗЕГЕТИКА
истолкование библейских текстов.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Экзегетика
правила и приемы истолкования религиозных текстов (Библии, Корана и др.).

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Экзегетика
греч. ex?g?tik?, от ex?g?omai — истолковываю) — понятие, тождественное герменевтике — искусству истолкования текстов.

Источник: История и философия науки

Экзегетика
почти то же, что и герменевтика — наука, излагающая правила, как объяснять писателей. Названия экзегетики или герменевтики употребляются преимущественно в богословских науках.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ЭКЗЕГЕТИКА
раздел христианского богословия, состоящий из истолкований и объяснений библейских текстов; для оригинальных мыслителей нередко была, прежде всего, формой изложения и обоснования собственных воззрений.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ЭКЗЕГЕТИКА (от греч. exegeo-mai - истолковываю)
раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии. Одной из гл. задач Э. является подбор доказательств, подтверждающих богодухновенность «св. книг» и их непреходящее значение для воспитания релит, веры и нравственности.

Источник: Атеистический словарь

ЭКЗЕГЕТИКА
(от греч. exegetike - истолковываю) - то же, что герменевтика как искусство и теория истолкования текстов; правила и приемы истолкования античных и религиозных текстов, главным образом Библии и Корана. Для христианских экзегетов основная проблема состояла в согласовании понимания иудейского по происхождению Ветхого и Нового заветов, в устранении противоречий в библейских текстах. В средние века преобладала нелитературная интерпретация Библии: тексты Ветхого завета рассматривались как предвосхищения аналогичных эпизодов Нового завета, как символические уроки и аллегории. В католической экзегетике разрабатывались четыре основных принципа истолкования; историческое (буквальное), аллегорическое, моральное и спекулятивное (мистическое). Протестантская экзегетика, появившаяся после перевода Лютером Библии на немецкий язык, рассматривала библейские тексты скорее как ответы на исторические и социальные ситуации, чем как выражения теологических принципов.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЭКЗЕГЕТИКА
(от греч. exegetikos - разъясняющий) - раздел богословия, занимающийся трактовкой и истолкованием библ. текстов, смысла аллегорич. рассказов в Библии, особенностей библ. космологии, антропологии, событий и чудес, противоречащих обыденным и научным представлениям верующих. В правосл. Э. преобладает тенденция сочетания букв, понимания библ. текстов с его аллегорич. и символич. интерпретацией, признание участия в создании «свящ. книг» не только бога, но и людей, включивших в ряд библ. текстов полуфантастич. сюжеты бытового, любовного и нравоучит. характера. Все разночтения, ошибки, неточности Библии считаются делом ее составителей и редакторов. Что же касается ее догматич. содержания, то оно объявляется божеств, актом, не подлежащим никакому пересмотру. В последние годы правосл. церкви разрабатывают общие принципы догматич.-символич Э., выполняющей богослужеб., богосл., культурологич. функции и удовлетворяющей религ. потребности верующих. Одновременно правосл. экзегеты полностью исключают получившее распространение в протестантизме использование символич. языка логич. позитивизма для интерпретации библ. рассказов.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Экзегетика
раздел богословия, занимающийся истолкованием библейских текстов, разъяснением смысла ветхозаветных и новозаветных символических повествований, содержания «трудных мест священного писания», «доказательствами» божественного происхождения и абсолютной истинности Библии. Каждое вероисповедание имеет свою Э., по-разному объясняющую одни и те же библейские факты, а иногда и значение той или иной библейской книги в целом. Многие совр. католич. теологи считают, что нек-рые места ветхозаветного и новозаветного канона нельзя понимать буквально. Они, например, утверждают, что евангельское повествование о необходимости терпения и покорности, о воздаянии добром за зло, любовью за вражду означает будто бы не примирение со злом и враждой, как таковыми, а указывает на необходимость исправления подобных поступков в поведении человека. Огромное количество противоречий и разночтений, содержащихся в Библии, они также рекомендуют понимать как различие подходов пророков и апостолов к изложению одной истины. Многие «трудные страницы» Библии, по их мнению, непонятны совр. человеку только потому, что божественное слово было сформулировано на языке человека древн. эпох. По вопросам правильного толкования, изучения и преподавания Библии опубликованы три папские энциклики: Льва XIII «Providentissimus Deus» (1893 г.), Бенедикта XV «Spiritus paraclitus» (1920 г.), Пия XII «Divino afflante Spiritu» (1943 г.). Протестант. Э. во многом схожа с католич. Однако здесь имеется ряд направлений, занимающих крайние модернистские позиции. Часть теологов во главе с Р. Бультманом предлагают дать новую интерпретацию евангельских рассказов о жизни, смерти и воскресении Христа, освободив эти рассказы от мифов и легенд. Подобная тенденция встречает возражения со стороны протестант. ортодоксов. Православ. Э. в целом стоит на позициях буквального толкования библейских текстов. Однако православ. буквализм не является последовательным. Ряд богословов склонен рассматривать многие библейские рассказы аллегорически.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ЭКЗЕГЕТИКА
греч. exegeomai - истолковываю) - 1) - Раздел фундаментальной (или систематической) теологии, занимающийся истолкованиями текстов откровения. Поскольку в рамках христианского канона исходное Божественное откровение трактуется как данное в слове Священного Писания, постольку тексты последнего выступают центральным предметом Э. Однако наличие в ее основоположениях тезиса о том, что чем ближе по времени тот или иной автор-толкователь к исходному откровению, тем более адекватна его интерпретация, - делает предметом Э. также и тексты Отцов Церкви. В этой связи, если правомерен тезис о том, что основы Э. были заложены в рамках патристики (Ориген, Григорий Нисский), то столь же правомерно и утверждение о том, что сама патристика выступает, в свою очередь, предметом экзегетической процедуры. Фундаментальной презумпцией применяемой Э. методологии является установка на имманентное истолкование текста, исключающая его историческую, генетическую, символическую, мифологическую, аллегорическую и любую другую внешнюю интерпретацию: статус откровения и сакральная значимость толкуемых текстов задают интенцию на автохтонное воспроизведение их смысла как единственно возможный вариант их восприятия и как центральную задачу Э. Семантико-аксиологический вектор имманентной интерпретации оформляется в культуре еще в рамках мифологической традиции: исходная интерпретационная процедура, будучи отнесенной к сакральному тексту мифа, не допускает ни скепсиса, ни даже вольной трактовки, но требует воспроизведения имманентно заданного смысла содержания. В качестве рефлексивно осмысленного метода истолкования имманентная интерпретация оформляется в античной культуре в качестве герменевтики (греч. hermenevo - разъясняю, истолковываю) как способа постижения внутреннего смысла иносказаний (вначале в контексте предсказаний оракула, затем - в контексте поэтических текстов). В эпоху эллинизма герменевтика была понята как инструмент реконструкции имманентного содержания (и тем самым - понимания и истолкования) наследия античной классики (как, например, текстов Гомера в неоплатонизме). Христианство еще более актуализирует этот аспект: слово Божье, переданное в откровении, не может служить поводом для произвольного конструирования смысла или вербальных игр, - оно должно быть понято в его изначальной глубине и святости. Понимание, таким образом, конституируется как центральная процедура экзегетического акта, причем само понимание трактуется в данном случае не как наполнение текста смыслом, позволяющее разночтения и допускающее вариативность способов сделать текст осмысленным, - речь идет о понимании как правильном понимании, т.е. реконструкции исходного смысла (ср. с трактовкой понимания как верного соотнесения с ценностью в Баденской школе неокантианства). Исторические формы (этапы эволюции) Э. представлены: ранней Э., ограничивающейся этимологическим анализом текста (классический вариант - "Этимология" Исидория из Севильи); зрелой Э., ориентированной уже не на вербальный, но на концептуальный анализ, в рамках которого текст воспринимается как целостность, а центральной задачей выступает реконструкция его смысла, не исчерпывающегося
языковой семантикой (классические представители - Василий Великий, Августин Блаженный); поздней (или спекулятивной) Э., культивирующей жанр интерпретации фактически в качестве предпосылки для оригинального авторского творчества; акценты интерпретационного процесса оказываются расставленными по-иному: трактовка сакрального текста реально перерастает в создание нового произведения, квазитекст, как текст о Тексте, а последний в данном случае выступает лишь поводом для свободного творчества, - авторитетным, но не авторитарным. (Известно, что многочисленные средневековые "Суммы" и компендиумы толкований, оформленные по правилам Э. как комментарии к Библии или текстам патристики, объективно являлись новаторскими трактатами в сфере теологии, философии или логики: от глубоко оригинального Иоанна Дунса Скота до канонизированного Фомы Аквинского.) Аналогичный эволюционный сценарий может быть прослежен и применительно к истории протестантской традиции: если исходной парадигмой являлась буквальная интерпретация Священного Писания (Лютер и Кальвин), то в рамках либеральной теологии была эксплицитно предложена нравственно-этическая трактовка библейских текстов (А.В.Ритчль, А.Гарнак, ранний Трельч и др.), а представителями такого направления, как диалектическая теология, уже оформляется радикальная программа "демифологизации библейской керигмы" (Р.Бультман), что в перспективе приводит к развитию в протестантском модернизме деконструктивистской парадигмы (см. "Смерть субъекта"). Даже в наиболее канонической православной Э. догматическое толкование Священного Писания смягчается до догматически-символического (без допущения, однако, возможности собственно символического его истолкования в языке логического позитивизма, что практикуется в современном протестантизме). 2) - Э. может быть рассмотрена не только в узком смысле - как раздел фундаментальной теологии и соответствующая специальная практика, но и в качестве общекультурного феномена, органически связанного с характерными для соответствующей культуры парадигмальными установками восприятия и понимания текста. Так, расцвет Э. в раннем Средневековье, с одной стороны, инспирирован свойственным медиевальной культуре напряженным семиотизмом (усмотрение иносказаний в любой языковой формуле и знамений в любой комбинации событий, образ мира как книги и т.п.), с другой - традиция Э. в своем возвратном влиянии на основания культуры может быть рассмотрена как одна из детерминант разворачивания указанного семиотизма. Позднее столь же органичную детерминационную взаимосвязь амбивалентной направленности можно проследить между Э. и философской герменевтической традицией. Собственно, классические герменевтические работы Шлейермахера, заложившие основы не только программ интерпретации Библии в теологии протестантизма, но и современной философской герменевтики, были созданы на основе и в рамках традиции Э., сохранив установку на имманентное истолкование текста как центральную аксиологическую презумпцию (см. Интерпретация). В этом контексте смягчение экзегетического требования предельной имманентности толкования (Тюбингенская школа, например) задает в культуре вектор развития антиавторитарных стратегий по отношению к тексту в философской герменевтической традиции. Столь же правомерна фиксация и обратного вектора содержательного воздействия философской герменевтики на современную Э., в частности, в контексте католического аджорнаменто (Э.Корет, Пуллахская школа). Заданный в культуре постмодерна импульс на децентрацию и деконструкцию текста, понятого как семантически открытая ризома, имеют своим эквивалентом в радикальном направлении протестантской теологии программу "реинтерпретации Бога" (П. ван Бурен), фактически альтернативную исходной для Э. традиции интерпретацинного имманентизма. Казалось бы, программный плюрализм эпохи постмодерна, не только допускающий, но и предусматривающий полисемантичность как необходимое условие полноценной интерпретации, конституировав современность как "эпоху заката больших нарраций" (по Лиотару), должен был бы означать и закат Э. как общекультурной парадигмальной установки по отношению к тексту. Между тем именно в контексте философии постмодерна оформляется установка, которая во многом возвращает проблематику Э. в фокус значимости. Эта тенденция связана с конституированием коммуникативной программы в современной философии языка (после Апеля): поствитгенштейновская трактовка языковой игры как реализуемой не в языковой индивидуальной практике, но посредством обоюдно значимой коммуникативной процедуры (см. Апель, Языковые игры) предполагает отказ от идеи произвольной центрации текста по усмотрению субъекта и возврат к выработанной в Э. трактовке понимания как реконструкции имманентного смысла. Возможность коммуникации задается лишь в контексте взаимопонимания, а понимание коммуникативного партнера, в свою очередь, может основываться только на восприятии его текстов (как вербальных, так и невербальных, включая его самого как текст) в качестве подлежащих имманентному истолкованию, - в отличие от характерного для раннего постмодерна конструирования смысла, означавшего бы в субъект-субъектном контексте обрыв коммуникации. Безусловно, такая ситуация в философии постмодерна не означает реанимации Э. в качестве культурной интерпретационной парадигмы, ее универсальной аппликации на
любой вербальный (в широком смысле этого слова) контекст, но - с очевидностью - инспирирует актуализацию свойственных для Э. аксиологических установок на имманентизм интерпретации и трактовку понимания как реконструкции исходного смысла. (См. также Герменевтика.)

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

Библейская экзегетика в средневековой культуре и деконструктивная критика Ж. Деррида: опыт сравнител

Рязанов Иван Владимирович
В статье анализируется совокупность духовных практик, связанных с пониманием и интерпретацией Библейского корпуса текстов в эпоху средневековья.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология сновидений: от Древней экзегетики до современного экзистенциализма

Волков Сергей Николаевич, Волостнова Мария Викторовна
В настоящей статье проводятся параллели восприятия сновидений древними людьми и современными жителями российских сел и деревень.
Читать PDF
0.00 байт

Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его толковании на Послание св. Ап. Павла к Римлянам

Пирогов Олег Константинович
Представлен исторический обзор экзегетических методов александрийской и антиохийской толковательной школы, произведен анализ их влияния на экзегезу Иоанна Златоуста.
Читать PDF
0.00 байт

2007. 02. 026. Хлебников Г. В. Экзегетический метод среднего платонизма. (Аналитический обзор)

Читать PDF
0.00 байт

Богословская критика современной экзегетической практики

Дэвид Хонер
Главная цель статьи – призвать к богословски содержательному пониманию задачи библейского толкования. Автор начинает с вопросов о тринитарном откровении и обсуждает их значение в отношении того, как мы понимаем Писание.
Читать PDF
0.00 байт

Историко-философские предпосылки формирования экзегетической парадигмы Мартина Лютера

Александр Михайлович Прилуцкий
Экзегетика Мартина Лютера, с одной стороны, является частью программы реформирования средневековой церкви и в связи с этим включается в общую вероисповедную парадигму Реформации. С другой стороны, на становление экзегетики М.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние экзегетики Оригена на аргументацию Ария в контексте античной философской теологии

Гагинский Алексей Михайлович
В статье рассматривается вопрос о влиянии экзегетики Оригена на аргументацию Ария, которому было вверено толкование Священного Писания.
Читать PDF
0.00 байт

"Морализованный Овидий" Берсюира: целевая аудитория, экзегетический и идеологический контекст

Евдокимова Людмила Всеволодовна
«Ovidius moralizatus», над первой редакцией которого Берсюир работал с начала 1320-х гг., закончив ее до 1342 г.
Читать PDF
0.00 байт

Исходные положения и характеристики экзегетики каппадокийских отцов церкви (святитель Василий Велики

Неганов Владимир Владимирович
Научное исследование посвящено: рассмотрению сущности, основных принципов и оснований для толкований Священного Писания; анализу важнейших аспектов влияния на философско-богословскую мысль раннехристианской, античной и эллинистиче