Экуменизм (от греч. oikoumene вселенная, обитаемый мир) здесь движение за объединение христ. конфессий.
Целью экуменич. движения является межконфес. сближение, единение и сотрудничество для выработки совместных принципов и совместных действий, служение единству человечества. Поэтому проблемы христ. единства увязываются с решением общечеловеческих проблем. Существуют различные оценки экуменизма: от принятия его до резкого отрицания. Противники экуменизма, в частн., считают, что конфес. плюрализм и связанный с ним плюрализм национальных культур являются источниками прогресса человечества, а слияние религий з одну «усредненную» ведет к застою, разрушению национального духа.
На экуменич. движение оказывают влияние сложные и противоречивые процессы в религ. сфере: с одной стороны, обособление, дифференциация, ведущие к появлению новых религ. направлений и национальных церквей (в России насчитывается ныне ок. 100 различных религ. объединений), с другой тенденция к объединению, интеграции христ. конфессий.
Экуменизм проявляется на различных уровнях. Прежде всего — это движение за объединение христ. конфессий, крое координирует Всемирный совет церквей (ВСЦ). Оно поддерживается большинством прот. и правосл. объединений, армянской и др. церквами. 2-й уровень деятельность международных прот. орг-ций, таких, как Всемирная лютеранская федерация, Всемирный методистский совет, Всемирный союз баптистов и др., а также взаимные контакты автокефальных правосл. церквей. 3-й уровень деятельность религ. объединений в масштабах одной страны, типа национальных советов церквей. Среди них особенно известны Национальный совет церквей Христа в США, Британский совет церквей. 4-й уровень — деятельность религ. объединений в масштабах региона, целого ряда стран (напр., Всеафриканская конференция и др.). ВСЦ поддерживает отношения и сотрудничает с этими международными орг-циями.
В экуменич. деятельность в последние десятилетия активно включился и Ватикан. II Ватиканским собором (1962–1965) был принят «Декрет об экуменизме». Представители Ватикана присутствуют в кач-ве наблюдателей на мн. форумах ВСЦ.
Христ. экуменизм испытывает на себе воздействие и процессов интеграции и дифференциации, к-рые происходят ныне в нехрист. конфессиях.
ВСЦ был создан в результате слияния трех христ. движений («Вера и порядок», «Жизнь и деятельность», Международный миссионерский совет) на 1-й ассамблее ВСЦ в Амстердаме в 1948.
Организаторы ВСЦ рассчитывали путем сравнительного изучения вероисповедных различий и кооперирования в обл. практической деятельности создать единое христ. объединение.
На IV ассамблее ВСЦ, к-рая состоялась летом 1968 в Уппсале (Швеция), был значительно расширен состав членов ВСЦ и изменен его устав. В 1991 в Сиднее (Австралия) прошла VII ассамблея ВСЦ.
В 90-е гг. в ВСЦ входило в кач-ве членов свыше 300 религ. объединений. Среди них: Русская Православная церковь (РПЦ), Армянская церковь, Союз евангельских христиан-баптистов.
Внутри ВСЦ остаются определенные противоречия (сказываются различия в прот. и правосл. традициях, внутрипрот. разногласия, разница в подходах христ. объединений к решению соц. — политич. проблем и др.).
Русская Православная церковь вступила в ВСЦ в 1961. С тех пор представители РПЦ принимают активное участие в деятельности его структур, входят в состав Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ. Они принимают участие в ассамблеях, конференциях, работают в аппарате ВСЦ.На всех экуменич. форумах они, с одной стороны, отстаивают т. зр. верующих граждан России, а с другой — защищают интересы православия (организационно-церковные, богословские), к-рое представлено в ВСЦ намного слабее, нежели протестантизм.
Структура ВСЦ находится в тесной зависимости от видов соц. — религ. деятельности. К таковым относятся: международная соц. — политич. деятельность, миссионерская деятельность, деятельность в различного рода светских объединениях, благотворительная деятельность. Для координации этих видов деятельности в рамках ВСЦ имеются различные отделы, департаменты, а также программные подразделения, комиссии, рабочие группы и 1. п.
В документах ВСЦ с религ. этических позиций дается оценка таким глобальным проблемам человечества, как мир и разоружение, экология, футурология, соц. и научно-технический прогресс. Рассматриваются также вопросы установления нового международного экономич. информационного порядка, осуществления программы «справедливость, мир и целостность творения». Последняя служит концентрированным выражением анализа глобальных проблем и предлагаемых путей их решения, примером утверждения новых отношений между человеком и «творением», ответственности между настоящим и будущими поколениями.
Налицо формирование варианта глобальной этики, основанного на библейском понимании целостности сотворенного мира, аксиологической оценки его частей и ответственности за их состояние.
Экуменич. идеология опирается на различные концепции теологии и религ. социологии. В ней находит отражение широкий соц. — культурный диапазон деятельности мн. экуменич. орг-ций, их участие в различных акциях общечеловеческого гуманистического характера, что в определенной мере способствует становлению нового «планетарного сознания», достижению безъядерного, ненасильственного мира.
В последние годы в России можно наблюдать различные подходы к идеологии и практике экуменизма. С одной стороны, активно идет процесс возрождения межхрист. сотрудничества в странах СНГ и Балтии. Проведен ряд межконфес. конференций («Христианская вера и человеческая вражда». Москва, 1994; «Призваны к одной надежде в союзе мира». Минск, 1996), создан постоянно действующий Христианский межконфессиональный консультативный комитет. В публикациях нек-рых религ. деятелей, журналистов подчеркивается необходимость более активных шагов к реальному экуменизму. Подобные настроения выразились, напр., в том, что бывший катол. журнал «Истина и жизнь», по сути, стал экуменич. изданием. В то же время в ряде изданий, в частн. правосл., авторы высказывают опасения относительно возможного размывания основ православия при следовании экуменич. практике. Подобные опасения выражают и представители РПЦ.