Экстернализм
Экстернализм
историко-научное течение, согласно которому развитие науки определяется внешними социально-экономическими факторами.
ЭКСТЕРНАЛИЗМ
[от лат. externus внешний] – методологическое направление в науковедении, усматривающее источник развития научных идей во внешних, социальных факторах.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Экстернализм
экстерналистская, антикартезианская трактовка языкового значения - значение выносится из внутреннего ментального мира говорящего и рассматривается как внешний, социальный феномен (Крипке, Каплан, Патнэм).
Источник: Аналитическая философия (глоссарий)
ЭКСТЕРНАЛИЗМ
от лат. вне) – утверждение, связывающее появление науки полностью с внешними для нее обстоятельствами: социальными, экономическими и др.) и сводящее основную задачу изучения науки к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определенных этапах ее развития.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ЭКСТЕРНАЛИЗМ
течение в историографии и философии науки, возникло в Англии в 1930-е годы как реакция на позитивистски ориентированную историю науки. Его сторонники считают, что основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности ("социальных заказов", "социоэкономических условий", "культурно-исторических контекстов" и проч.), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки - структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития. Э. представлен в работах Дж. Бернала, Дж. Холдейна, Э. Цильзеля, Д. Нидама и др.; противоположное направление в историографии науки - интернализм. Значительное влияние на формирование Э. оказал марксизм, в частности вызвавший резонанс доклад Б.М. Гессена "Социально-экономические корни механики Ньютона" на Втором международном конгрессе историков науки в Лондоне (1931). В последние десятилетия Э. получил новый импульс со стороны исторической школы постпозитивистской философии науки и связанных с ней направлений науковедения и исторической социологии науки. К числу интересных современных проявлений Э. относится концепция финализации науки.
Источник: Современная западная философия: словарь
ЭКСТЕРНАЛИЗМ
направление в философии и историографии науки, представители которого (О. Шпенглер, Б. Гессен, Дж. Бернал, Ст. Тулмин, Д. Гачев, Л.Н. Косарева и др.) считают, что наука и как система знания, и как социальный институт является имманентной, органической частью социокультуры и поэтому испытывает с ее стороны существенное влияние, как от. целого, так и от различных входящих в социокультуру подсистем (экономика, техника, политика, духовная культура). Это влияние социокультура оказывает не только на темпы и выбор направления развития научного знания, но и на содержание последнего. Например, с этой точки зрения невозможно чисто внутренними научными причинами объяснить создание геометрии как теоретической системы знания в Древней Греции, ибо она явилась закономерным продуктом социокультуры эпохи и ее фундаментальных ценностей (Разума, Свободы, Доказательной Истины и др.). Вне обращения к социокультурному контексту невозможно объяснить научные революции, появление новых фундаментальных теорий, несовместимых со старыми по целому ряду содержательных параметров. Необходимо при этом отличать «грубый», социологизаторский экстерпализм, когда за каждой крупной когнитивной инновацией в науке ищут некий социокультурный вызов, и «мягкий» экстернализм, признающий за научным знанием и его развитием относительную самостоятельность по отношению к социокультуре и опосредованный характер влияния последней на научное знание (прежде всего, через общий знаниевый фон культуры). (См. интернализм, история науки, развитие науки, фон науки).