ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ

Найдено 1 определение
ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ
способы группировки экспозиционных материалов, их приемы оптимального размещения, компоновки и визуальной систематизации. Выбором экспозиционных приемов занимаются научные сотрудники в сотрудничестве с художниками, дизайнерами.
Последовательность действий при выборе экспозиционных приемов в обобщенном виде выглядит следующим образом: выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку; разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания; выявление связей между предметами, прием «взаимной документации»; сопоставление, в т.ч. противопоставление (прием контрастного показа); «массированный» показ однотипных материалов, сконцентрированных на небольшой площади; расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения экспозиционного пояса – области вертикальной поверхности экспозиционного помещения на уровне от 70–80 (нижняя граница) до 200–220 см (верхняя граница) от пола; организация «экспозиции в окне», позволяющей через проем витрины «заглянуть» в иное пространство и время; выделение первого и второго планов, а также создание скрытого плана экспозиции в турникетах, кассетных стендах и т.п.; применение зеркал, луп вращающихся подиумов и др. технических приемов.
Творческие коллективы экспозиционеров находят и вырабатывают собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов.
Тип экспозиции зависит методом ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экспозиционера и художника. Сегодня трудно говорить о преобладании того или иного метода – используется широчайший диапазон экспозиционных средств, сочетание разных методов. Их разнообразие создает ту многообразную, яркую картину, которую представляет музейный мир сегодня.
Систематические экспозиции. Предметную основу экспозиций этого типа составляют коллекции однотипных предметов, систематизированные и выставляемые в соответствии с классификацией, принятой в научной дисциплине или отрасли производства, а основную структурную единицу – систематический (типологический) ряд.
В международной практике музееведов сегодня используют систематический метод в той или иной форме своей экспозиционной деятельности. Выставки экспедиционные и из фондовых коллекций, значительная часть постоянных экспозиций геологических, зоологических и др. естественно-научных музеев, экспозиции научных музеев выстраиваются в систематические ряды. Все чаще встречающиеся в музеях экспозиции «открытого хранения фондов» также, как правило, построены по систематическому методу.
В ансамблевых экспозициях сохраняется или воссоздается цельный ансамбль музейных предметов со связями, существовавшими между ними в среде бытования. Ансамблевый метод применяется в первую очередь при создании экспозиций в домах-музеях, музеях-дворцах, музеях-усадьбах, музеях-храмах. При экспонировании естественнонаучных предметов построенная по этому методу экспозиция носит название ландшафтной экспозиции. Как специфический вид ансамблевых экспозиций под открытым небом можно рассматривать музеефицированные ансамбли, территории, фрагменты среды.
Тематические экспозиции строятся на основе тематических комплексов, при помощи музейных предметов, их воспроизведений, научно-вспомогательных материалов и текстов; в совокупности они призваны раскрыть определенную тему. На определенном этапе для тематических экспозиций было характерно излишне широкое использование научно-вспомогательных материалов и текстов, которыми часто компенсировалось недостаточное количество подлинных предметов, что вызвало критику метода. Однако при грамотном построении экспозиционных комплексов на основе подлинных музейных предметов тематический метод по сей день – один из самых распространенных при создании краеведческих, исторических, естественно-научных экспозиций.
Наполнение тематического комплекса образностью, эмоциональностью ведет к трансформации экспозиции в музейно-образную. Расцвет музейно-образного метода проектирования экспозиций наступает в 1960–1970-е гг. Основой образности экспозиции в первую очередь становится сам подбор и дальнейшая группировка экспонатов. При наличии выразительных музейных предметов образ можно создать практически без использования вспомогательных средств. В экспозициях, построенных по этому методу, чрезвычайно важную роль начинают играть цвет и свет, подключаются аудиовизуальные системы.
Образно-сюжетные экспозиции рассматриваются музеологами как произведения самостоятельного вида искусства, синтезирующего элементы архитектуры, живописи, дизайна, театра, драматургии и т.п. Уже в самом названии подчеркнута особая роль драматического сюжета – последовательности образов, художественно организованных через пространственно-временные отношения. Сюжетно-образный метод построения экспозиций – самый молодой, построенные по этому методу экспозиции немногочисленны.
Своеобразной экспозицией под открытым небом становятся музеефицированные ансамбли, территории, фрагменты среды.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
6.47 мб

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВРЕМЕННЫХ ВЫСТАВОК (ОПЫТ МУЗЕЯ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФ

Шмуратко Дмитрий Владимирович
В статье представлен опыт работы Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья по созданию временных выставок в условиях ограниченного экспозиционного пространства.