принуждение человека явным или неявным методом обеспечивать другого человека или выделенную группу людей жизненными благами. Человечеством изобретены различные механизмы эксплуатации: убийство (войны, уголовные преступления), принуждение (рабство, крепостничество, налоги), обман (мошенничество), капитализм, торговля, использование глупости либо других аналогичных качеств (например, любви) эксплуатируемого, право и т.д.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Эксплуатация
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Эксплуатация
В самом общем плане Э. есть использование чего-либо (природы, техники, человека) в качестве средства. Но обычно, когда речь идет о человеке, в употреблении этого слова превалирует отрицательный смысл. Эту отрицательность задает, во-первых, принудительность Э., и, во-вторых, её несправедливость. Такая Э. имеет место, если использование является насильственным, а польза для использующего (эксплуататора) оборачивается вредом для используемого (эксплуатируемого), а вклады эксплуататора и эксплуатируемого в результат их взаимодействия не соответствуют результатам, получаемым каждым из них (у первого личный результат завышен, у второго – занижен). Э. не сводится к её экономическому аспекту (непропорциональному соотношению прибавочной стоимости и стоимости рабочей силы), но может осуществляться в любой области человеческих отношений. Например, злоупотребление осуществляться в любой области человеческих отношений. Например, злоупотребление властью или неадекватная оценка деятельности отдельного человека или социальной группы, как формы Э., не обязательно надо представлять в денежном выражении (недоплата) – Э. здесь может проявляться в лишении прав и свобод, моральном ущербе, принуждении к неадекватной и неразумной трате времени и сил. Деструктор является потенциальным эксплуататором независимо от размера принадлежащей ему собственности.
Ист.: Сагатовский В.Н. О свободе и эксплуатации //Социум и власть. 2008. № 4 (см. также: http//:vasagatovskij.narod.ru).
Ист.: Сагатовский В.Н. О свободе и эксплуатации //Социум и власть. 2008. № 4 (см. также: http//:vasagatovskij.narod.ru).
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
представления массового сознания, приобретающее подчас научные формы, о существовании Э. как особой формы деятельности, противоположной труду и существующей за его счет; субъект Э.
отождествляется с субъектом зла и вызывает дискомфортное состояние.
Э.-нравственное представление о несправедливости определенных экономических отношений, может выразиться в форме политэкономического учения о существовании систематического присвоения результатов труда одних людей другими без соответствующей компенсации. Это представление оказывает сильное давление на экономическую науку, на политическую экономию, подводя под нее вненаучное основание. Маркс пытался создать теорию прибавочной стоимости, доказывая существование неоплаченного капиталистом труда рабочего, существование эксплуататорских и неэксплуататорских типов обществ. Чисто научное доказательство этой теории представляется противоречивым, так как сам Маркс исходит из идеи совокупного работника, куда входит так же и труд организатора производства, капиталиста и даже банкира, т. е. все они, по крайней мере часть своего времени затрачивают на участие в совокупном производительном труде, который необходим и следовательно подлежит оплате. Попытка спасти Марксом идею Э. указанием на двойственные функции капиталиста как собственника и участника производства неубедительна, так как воспроизводство собственности, ее предметной основы, соответствующей системы отношений также является общественной необходимой формой труда, которая воспроизводится не только капиталистом, но и рабочим.
Культурноисторические корни идеи Э. связаны с борьбой традиционализма против уклонения от архаичной уравнительности, против всякой попытки передачи ресурсов силам вне локальных миров, включая и своей собственной власти. Важная сфера борьбы традиционализма со стремлением к росту и развитию идет по вопросу о том, как отделить труд от Э., определить, где проходит граница. В качестве Э. традиционализм рассматривает определенные виды деятельности, не создающие материальных предметов, например, труд организатора производства, всякое посредничество, торговлю, труд, направленный на обеспечение интеграции общества, например, труд чиновника и т. д. Считается Э. потребление некоторых традиционных натуральных продуктов, например хлеба, людьми, которые его не производят, т. е. все, кроме крестьян, - эксплуататоры.
Ученые также могут быть причислены к эксплуататорам, так как не изготовляют полезных материальных вещей и т. д. Подобные представления органически вступают в конфликт с рыночными отношениями, со стремлением интенсифицировать экономику, выбрасывают за борт как раз самые ценные, узловые для процесса виды деятельности, превращая их в фактор дискомфортного состояния. Всякий новый, более сложный вид труда, если он существенно приводит к разрушению уравнительности, может рассматриваться традиционным сознанием как возникновение новой формы Э. В основе членения массовым сознанием на труд и Э. лежит различие между инверсионными видами труда и труда, требующего медиации. Гибель государственности в конце первого глобального периода была реально связана не с попыткой уничтожить Э., но со стремлением подавить новые виды труда, деятельности, связанные с инициативой, со способностью изменять исторически сложившиеся отношения, т.
е. менять общинные отношения на отношения, связанные с личной, частной инициативой. Нравственное представление о существовании Э. служит псевдонаучной основой для идеи противоположности бедных как носителей гонимой Правды и богатых как носителей мирового зла. С точки зрения либеральной экономики в качестве источника Э. выступает уравнительность, т.е. стремление плохо работающих разделить доход с хорошо работающими (Иждивенчество). Э.- это уравниловка, "явное желание получить незаработанное, лентяю проехаться за счет старательного..
иждивенчество..."(Васильев И. Правда.
1988. 2 окт.). Оба эти представления об Э. органически несовместимы и, сталкиваясь, в расколотом обществе порождают поток опасной дезорганизации.
Рациональный смысл понятия Э. можно видеть в ситуации, когда имеет место использование власти, силы для перераспределения ресурсов, не обусловленных потребностями интеграции общества, в пользу сил дезинтеграции, например клик, мафий, пытающихся подчинить власть частным интересам. Однако обычно это делается при попустительстве, равнодушии, а возможно и согласия значительной части общества. Идея Э., видимо, имеет реальный смысл при переходах между одним типом жизни, экономики к другим, при переходе от традиционной цивилизации к либеральной, где резко расширяется разнообразие и сложность труда, усиливается необходимость его развития, что нарушает сложившуюся систему распределения доходов.
отождествляется с субъектом зла и вызывает дискомфортное состояние.
Э.-нравственное представление о несправедливости определенных экономических отношений, может выразиться в форме политэкономического учения о существовании систематического присвоения результатов труда одних людей другими без соответствующей компенсации. Это представление оказывает сильное давление на экономическую науку, на политическую экономию, подводя под нее вненаучное основание. Маркс пытался создать теорию прибавочной стоимости, доказывая существование неоплаченного капиталистом труда рабочего, существование эксплуататорских и неэксплуататорских типов обществ. Чисто научное доказательство этой теории представляется противоречивым, так как сам Маркс исходит из идеи совокупного работника, куда входит так же и труд организатора производства, капиталиста и даже банкира, т. е. все они, по крайней мере часть своего времени затрачивают на участие в совокупном производительном труде, который необходим и следовательно подлежит оплате. Попытка спасти Марксом идею Э. указанием на двойственные функции капиталиста как собственника и участника производства неубедительна, так как воспроизводство собственности, ее предметной основы, соответствующей системы отношений также является общественной необходимой формой труда, которая воспроизводится не только капиталистом, но и рабочим.
Культурноисторические корни идеи Э. связаны с борьбой традиционализма против уклонения от архаичной уравнительности, против всякой попытки передачи ресурсов силам вне локальных миров, включая и своей собственной власти. Важная сфера борьбы традиционализма со стремлением к росту и развитию идет по вопросу о том, как отделить труд от Э., определить, где проходит граница. В качестве Э. традиционализм рассматривает определенные виды деятельности, не создающие материальных предметов, например, труд организатора производства, всякое посредничество, торговлю, труд, направленный на обеспечение интеграции общества, например, труд чиновника и т. д. Считается Э. потребление некоторых традиционных натуральных продуктов, например хлеба, людьми, которые его не производят, т. е. все, кроме крестьян, - эксплуататоры.
Ученые также могут быть причислены к эксплуататорам, так как не изготовляют полезных материальных вещей и т. д. Подобные представления органически вступают в конфликт с рыночными отношениями, со стремлением интенсифицировать экономику, выбрасывают за борт как раз самые ценные, узловые для процесса виды деятельности, превращая их в фактор дискомфортного состояния. Всякий новый, более сложный вид труда, если он существенно приводит к разрушению уравнительности, может рассматриваться традиционным сознанием как возникновение новой формы Э. В основе членения массовым сознанием на труд и Э. лежит различие между инверсионными видами труда и труда, требующего медиации. Гибель государственности в конце первого глобального периода была реально связана не с попыткой уничтожить Э., но со стремлением подавить новые виды труда, деятельности, связанные с инициативой, со способностью изменять исторически сложившиеся отношения, т.
е. менять общинные отношения на отношения, связанные с личной, частной инициативой. Нравственное представление о существовании Э. служит псевдонаучной основой для идеи противоположности бедных как носителей гонимой Правды и богатых как носителей мирового зла. С точки зрения либеральной экономики в качестве источника Э. выступает уравнительность, т.е. стремление плохо работающих разделить доход с хорошо работающими (Иждивенчество). Э.- это уравниловка, "явное желание получить незаработанное, лентяю проехаться за счет старательного..
иждивенчество..."(Васильев И. Правда.
1988. 2 окт.). Оба эти представления об Э. органически несовместимы и, сталкиваясь, в расколотом обществе порождают поток опасной дезорганизации.
Рациональный смысл понятия Э. можно видеть в ситуации, когда имеет место использование власти, силы для перераспределения ресурсов, не обусловленных потребностями интеграции общества, в пользу сил дезинтеграции, например клик, мафий, пытающихся подчинить власть частным интересам. Однако обычно это делается при попустительстве, равнодушии, а возможно и согласия значительной части общества. Идея Э., видимо, имеет реальный смысл при переходах между одним типом жизни, экономики к другим, при переходе от традиционной цивилизации к либеральной, где резко расширяется разнообразие и сложность труда, усиливается необходимость его развития, что нарушает сложившуюся систему распределения доходов.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
Эксплуатация
франц. exploitation) — безвозмездное присвоение одними общественными классами и группами продуктов труда других классов. Возникает в связи с появлением частной собственности на средства производства, ведущей к делению общества на антагонистические классы. Материальной предпосылкой для эксплуатации является такой уровень развития производительных сил, при котором работник может производить продукт не только для покрытия своих минимальных потребностей, для воспроизводства своей рабочей силы (необходимый продукт), но и известный излишек (прибавочный продукт), который и присваивается владельцами средств производства. При рабовладении — первой исторической форме эксплуататорского общества — эксплуатируемые (рабы) были не только лишены средств производства, но и сами находились в собственности эксплуататоров-рабовладельцев. При феодализме эксплуатируемые (крепостные крестьяне) находились в личной зависимости от феодалов, но, в отличие от рабов, они имели некоторые средства производства и получали от феодала в пользование клочок земли. Особенностью капиталистической формы эксплуатации является личная независимость эксплуатируемых рабочих. Средства производства сосредоточены в руках капиталистов. Будучи лишенными средств к существованию, рабочие вынуждены наниматься на работу к капиталистам, т. е. продавать им свою рабочую силу. Если при рабовладении и феодализме эксплуатация осуществлялась в условиях натурального хозяйства, то при капитализме эксплуатация осуществляется в условиях товарно-денежных отношений. Капиталисты эксплуатируют рабочих не путем внеэкономического принуждения, а путем покупки особого товара — рабочей силы, в процессе потребления которой, т. е. в процессе труда, создается стоимость большая, чем стоимость самой рабочей силы. Созданная трудом рабочих новая стоимость распадается на стоимость жизненных средств, необходимых рабочему (она выплачивается ему в виде заработной платы), и прибавочную стоимость, которую присваивает капиталист. Отношение прибавочной стоимости к переменному капиталу (эквиваленту стоимости рабочей силы) или отношение прибавочного труда, создающего прибавочную стоимость, к необходимому труду, создающему стоимость необходимых рабочим средств, характеризует степень эксплуатации рабочего класса, которую Маркс назвал нормой прибавочной стоимости. Поскольку целью капиталистического производства является получение наибольшей прибыли, капиталисты всемерно стремятся повысить степень эксплуатации трудящихся. Методы усиления капиталистической эксплуатации — удлинение рабочего дня при неизменной величине необходимого рабочего времени (абсолютная прибавочная стоимость) или уменьшение необходимого рабочего времени при неизменном рабочем дне (относительная прибавочная стоимость). Рост организованности рабочего движения заставил капиталистов пойти на ограничение рабочего дня или рабочей недели. Хотя капиталисты прибегают к сверхурочным работам, т. е. к увеличению рабочего времени сверх установленной его величины по коллективному договору с профсоюзами или по закону, тем не менее увеличение продолжительности рабочего дня не является ныне основным методом повышения степени эксплуатации. Правда, капиталисты широко используют для усиления эксплуатации повышение интенсивности труда, что равнозначно увеличению продолжительности рабочего дня, т. е. увеличению фактических затрат труда. Одним из основных методов роста эксплуатации рабочего класса является рост производительности труда, который позволяет снижать затраты труда на производство необходимых для рабочего жизненных средств, т. е. создает условия для снижения стоимости рабочей силы и необходимого рабочего времени. Степень эксплуатации особенно возрастает в условиях монополистического капитализма. На предприятиях монополий она, как правило, выше, чем у немонополизированных предпринимателей. Кроме того, через механизм монопольных цен монополисты присваивают прибавочную стоимость, создаваемую рабочими на предприятиях немонополистического сектора, а также трудящимися в экономически зависимых странах. В современных условиях монополии активно используют для повышения степени эксплуатации научно-технический прогресс. Новейшая техника служит средством интенсификации труда рабочих. Важнейший результат научно-технического прогресса — рост производительности труда позволяет монополиям относительно уменьшить затраты на рабочую силу. Для давления на рабочих, усиления их эксплуатации монополии используют безработицу, которая в начале 80?х гг. достигла в капиталистическом мире гигантских размеров. Вместе с тем в современных условиях действует и тенденция к росту стоимости рабочей силы (увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы, так как повышаются требования к уровню квалификации рабочего, интенсификация труда предполагает рост затрат на воспроизводство рабочей силы — питание, отдых и т. д.). Важнейшим фактором, противодействующим повышению степени эксплуатации, является усиление борьбы рабочего класса за улучшение своего положения, за повышение заработной платы, за улучшение системы социального обслуживания и т. д. В условиях общего кризиса капитализма, роста влияния стран мирового социалистического содружества капиталисты вынуждены идти на уступки рабочему классу. Тем не менее это не отменяет того факта, что степень эксплуатации имеет тенденцию к росту. При государственно-монополистическом капитализме важным фактором усиления эксплуатации трудящихся является рост налогов, а также инфляция, которые ведут к снижению реальных доходов трудящихся. Хотя при капитализме основной формой эксплуатации является эксплуатация наемного труда, при нем сохраняются и другие ее формы. В течение длительного времени во многих капиталистических странах сохранялись полуфеодальные формы эксплуатации крестьянства (издольщина, испольщина). Ныне монополии эксплуатируют крестьян, мелких ремесленников путем неэквивалентного обмена. Господствуя на рынке, они скупают их продукцию по монопольно низким ценам, а продают им свои товары по монопольно высоким ценам. Этот же механизм использовался монополиями в колониальных и зависимых странах. На базе вывоза капитала, неэквивалентного обмена на мировом рынке при капитализме сложилась международная система эксплуатации, когда империалистические державы безвозмездно вывозили из других стран значительную часть их национального дохода. Распад колониальной системыкапитализма, борьба развивающихся стран за свое экономическое освобождение подрывают механизм международной эксплуатации. Усиление эксплуатации трудящихся в странах капитала разоблачает утверждения апологетов капитализма о «революции» (или «уравнении») доходов, о появлении «государства всеобщего благоденствия» и т. д., призванные скрыть эксплуататорский характер капиталистического общества. Капитализм является последним общественным строем, основанным на эксплуатации. В социалистических странах в процессе утверждения социалистических производственных отношений полностью ликвидируется эксплуатация человека человеком.
Источник: Научный коммунизм. Словарь