ЭКОСОФИЯ
ЭКОСОФИЯ
по мнению составителя словаря, это центр управления духовной жизнью человека, его индивидуальный ценностный, нравственный кодекс, оказывающий определяющее воздействие на характер и формы проявления социалиных и телесных потребности, на поведение личности, на ее отношение к себе, другим людям, к природе. См. в словаре статьи ДУХ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ, ДУША, ЗДОРОВЬЕ, ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТЬ и др.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Экософия
одно из направлений в современном экологическом сознании, рассматривающее отношение человека к природе в интимно-личностном, этическом, эстетическом, религиозном аспектах. Э. имеет ряд разновидностей. Для представителей глубинной экологии (А. Наесс, У. Андерсон, У. Фокс и др.) изменение взаимоотношений общества и природы начинается с изменения самой структуры нашего «я». Традиционное противопоставление «я» и окружающего мира заменяется представлением о том, что наше «я» — это поле, которое постоянно расширяется, углубляется, сливаясь со всем существующим на планете. Забота о природе становится заботой о себе, все преграды между «я» и природой рушатся, человек начинает мыслить «изнутри» природы, общепринятая нормативная мораль оказывается излишней. Личность превращается в «эко-я», она готова «сбросить с себя бремя отождествления только с человеческой сущностью». Человек начинает говорить от имени земли, леса, горы. В рамках глубинной экологии предлагаются способы слияния с природой: ритуальные формы действий, медитативные упражнения, пробуждение «эволюционной памяти», «эко-дыхательные» упражнения, подключающие «я» человека к большому экологическому «Я». Человек утрачивает индивидуальную свободу, подчиняясь душе природы, растворяясь в ней. Другая тенденция в Э., персоналистическая экология, ориентирована на идею сотрудничества с природой, руководства природой, расширения возможностей природы. Зачастую она бывает связана с христианскими воззрениями, расширяя стремление христиан к собственному спасению до заботы о всем живом на Земле. Отношения человека и природы должны приобрести характер симфонии. Вопреки распространенному мнению, что христианство явилось источником потребительского отношения к природе, Л. Уайт, Дж. Пас-смор, Р. Аттфилд утверждают, что в христианстве коренятся совершенно иные тенденции взаимоотношения человека с природой. Библейский Эдем — это идеальный образ природы. Грехопадение — это деспотически-потребительское отношение к природе, выраженное в рационализации взглядов на природу как на объект анализа и носитель стоимости. Мироощущение христианина способно за видимой ограниченностью природы прозреть Божественный замысел движения тварного мира к совершенству, к единению с Творцом. В этом случае «я» не растворяется в душе природы; напротив, зрелость «я» есть залог существования и возрастания природы.
Источник: Философия. Словарь по обществознанию