ЭКОНОМИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

"Экономизм"
оппортунистическое течение в рус. социал-демократии в конце 19 — начале 20 в. «Экономисты» стремились ограничить задачи рабочего движения лишь экономической борьбой (улучшение условий труда, повышение зарплаты и т. д.), считая, что политической борьбой должна заниматься либеральная буржуазия. Они отрицали роль партии, рабочего класса и его революционной теории, проповедовали стихийность рабочего движения. Как разновидность ревизионизма, «Э.» служил проводником влияния буржуазии на пролетариат. Распространение «Э.» мешало созданию централизованной пролетарской партии. Огромная работа по разоблачению несостоятельности «Э.» была проведена ленинской газетой «Искра». Идейный разгром «Э.» был осуществлен в работе В. И, Ленина «Что делать?» (1902).

Источник: Философский словарь. 1963

ЭКОНОМИЗМ
Ошибочная точка зрения, согласно которой у человека имеются только материальные потребности (пища, жилище и т. п.) и их удовлетворение автоматически ведет к удовлетворению всех других потребностей и к счастью. О том, что это предрассудок, свидетельствует хотя бы пример развитых стран, где материальные потребности обеспечены полностью и в то же время многие люди, особенно среди молодежи, чувствуют себя несчастными и страдают.
Происхождение этого предрассудка очевидно: когда не обеспечиваются материальные потребности людей, например не хватает пищи, другие проблемы кажутся второстепенными. Переносить это положение на периоды благосостояния,— которые, слава Богу, тоже встречаются в истории,— значит становиться жертвой предрассудка. См.: капитализм, марксизм, ценность.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ЭКОНОМИЗМ
идейно-политическое течение в российской социал-демократии в период ее становления (кон. XIX - нач. XX в.). Лидерами и теоретиками Э. были С. Н. Прокопович, Е. Д. Кускова, В. Н. Кричевский, П. Нежданов, А. С. Мартынов и др.; осн. центры - редакция газ. "Рабочая мысль" и журн. "Рабочее дело". В политическом отношении сущность этого течения сводилась к программе: рабочим - экономическая, либералам - политическая борьба. Философскую основу Э. составляли идеи марксизма, искаженные в духе экономического материализма, идеологическую - теория стихийности. Все явления внепроизводственной сферы, включая и политическую деятельность, объявлялись лишь пассивным следствием изначально существующей экономической среды, неспособным оказывать к.-л. воздействие на породившую их экономику. Экономический фактор признавался подлинным субъектом истории, а человек был сведен к пассивному "элементу" производительных сил. "Не люди делают историю, а развитие экономики определяет их историю, вот как скорее следует формулировать учение Маркса и Энгельса" (Нежданов П. Нравственность. М., 1898. С. 177). "Экономисты" абсолютизировали стихийность общественного развития, неумолимые законы к-рого якобы фатально "ведут" об-во к социализму. Они отрицали всякое влияние на исторический процесс со стороны революционных сил, их партий и отдельных личностей, выступали против внесения социалистического сознания в рабочий класс, объясняя это тем, что "ход общественного развития нельзя ни направить в Другую сторону, ни ускорить" Прокопович С. Проблемы социализма. Спб., 1911. С. 94). Э. подвергся критике со стороны Плеханова, П. Б. Аксельрода, Ф. И. Дана и др. представителей социал-демократии. Критике Э. была посвящена работа Ленина "Что делать?". На II съезде РСДРП часть "экономистов" перешла на позиции меньшевиков, во взглядах к-рых Э. нашел свое идейное продолжение. С нач. XX в. как идейно-политическое движение он сошел с исторической арены.

Источник: Русская философия: словарь

Экономизм
оппортунистическое течение в русской социал-демократии, возникшее во вторую половину 90-х годов и ликвидированное ко времени созыва II партийного съезда в 1903 году. Основная черта этого направления заключалась в недооценке значения политической борьбы для освобождения рабочего класса. "Экономисты" обращали исключительное внимание на экономическую борьбу рабочих с капиталистами за улучшение их повседневной жизни, не понимая неразрывной связи в классовом обществе экономики и политики. В лучшем случае они допускали лишь постепенное эволюционное развитие рабочих в сторону политической борьбы. По мере роста культурности и сознательности рабочего класса он со ступеньки на ступеньку поднимается на политическую арену (так называемая "теория стадий"). Тем самым объективно "экономисты" предоставляли руководящую роль в освободительном движении трудящихся масс России - либералам, т.-е. русской буржуазии. В тесной связи с недооценкой "экономистами" политической борьбы находится и недооценка ими значения инициативной роли партии и руководителей в рабочем движении. "Экономисты" преклонялись перед стихийным рабочим движением и сводили значение партии к роли регистратора рабочих чаяний. За это "экономизм" был Лениным, в свое время, окрещен, как "хвостизм", как "тред-юнионистское" течение, неспособное итти впереди масс рабочего класса. Органом "экономистов" была сначала "Рабочая Мысль", выходившая в Петербурге в 1895 - 1896 г.г., под руководством Акимова (Махновца) и Тахтарева; затем менее выдержанный в "экономическом" духе журнал - "Рабочее Дело", выходивший за границей в 1899 - 1901 г.г. под руководством Кричевского и Мартынова. Основной причиной, благоприятствовавшей возникновению "экономизма", был промышленный подъем последнего десятилетия XIX в. Этот подъем сделал возможным экономическое улучшение положения рабочих, как результат стихийного рабочего движения того времени. Поэтому у отсталых слоев рабочего класса возникли иллюзии о возможности и достаточности ограничиться борьбой против капиталистов за экономические уступки. /Т. 12/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Духовность, экономизм и технология: драма взаимодействия

Кутырев Владимир Александрович
Рассматривается взаимодействие «трех китов» современной социальной жизни: духовности (в институциализированной форме – культуры), экономики и технологии.
Читать PDF
0.00 байт

Философские основания экономики и экономизм

Прохоров Михаил Михайлович
В статье дан анализ философских оснований экономики, выявлен феномен экономизма, раскрыто его влияние на экономику, общество и его сферы.
Читать PDF
0.00 байт

ЭКОНОМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛОГ МЕХАНИЦИЗМА

Прохоров Михаил Михайлович
Предметом изучения автора является взаимоотношение экономики и феномена экономизма. Феномен экономизма есть социальный аналог механицизма.
Читать PDF
0.00 байт

«Философизм» против «Экономизма», или как «Философия хозяйства» уже более ста лет пытается тягаться

Мамедов О. Ю.
Сто лет назад русский социолог С.Н. Булгаков предпринял попытку противопоставить «политической экономии» новую социальную науку — «философию хозяйства». Автор рассмотрел столетний итог названного противостояния.