ЭКОНОМИЧЕСКИ-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИЧЕСКИ-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА
(«Oekonomisch-philosophische Manuskripte») - рукописи К.Маркса, относящиеся к периоду его пребывания в Париже. Почти столетие они оставались неизвестными и были опубликованы на языке оригинала в 1932 в рамках Полного собрания сочинений Маркса и Энгельса (MEGA). Рукописи имеют не только поисковый, но и функциональный характер: Маркс намеревался использовать их при подготовке своей двухтомной «Критики политики и политической экономии». Рукописи датируются апрелем-августом 1844. Сохранилось три рукописи, имеющие, так сказать, профильный характер и связанные с освоением и критическим переосмыслением Марксом «новой науки» (политической экономии); четвертая, видимо, задним числом включенная в третью рукопись, содержит мыслительное размежевание Маркса с «Феноменологией духа» и «Логикой» Г.В.Ф.Гегеля, а также со всей традицией нем. спекулятивной философии.
В 20 в. «Э.-ф. р.» стали едва ли не самым знаменитым произведением Маркса, а осуществленная в них экспозиция проблемы отчуждения наложила неизгладимый отпечаток на современную философию, культурологию и философскую антропологию.
В «Э.-ф. р.» Маркс эксплицитно почти не обсуждает вопросы этики, заявляя в «Предисловии» о своем намерении в серии отдельных брошюр дать «критику права, морали, политики», что осталось лишь литературным планом. Однако несомненно криптоэтическое содержание «Э.-ф. р.», связанное прежде всего с парадоксальным намерением Маркса посмотреть на мораль сквозь призму политической экономии. Не останавливаясь на этом, Маркс выдвигает идею «политической экономии морали», коррелятом к-рой является «мораль политической экономии»: базовыми ценностями первой являются чистая совесть и добродетель, второй — нажива, труд, бережливость, трезвость. Очевидно, что этими положениями Маркс концептуально предвосхищает связываемую с именем М.Вебера постановку вопроса о хозяйственном этосе. Аналогом представлений Вебера о весобъемлющем космосе капиталистической экономики является тезис Маркса: «Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону». Наряду с эксплицитной постановкой вопроса о морали имеет место и имплицитная. Последняя связана прежде всего с проблематикой родовой сущности человека и ее отчуждения в условиях капиталистического производства. Маркс осознает, что единственными «маховыми колесами», к-рые пускает в ход политическая экономия, как, равным образом, и рыночная экономика, являются «корыстолюбие и война между корыстолюбцами — конкуренция». Это внеморальный мотив деятельности и внеморальное состояние, при к-ром происходит «обесценение» человека. Но чтобы иметь понятие о действительной ценности (или бесценности) человека, Маркс нуждается в масштабе. Здесь открывается измерение этического: такой масштаб не может не иметь этического характера. Так, в разделе «Отчужденный труд» в качестве предпосылки для введения третьего его определения Маркс набрасывает идеальный образ человека как родового человека, а значит, универсального и свободного. Родовая сущность представлена такими понятиями, как «человечность», «универсальность», «свобода», этические коннотации к-рых совершенно очевидны. Тем большую значимость для этики имеет анализ, к-рый Маркс проводит в этих понятиях. К примеру, одно из последствий отчужденного труда состоит в том, что человек превращает «свою сущность только лишь в средство для поддержания своего существования».
С этической т.з. это переворачивание означает: то, что является само по себе целью — человечность, превращается в голое средство для физического выживания, т.е. проституируется. Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда и от своей родовой сущности, является «отчуждение человека от человека». Это подрывает самый фундамент морального мира, место к-рого заступает война всех против всех. Т.о., в «Э.-ф. р.» содержится глубокий моральный диагноз общества, к-рое «больно» частной собственностью и отчуждением. Этическую составляющую «Э.-ф. р.» невозможно представить без проблемы соотношения гуманизма и натурализма. Именно в трактовке этой проблемы сильнее всего сказывается влияние на Маркса Л.Фейербаха. Абстрактного человека Фейербаха, к-рый отчуждает свои сущностные силы, наделяя ими Бога, а свои мыслительные способности отчуждает в спекулятивной философии, Маркс заменяет обществом как подлинным субъектом всего процесса. Хотя Маркс использует термины «натурализм» и «гуманизм» скорее в метафорическом, чем в строго концептуальном смысле, тенденция трактовать гуманизм в смысле реабилитации плоти, чувственности, всего земного выявляется в «Э.-ф. р.» вполне определенно. Серьезные этические импликации имеет критика Марксом в «Э.-ф. р.» т.н. грубого коммунизма. Посвященными ей страницами вдохновлялись многие философские критики неосталинизма в странах «реального социализма». За столетие до Дж.Оруэлла Маркс показывает, к какой нравственной и социальной деградации может повести общество насаждение зауженно и догматически понимаемого равенства. Уравнительный, грубый коммунизм повсюду отрицает личность человека — несущую опору всякой нравственности. Субститутом нравственности здесь является зависть — та скрытая форма, к-рую принимает стяжательство. Редкое нравственное чутье демонстрирует Маркс и в разделе «Э.-ф. р.», посвященном деньгам, к-рые он интерпретирует как сводника между жизнью и жизненными средствами человека, как химическую силу общества, как одновременно и разъединяющую людей «разменную монету», и подлинно связующее средство. Поскольку деньги смешивают и обменивают все вещи, они представляют собой всеобщее смешение и подмену, мир навыворот, смешение и подмену человеческих качеств. Согласно Марксу, деньги коррумпируют нравственный мир, они являются «всеобщим извращением индивидуальностей» (на рубеже 19—20 вв. эти идеи получили развитие в работе Г.Зиммеля «Философия денег»). Одаяко сам Маркс не смог уйти в «Э.-ф. р.» от утопии некоего подлинного коммунизма, к-рый совладает с отчуждением, будет тождествен натурализму и гуманизму, обеспечит присвоение человеческой сущности человеком и для человека. Лит.: Курелла А. Свое и чужое. Новое к проблеме социалистического гуманизма. М.: Прогресс, 1970; Лифшиц М.А. Философия искусства Карла Маркса // Лифшиц М.А. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. М.: Изобразительное искусств, 1984; Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М.: Политиздат, 1974; Lukacs G. Moses Hess und die Probleme der idealistischen Dialektik // Lukacs G. Schriften zur Ideologic und Politik. Neuwied; Berlin: Luchterhand, 1967; Marx K. Oekonomisch-philosophische Manuskriptc. Leipzig: Reclam, 1970. СИ.Земляной

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001