Экология культур
Экология культуры
область культурологического знания, охватывающая все области жизнедеятельности человека: взаимоотношение с природой, жизнь общества, индивидуальная жизнь человека. Термин введен академиком Д.С.Лихачевым.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Экология культур
взаимодействие культур различных стран, народов, эпох - их зарождение, поглощение и исчезновение. Появление монокультуры или моновида в биоценозе ведет, как правило, к его деградации и гибели: вино превращается в уксус.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
от греч oikos - дом, родина, logos — учение, слово).— Понятие Э., относимое до недавних пор к природе и связанному с ней образу жизни людей, переносится сегодня на отношение к К. и вообще к памяти, связанной с прошлым. Впервые выделяя в Э. два раздела: Э. биологическую и Э. к., академик Д. С. Лихачев убедительно обосновывает такое членение понятия: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности». Э. к. можно считать одним из разделов экологической эстетики, затрагивающим проблемы историко-культурного наследия (Наследие художественное) и его включения в совр. сознание. По Лихачеву, страна—это единство народа, природы и культуры, важнейшими элементами к-рой служат человечность, одухотворенность. Это положение, как и понятие «гомосфера», к-рым пользуется ученый, вполне согласуется с учением В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о взаимодействии всех элементов живой и неживой природы, хозяйственной и культурной деятельности человека. Тут две т. зр. на один предмет: ученого-естествоиспытателя — основанная на изучении космоса, и ученого-гуманитария — исходящая как бы изнутри человеческой культуры. Экологическое движение в целом сливается сегодня с антивоенным движением, выступлениями против угрозы ядерной войны и «звездных войн». Новое мышление, объединяющее людей доброй воли, отвечает давней мечте человечества, эстетически выраженной в представлении о неразделимости мира и красоты.
Источник: Эстетика: Словарь
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
понятие современной культурологии, отражающее этический и ценностно-гуманитарный подход к решению проблемы «человек и культура». Это понятие возникло в соотношении с экологией как общим учением о взаимосвязях живых организмов со всей совокупностью органических и неорганических условий существования. Проблематика Э. к. непосредственно соотносится с фундаментальным разграничением между биосферой как первичной средой обитания человека и ноосферой, способствовавшей возникновению культуры как надбиологической надстройки, непрерывно развивающейся благодаря разнообразной деятельности человека на протяжении истории мировой цивилизации. В ХХ в., когда эта действительность приобрела поистине глобальный характер, стало очевидно, что общая направленность человеческой деятельности обращена не только к преобразованию природы, но и самой культуры, а общие результаты этих преобразований могут иметь не только позитивные, но и негативные последствия. Превращение культуры в объект модернизации и инновации придает ее развитию необратимый характер, и современная цивилизация имеет много примеров не только глубоких изменений в укладе жизни, мировоззрении и духовных ценностях людей, но и деструктивных, разрушительных процессов в отношении к культуре и человеку. Поэтому формирование Э. к. прежде всего было обусловлено пониманием необходимости подчинить инновационные культурные явления принципу рационализации и одновременно более прочно связать их с этическими и гуманистическими целями. В этом смысле суть Э. к. в первую очередь заключается в принятии человеком обязательств не наносить своей деятельностью и государственно-административными решениями непоправимого ущерба культуре и человеку по аналогии с признанием невозможности вести ядерную войну и с запретом на загрязнение окружающей среды. В отечественной гуманитарной науке понятие Э. к. было сформулировано ак. Д.С. Лихачевым, который в своих публичных выступлениях и книгах обратил внимание общественности не только на негативные последствия разрушения единого культурного пространства, но и на деструктивные явления, характеризующие трудный период становления России в постсоветский период. С точки зрения Лихачева, настало время осознать, что «сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды». Признавая важнейшими компонентами культуры человечность, добро, одухотворенность и творчество, Лихачев обратил внимание на комплексный характер понятия культурной среды, в которое он включил историко-культурное наследие, систему образования, воспитания, духовную деятельность, наличие интеллигенции, создание разветвленной сети учреждений культуры (дошкольные заведения, школы, вузы, музеи, архивы, библиотеки, театры, церкви, парковые ансамбли). В связи с проблемами Э. к. Лихачев обосновал понятие «очага культуры», система которых должна составлять общее культурное пространство России. Поэтому, с точки зрения ученого, Э. к. подразумевает обеспечение условий для дальнейшего развития национально-этнических форм культуры, образования, искусства и религии, что вместе взятое имеет решающее значение для формирования полноценной всесторонне одаренной личности. Через обсуждение вопросов Э. к. выражается большая обеспокоенность тем, что ныне недооценивается цивилизаторское значение гуманитарной культуры, которая направлена на совершенствование человека, на созидание и улучшение всей общественной жизни.