экологическая теория восприятия
экологическая теория восприятия
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ — концепция восприятия, сформулированная известным амер. психологом Дж. Гибсоном в 70-ые гг. 20 в. Эта концепция, породившая в психологии восприятия движение «гибсонианцев», а затем «неогибсонианцев», в последние годы оказала серьезное воздействие на когнитивную науку в целом и стимулировала разработку теории динамических интеллектуальных систем и популярной сегодня в эпистемологии концепции «отелесненного познания» (embodied cognition). Дж. Гибсон отказывается от двух традиционно принимавшихся предпосылок в исследовании восприятия. Это, во-первых, мнение о том, что существует не только процесс восприятия (обычно нами не осознаваемый), но и отдельно данный его результат, продукт, перцепт, образ воспринимаемой реальности. Во-вторых, тезис о том, что перцепт существует в мире сознания субъекта. Философский вопрос о том, как возможно это соотнесение, всегда был камнем преткновения для всех исследователей восприятия. Дж. Гибсон исходит из того, что восприятие — это не «идеальный предмет», перцепт, образ, существующий в субъективном мире воспринимающего, а активный процесс извлечения информации об окружающем мире. Этот процесс, в котором принимают участие все части тела субъекта, включает активные реальные действия по обследованию воспринимаемого окружения. Извлекаемая информация — в отличие от сенсорных сигналов, которые с точки зрения старых концепций восприятия порождают отдельные ощущения — соответствует особенностям самого реального мира. Ощущения, которые якобы вызываются отдельными стимулами и которые с точки зрения старой философии и психологии лежат в основе восприятия, не могут дать знания о мире (что и было признано в т.н. «законе специфических энергий органов чувств» И. Мюллера). Между тем восприятие, понятое как активный процесс извлечения информации, презентирует субъекту те качества внешнего мира, которые соотносимы с его потребностями и которые выражают разные возможности его деятельности в данной объективной ситуации. Постулированные старой философией и психологией ощущения не могут развиваться, не могут возникать новые их виды. В то же время практика способствует тому, что извлекаемая в восприятии информация становится все более тонкой, совершенной и точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь. Поэтому, с точки зрения Дж. Гибсона, восприятие существует не в сознании и даже не в голове (хотя без участия головы и сознания оно невозможно), а в циклическом процессе взаимодействия извлекающего перцептивную информацию субъекта и воспринимаемого им мира. В рамках своей концепции Дж. Гибсон уточняет характеристики воспринимаемого мира. С его точки зрения, важно учитывать, что воспринимающий субъект имеет дело не с пространством, временем, движением атомов и электронов, которыми занимается современная физика, а с экологическими характеристиками мира, соотнесенными с его потребностями. Поэтому Дж. Гибсон принципиально различает окружающий мир (воспринимаемый субъектом) и физический мир (с которым имеет дело современная физическая наука). Важные дополнения и, вместе с тем, поправки к концепции Дж. Гибсона сделаны У Найссером. Последний разделяет многие идеи первого, но одновременно считает важным обратить внимание на то, что извлечение информации из окружающего мира происходит по определенному плану. Этот план задается схемами субъекта (их можно рассматривать и в качестве когнитивных карт), которые иерархически увязаны друг с другом и отличаются друг от друга по степени общности. Так, например, есть схемы стола, комнаты, дома, улицы, но есть и схема воспринимаемого мира в целом. Большинство этих схем приобретается в опыте (поэтому восприятие, направляясь схемой, в то же время влияет на нее, модифицирует ее), но исходные схемы являются врожденными. У. Найссер, таким образом, делает попытку примирить основные идеи Дж. Гибсона с некоторыми идеями когнитивной психологии. В.А. Лекторский Лит.: Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.М., 1988; Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; Clark A. Embodiment and the Philosophy of Mind // Current Issues in Philos ophy of Mind. Cambridge, 1998.