ЭКЛЕКТИЗМ
Эклектизм
греч. eklektikos – выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.д.
ЭКЛЕКТИЗМ
(от греч. eklektikos – выбирающий) – механическое, бессистемное соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов. В архитектуре и изобразительном искусстве – сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смыслы и значения.
Эклектизм
выбор лучшего из чего-либо многого. Эклектический. Эклектическим называется такое направление философии или вообще образования, когда иссякает оригинальная и самостоятельная умственная деятельность и когда ограничиваются только выбором и соглашением мыслей, высказанных другими. Такое направление господствовало под конец древнего мира; а в новые времена Кузен называл свою философию эклектической.
Эклектизм
(греч. eklegein – избирать, избранный) – в философии – метод соединения и сочетания разнородных, внутренне несоединимых, часто противоположных философских принципов, взглядов, теорий. Эклектизм проявлялся и в древнегреческой философии, и в философии Возрождения, куда были заимствованы идеи Платона, Плотина, Аристотеля, пифагореизма и раннего христианства. Иногда эклектизм положительно оценивается историками философии, т. к., по мнению некоторых из них, он противостоит догматизму.
ЭКЛЕКТИЗМ
от гр. eklegein — выбирать): метод, предполагающий заимствование принципов в нескольких различных системах и создание на их основе единой системы. Это также название философской школы, основанной в XIX в. В. Кузеном и утверждавшей, что все философские системы сводятся к четырем фундаментальным формам (идеализм, сенсуализм, скептицизм, мистицизм) тогда как наилучшая система — эклектизм — пытается сохранить позитивный аспект каждой из этих форм. Тэн и Ренувъе упрекали В. Кузена в том, что это разделение на зерна и плевелы не имеет под собой никакого четкого критерия. Сегодня слово «эклектизм» приобрело пренебрежительный оттенок и связано с поверхностной и оппортунистической мыслью.
Источник: Философский словарь
Эклектизм
Система мышления, построенная по принципу коллажа, заимствующая «отовсюду понемножку»; учение, являющее собой смесь учений, своего рода теоретическое «лоскутное одеяло». Вместе с тем эклектизм претендует на последовательность, что отличает его от синкретизма и превращает в подобие философской системы (например, у Лейбница, хоть он и не пользуется этим словом, или у Виктора Кузена (244), который окрестил им свою школу). Тем не менее в современной философии прослеживается тенденция привнесения в термин оттенка предосудительности. Великие мыслители ни у кого ничего не заимствуют: они впитывают и воссоздают, преобразуют и идут вперед. «Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, – заметил Монтень, впрочем, не он первый, – который они целиком претворяют в мед: ведь это уже больше не тимьян или майоран. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением» («Опыты», книга I, глава 26). Как ни банально это сравнение, в общем и целом оно выражает сущность явления. Конечно, мед – это не цветочная смесь. Но это никогда не освобождало пчел от необходимости заниматься грабежом.
Источник: Философский словарь.
ЭКЛЕКТИЗМ
1) в широком и наиболее распространенном смысле этого слова (также: «эклектика») означает бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций; 2) в более узком и точном смысле обозначает тенденцию в философии, направленную на то, чтобы взять «самое лучшее» из различных философских учений. Такая тенденция четко обозначилась в поздней эллинистической философии: в среднем стоицизме, заимствовавшем элементы платонизма и аристотелизма, и особенно в Академии в I в. до и. э., склонявшейся к аристотелизму и стоицизму. Наиболее яркий представитель римского эклектизма - Цицерон, сознательно стремившийся собрать все наиболее ценное из греческой философии, дать возможность всем греческим философам донести до римлян свою истину. Вторично эклектизм как сознательная установка возобладал во Франции в начале XIX в. Французские эклектики (Руайе-Колар, Кузен, Жоффруа) считали, что ни одно учение не обладает истиной во всей ее полноте, но владеет ее определенной долей, поэтому нужно комбинировать различные идеи и концепции. Причем не только в философии, но и в политике. Оки пропагандировали в своих университетских лекциях философию Шотландской школы, пытаясь соединить положения шотландца Т. Рида с идеями своего современника и соотечественника Мэн де Бирана, а затем также и с идеями немецких философов - Шеллинга и Гегеля.
Источник: Краткий философский словарь 2004
эклектизм
ЭКЛЕКТИЗМ (от греч. екАекпкос; — выбирающий) — хаотический способ изложения сведений без их отбора и систематизации. Бессистемными публикациями сведений из различных отраслей знания увлекались античные авторы, которые сами себя называли эклектиками. Сегодня это делают развлекательные издания. Самый распространенный вид Э. в науке — включение в описание предмета информации, не имеющей к нему отношения. Используется как сознательная уловка, когда автору нечего сказать по существу. Эклектическим также называют и исследование, не выходящее за границы предмета, детально описывающее его части, но не учитывающее тех связей между частями, которые, собственно, и образуют этот предмет. Такой Э. называют структурным. Он неизбежен на начальном этапе исследования предмета, но недопустим на конечном. Третий вид Э. — путаница. Ф. Бэкон считал его более опасным для науки, чем ошибка. Ошибающийся последовательно проводит свою точку зрения через все перипетии исследования, и это объединяет его со сторонником истинной точки зрения. Путаник же постоянно переходит с одной точки зрения на другую, не осознавая этого. Так, Дж. Локк последовательно отождествляет понятия «абстрактное» и «общее». Это ошибка. Современные же авторы, в зависимости от трудностей, с которыми сталкиваются, то отождествляют, то различают их. Это Э. От предметного следует отличать методологический Э. Он заключается в том, что к одному и тому же предмету в одном и том же контексте применяют исключающие друг друга методы исследования; напр., к свету — корпускулярную и волновую теории, к общим признакам — номиналистскую и платонистскую интерпретацию и т.д. Традиционный способ устранения методологического Э. — отказ от одного из противоположных методов и последовательное проведение второго. Новейший метод зафиксирован в принципе дополнительности, который допускает применение в одном исследовании обоих альтернативных методов, но в разных контекстах; напр., платонистской интерпретации общих признаков в теоретическом, а номиналистской — в эмпирическом исследованиях. Г.Д. Левин
ЭКЛЕКТИЗМ
в антич. философии) – антич. философия 2 в. до н.э. – 2 в., содержащая в себе элементы разных филос. систем. Мн. течения и представители позднеантич. философии, обычно относимые к Э (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в незначит, мере, поскольку в них явно преобладает к.-л. одна филос. система. Поэтому об антич. Э. следует говорить более как об исторически-плодотворной тенденции, нежели как о сложившемся самостоят. направлении греко-рим. философии. В особенности это относится к т.н. Э. 1–2 вв., определенно базирующемся на платонизме и приводящем к возникновению в 3 в неоплатонизма, положившего конец Э. Появление Э. объясняется сильным влиянием на все тогдашние филос. школы развившегося в это время скептицизма – как пирроновского, так и академического, нанесшего сильный удар всякому филос. догматизму. В нек-рой мере воздействию Э. подвергались: эпикурейская школа (Зенон Сидонский, сер. 2 в. до н.э., Деметрий Лаконский, Асклепиад Вифинский – вторая пол. 2 в. до н.э.; последний проповедовал, вопреки Эпикуру, бесконечную делимость и несвязанность атомов, а также главенство души в познании Cael. Aurel. De Morb. acut. 1 –14), перипатетическая школа (Андроник Родосский, псевдо-аристотелевские соч. "О мире" и "О добродетелях и пороках", в к-рых перипатетизм соединялся с платонизмом); киники (Деметрий-киник, Эномай из Гадары, Демонакт Кипрский, Перегрин Протей, настолько далеко ушедший от прежних киников в своем религ. фанатизме, что одно время даже принадлежал к христ. общине). Эклектич. духом стала отличаться и сама Академия платоновская (Антиох, Энесидем и др.). Слишком органичным, чтобы считаться Э., явилось соединение стоицизма и платонизма у Панеция и Посидония, основавших стоич. платонизм. Более эклектичны рим. мыслители Варрон, Цицерон и Секстий, однако и для них характерна твердая уверенность в объективном бытии, провидении, гармоничном космосе и строжайшие этико-политич. убеждения. Относить к Э., как это делает Целлер, таких убежденных стоиков или стоич. платоников, как Мусоний Руф, Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий, совершенно нелепо. Почти все др. мыслители 1–2 вв., именуемые обычно эклектиками, являются либо стоич. платониками в духе Посидония, либо просто платониками. Платоников 1–2 в. до н.э. можно в известном смысле считать эклектиками, однако и здесь следует видеть постепенное назревание неоплатонизма. Только при игнорировании текстов можно именовать эклектиками таких несомненных платоников, как Плутарх, Апулей из Мадавры, Альбин, Теон Смирнский, Максим Тирский, Гарпократион или Аттик. Через Нумения и Аммония Саккаса, к-рых часто тоже именуют эклектиками, мы прямо подходим к Плотину. Т.о., античный Э. вовсе не эклектичен в том смысле, как это часто говорят о несистематически мыслящих философах нового времени. Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, разд. 3, гл. 6; Zеllеr Е., Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Tl. 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 547–863. А. Лосев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЭКЛЕКТИЗМ
формальное, механическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых, разнородных взглядов, методов, стилей. Возможен в любых видах деятельности, в том числе в реализациях проектов (эклектика). В истории философии примером Э. служит книга Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», где даже в биографиях одновременно присутствуют противоречивые сведения. Э. может быть как результатом сознательных процедур, так и следствием того, что объединяемые в целое части принадлежат различным теориям, решающим разнонаправленные задачи. Различие задач часто ведет к использованию несопоставимых категорий. Это затрудняет обнаружение Э. в случае объединения этих понятий в структуре общей теории. Э. обычно имеет место в периоды упадка и оценивается поэтому чаще всего отрицательно. Однако для современных постмодернистских тенденций, усиливающихся в культуре, характерны акценты на реабилитацию Э. «Соединение несоединимого», если еще и не стало общепринятым, то заявляет о себе уверенно и безбоязненно. Примером может служить торговоразвлекательный центр «Европейский» в Москве. Инженерноархитектурное решение этого здания бросает вызов расположенному напротив классическому Киевскому вокзалу. Постмодернистская волна, с одной стороны, либерализует, «раскрепощает» мышление и деятельность, а с другой — поновому ставит вопросы осмысленности и ответственности. Так, современная генная инженерия остается пока эклектическим соединением «метода проб и ошибок» и непредсказуемых, постмодернистских результатов. В предыдущие эпохи человечество не изобретало (внедряло, использовало) многое не потому, что не обладало знаниями, а потому что исходило в своем творчестве из иных ценностных предпосылок. Поставка (по сообщениям Интернетисточников) в армию США штыкножа с вмонтированным МР3плеером является хорошей иллюстрацией к данной проблеме. Даже человек XX в. переживший две мировые войны, газовые атаки, атомную бомбардировку, напалмовые зачистки во Вьетнаме, сказал бы, что «это уж чересчур». Но ведь штыкплеер (гармония плюс убийство, дело плюс отдых) лишь следствие общей рационализирующей деятельности капиталистических структур. Соединимо и разъединимо все, что полезно (эффективно). Инженер (мастер) прошлого не стал бы делать подобного, т.к. он исходил из идей упорядоченности, осмысленности мира, где для каждой вещи есть свое место, предназначение. Мир понимался преимущественно как статичная гармония, где пространство (физическое и социальное) разнокачественно, а вещам присуще стремление занять свое естественное место (аристотелизм).
Современные же тенденции усиления клиповости, отрывочности, Э. таковы, что в местах «массового веселого потребления» возможно появление рядом с будочкой «моментальное фото» помещений, в которых работают адепты различных религий. Утомившегося потребителя поддержат католический терапевт для души или православный психоаналитик — в зависимости от того, какую методу закажет клиент для исправления своей ситуации, и от того, есть ли сопутствующие услуги — ножная ванночка, лампа модного загара, наращивание ногтей и волос. Время — деньги. Сведение любого вида деятельности к бизнесу, если это способствует наращиванию доходов, приводит к ситуации Э. точек зрения в сознании отдельного человека. Его место и соответственно точка зрения постоянно изменяются, человек зачастую не успевает осознать, в чем же заключаются его интересы, какая ситуация соответствует его настоящим, а не вменённым извне потребностям и ценностям. Взаимосвязанная в своих существенных элементах мировоззренческая система распадается на россыпь эклектических «мнений». Человек защищает свой набор «мнений» не в силу их содержательной правоты, а как свою собственность, подвергающуюся нападкам оппонента. Сам же он «имеет право» отказаться от любых взглядов и приобрести (завести) новые «взгляды» в свою собственность, так же как продать картину и приобрести вазу. Букет подобных феноменов, ставящих под вопрос объективность осмысленности самих смыслов и ценностей, приводит к последствиям, обозначаемым как «кризис идентичности». Для человека становится проблемным осознание того, кто есть он сам «на самом деле», ведь даже самые базовые, «природные» характеристики человека начинают размываться (напр., «я — мужчина»), теряя свою устойчивость.
Современные же тенденции усиления клиповости, отрывочности, Э. таковы, что в местах «массового веселого потребления» возможно появление рядом с будочкой «моментальное фото» помещений, в которых работают адепты различных религий. Утомившегося потребителя поддержат католический терапевт для души или православный психоаналитик — в зависимости от того, какую методу закажет клиент для исправления своей ситуации, и от того, есть ли сопутствующие услуги — ножная ванночка, лампа модного загара, наращивание ногтей и волос. Время — деньги. Сведение любого вида деятельности к бизнесу, если это способствует наращиванию доходов, приводит к ситуации Э. точек зрения в сознании отдельного человека. Его место и соответственно точка зрения постоянно изменяются, человек зачастую не успевает осознать, в чем же заключаются его интересы, какая ситуация соответствует его настоящим, а не вменённым извне потребностям и ценностям. Взаимосвязанная в своих существенных элементах мировоззренческая система распадается на россыпь эклектических «мнений». Человек защищает свой набор «мнений» не в силу их содержательной правоты, а как свою собственность, подвергающуюся нападкам оппонента. Сам же он «имеет право» отказаться от любых взглядов и приобрести (завести) новые «взгляды» в свою собственность, так же как продать картину и приобрести вазу. Букет подобных феноменов, ставящих под вопрос объективность осмысленности самих смыслов и ценностей, приводит к последствиям, обозначаемым как «кризис идентичности». Для человека становится проблемным осознание того, кто есть он сам «на самом деле», ведь даже самые базовые, «природные» характеристики человека начинают размываться (напр., «я — мужчина»), теряя свою устойчивость.
Источник: Философский словарь инженера. 2016