Эклектика

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эклектика
направление в античной философии, характеризующееся соединением элементов разных философских систем и стиранием различий между ними. От греч. Eklektikos – способный выбирать.

Источник: Теория и практика разрешения виртуального конфликта, Практико-ориентированная монография

Эклектика
механическое соединение последовательности разнородных идейных направлений, взглядов, теорий без единства, целостности. Эклектичные философы сочетают материализм с идеализмом.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Эклектика
способ мышления, состоящий в бессистемном рассмотрении объекта, представлении его как механической суммы сторон. С позиций Э. объект отображается беспорядочно, нецелостно, без единого основания, без учета различий между главным и второстепенным, что приводит к безрезультатности в теории и на практике.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

эклектика
механическое, алогичное соединение в одном целом несовместимых элементов и принципов, не позволяющее системе существовать как жизнеспособное образование. Э. Следует отличать от диалектики, в которой признается, что лишь в единстве противоположностей (каждая из которых есть органическим образом «иное» другой) возможно полноценное существование явлений бытия.

Источник: Краткий философский глоссарий

Эклектика
эклектизм, эклектицизм (от греч. – способный выбирать, выбирающий) – соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Эклектицизм коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания, в нарушении принципов целостности, объективности и конкретности рассмотрения предметов и явлений.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Эклектика
1. Метод философствования, основанный на попытке соединить воедино разнородные, часто взаимоисключающие друг друга, принципы, взгляды, теории, концепции разных философских школ и направлений. 2. В искусстве и архитектуре: сочетание различных стилевых элементов и произвольный выбор стилистического оформления зданий или художественных изделий, смешение различных стилей моды в одежде и т.п.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ЭКЛЕКТИКА

(от греч. eklego - выбирать) - соединение лучшего из разных систем мысли; часто оказывается неубедительным из-за недостаточной продуманности основополагающих идей такого соединения. Ряд философов отмечали, что Высшее бытие может быть выражено на земном языке не иначе как антиномически, поэтому эклектика в религиозной мысли неуместна. В томизме эклектические описания Бога отвергаются с точки зрения Его Простоты. Эклектична, напр., гностическая теософия.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЭКЛЕКТИКА
греч. ekigo — выбираю) — соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетании различных сведений и знаний, Э. использовалась в позднегреч. философии, схоластике, в нек-рых дискуссиях нового времени. Э. характеризуется неумением выделять гл., ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире,

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эклектика
(от греч. eklektikos – выбирающий) – рассмотрение предмета по принципу «чем разностороннее, тем лучше». Однако разные аспекты, выделяемые при рассмотрении, не объединяются ни в систему, ни в целое, но представляет собой лишенное единого основания неупорядоченное множество, элементы которого могут взаимно исключать друг друга. Э. в виде соединения чего угодно в смесь прихотливых ассоциаций или иронический коллаж становится подлинным «методом» постмодернизма. Противоположностью Э. является системный синтез.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ЭКЛЕКТИКА
букв. "собирание") – прием, форма существования некоторых теорий, заключающаяся в смешении различных, зачастую противоположных мировоззренческих оснований, точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п. Так, например, эклектичны попытки соединить материализм и идеализм в одной концепции или религиозную позицию и материализм (деизм, пантеизм). В современной философии эклектика представлена плюрализмом позиций, подходов, направлений по тем или другим проблемам. Но, собственно, эклектикой является непоследовательность внутри одной теории, одного учения.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭКЛЕКТИК
(Eklektiker; от греч. eklegein — «выбирать») — так называют того, кто не создает собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного философа, а берет из различных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое. Эклектицизм господствовал в поздней греческой и александрийской философии; это слово часто имеет побочное значение: «неоригинальный», «нетворческий». В этом смысле говорят об эклектицизме в области искусства. Эклектиками слывут, в частности, Карнеад, Цицерон, философы-популяризаторы эпохи Просвещения, В. Кузен.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Эклектика
 (греч. eklego — выбираю) — беспринципное смешение различных, зачастую противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п. Так, эклектичны многочисленные попытки соединять материализм и идеализм пли стремления ревизионистов сочетать марксизм и эмпириокритицизм, диалектический материализм и кантианство и т. д. Э. характерна и для совр. ревизионизма. Осн. методологическим пороком Э. является неумение выделить из суммы связей и отношений объективного мира гл. связей предмета, явления с окружающими его условиями в данный момент, механическое объединение различных сторон и свойств предметов или явлений. В области практической деятельности, политики Э. ведет к ошибкам и просчетам, т. к. мешает найти гл. звено в цепи событий, наметить мероприятия для решения наиболее актуальных задач конкретного периода истории.

Источник: Философский словарь. 1963

ЭКЛЕКТИКА
соединение разнородных (и даже нередко противоположных) теорий, взглядов, идей, принципов в одном философском учении, теоретической концепции. Отмечая бесплодность Э., подмену одних логических оснований другими как характерную особенность Э., В. И. Ленин писал: «...подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» (Полн. собр. соч., т. 33, с. 21).
Возникнув в качестве осознанного методологического приема в античной философии, Э. глубоко укоренилась в буржуазной общественной мысли. Э.— это прием, с помощью к-рого идеологи буржуазии манипулируют общественным сознанием (ем. Манипулятивная пропаганда) в своих классовых целях.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

ЭКЛЕКТИКА
от греч. выбираю) – разновидность метафизического метода мышления, характеризующаяся произвольным выхватыванием отдельных сторонпредмета, а также мыслей, взглядов, фактов и их механическое соединение. Результатом  этой  процедуры  является  хаотическое  соединение  элементов,  а  не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей. Основанием эклектики является многообразие и противоречивость явлений объективного мира, фрагментарность  и неоднозначность существующих знаний. В отличие от диалектики, эклектика – бессистемное, произвольное соединение противоположностей как результат неумения выделить главные закономерности изучаемого явления. Наиболее распространенная манера рассуждений в эклектике определяется формулой: «с одной стороны, но с другой  стороны…». Эклектика какметодологический прием может быть полезной на начальных ступенях процесса познания.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЭКЛЕКТИКА
эклектизм, эклектицизм (от греч. способный выбирать, выбираю щий), соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Термин «Э.» ввел Потамон из Александрии (2 в.), назвавший свою школу эклектической. Э. коренится в подмене одних логич. оснований другими, в метафизич. абсолютизации изменчивости и относительности человеч. познания. Пустоту и бесплодность эклектич. построений отмечали мн. философы, начиная с Сократа и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма. В. И. Ленин указывал на подмену оснований, нарушение принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений как характерные особенности Э.: «...подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» (ПСС, т. 33, с. 21).

Источник: Советский философский словарь

ЭКЛЕКТИКА
соединение в одном философском учении разнородных и даже противоположных элементов. Э. означает отказ от создания целостной системы взглядов и механическое смешение различных идей, оценок, теорий и т. д. Э. не имеет ничего общего с диалектическим требованием всестороннего подхода к явлениям, учета противоречивых сторон и тенденций их развития (Диалектика). В истории философии Э. обычно характерна для периодов кризиса или упадка определенных общественных систем. Так, в эпоху разложения рабовладельческого строя (эллинизм) черты Э. были присущи александрийской философии. Примером Э. является также учение французского философа 19 в. Кузена. Энгельс отмечал эклектичность немецкой буржуазной философии 2-й пол. 19 в., круто он метко назвал «эклектической нищенской похлебкой», поскольку в ней были смешаны идеи неокантианства и позитивизма, естественнонаучного материализма и берклианства, волюнтаризма и агностицизма. В период общего кризиса капитализма усиливаются эклектические тенденции в буржуазной общественной мысли. Э. свойственна философскому ревизионизму, пытающемуся «дополнить» марксистскую философию положениями экзистенциализма, феноменологии, неопозитивизма и т. п.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ЭКЛЕКТИКА
от греч — выбирающий) — хаотический способ изложения сведений о предмете без их отбора и систематизации. Эклектика неизбежна и правомерна на начальной, аналитической стадии исследования. На синтетической — она подменяет метод всестороннего рассмотрения предмета.
Принципам логики эклектики не противоречит: включение в описание товара сведений не только о его стоимости, но и о массе, размере, цвете и т. д. не является логической ошибкой. Несостоятельность эклектики видна только с позиций гносеологии, кладущей практику в основу познания: поскольку описание любого предмета совершается для конкретной познавательной или практической цели, оно должно содержать лишь ту информацию, которая служит этой цели. Если данный предмет интересует нас только как товар, подлежащий обмену, мы вправе «забыть» обо всех его признаках, кроме стоимости. Сведения о других его свойствах будут лишь затемнять суть дела и мешать исследованию. То., преодоление эклектики состоит в превращении конкретного предмета в абстрактный. Такое превращение правомерно лишь в строго определенных границах интервала абстракции, задаваемых целью исследования. Отрицание эклектики не означает отказа от принципа всесторонности рассмотрения, а указывает лишь на границы, в которых он правомерен — границы интервала абстракции.
Эклектика не только методологическая уловка, маскирующая избыточной информацией непонимание сути дела или отвлекающая от нее. Она может быть и безвредной, напр. в бессистемных публикациях сведений из различных отраслей знаний, которыми увлекались античные авторы, сами себя называвшие эклектиками.
Г. Д. Левин

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭКЛЕКТИКА
(от греч. eklektikos — выбирающий, способность выбирать) в философии — методологический приём, объединяющий разнородные, качественно несопоставимые элементы в единое целое и тем самым создающий новое качественное своеобразие познавательного процесса. Э. — это представления, опирающиеся на различные теоретические основания, объединенные в целостное учение. Разные основания, противоречия во взглядах, как правило, не осознаются людьми, но они отвечают психологическим привычкам людей, а потому используются в социальной практике: согласно Конституции, Российская Федерация является светским государством, религия и церковь отделены от государства и школа от церкви, в то же время день рождения Иисуса Христа, признаваемый лишь православными христианами, отмечается как государственный праздник ежегодно 7 января. В теоретическом осмыслении мира Э. выступает, вопервых, как этап синтеза различных, нередко взаимоисключающих, представлений в единую концепцию (конвергентная Э. и, вовторых, как начало процесса разделения некоей теоретической целостности на совокупность познавательных подходов (дивергентная Э.). В общественном сознании Э. реализует себя в моде, в традициях, в обрядах, в искусстве и технике. В инженерной деятельности Э. проявляет себя как соединение в техническом изделии (артефакте) качественно разнородных решений, совмещение технических идей различных эпох и стилей. При конструировании автомобилей не прекращаются попытки заменить металлические детали на деревянные: умелец из г. Черновцы создал автомашину из дерева, соединив две модели с кузовами «седан» и «кабриолет». Э. данного технического решения состоит в волюнтаристском соединении в одном артефакте технических идей и эстетических представлений различных временных эпох.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ЭКЛЕКТИКА

- соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т. д. Для Э. характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, непротиворечия закона, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в определениях и классификациях и т. д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, некритически соединяя противоположные воззрения, Э. стремится вместе с тем создать видимость логической последовательности и строгости.
В качестве методологического принципа Э. появилась впервые в позднегреческой философии как выражение ее упадка и интеллектуального бессилия. Э. широко использовалась в средневековой схоластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов "за" и "против" некоторого положения. Э. иногда используется как прием в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, когда фрагментарность имеет большее значение, чем цельность, внутренняя связность и последовательность.
Пустота и теоретическое бесплодие Э. обычно маскируются ссылками на необходимость охватить все многообразие существующих явлений единым интегрирующим взглядом, не упуская при этом реальных противоречий.
Несостоятельная в качестве общего методологического приема описания действительности, Э. иногда выступает в качестве неизбежного момента в развитии знания. Чаще всего это имеет место в период формирования теории, когда осваивается новая проблематика и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Эклектичным было, напр., существование наряду друг с другом корпускулярной и волновой теорий света, позднее объединенных в рамках квантовой механики.
Элементы Э. присутствуют также в начальный период изучения новой научной дисциплины, когда знания остаются еще фрагментарными и несвязными и нет еще умения выделить в массе сведений наиболее существенное и определяющее.

Источник: Словарь по логике

Эклектика
от греч. eklego — выбирать, собирать) Беспринципный принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и т. п. компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность или единство. Э., или эклектизм, как способ мышления, писания, создания произведений искусства, характерна для переходных этапов в истории культуры, когда внутри старой культуры, имевшей некий целостный облик или определенное стилистическое единство, но уже миновавшей свой апогей, клонящейся к закату и угасающей, возникают диссонирующие с ней (или отрицающие ее) черты и элементы; когда еще не набравшее силы новое почти хаотически перемешивается со старым, включая в этот коктейль и многие элементы уже давно канувших в лету феноменов. Э. — это некий мыслительный или творческий алхимический котел, в котором варится все, что попало из всего и вся, и в результате вываривается нечто невиданное, но значимое в каких-то отношениях. Э. — это своего рода экспериментальная творческая лаборатория на переходных этапах истории культуры или искусства. В качестве одного из классических образцов Э. можно указать хотя бы на творчество Филона Александрийского (рубеж новой эры) или раннехристианского отца Церкви Климента Александийского (II-III вв.), особенно на его грандиозное сочинение «Строматы», опирающееся на сотни самых разных известных к его времени философских и богословских источников. Позже из Филона и Климента выросли достаточно целостные и оргинальные системы христианского миропонимания Оригена и псевдо-Дионисия Ареопагита. На основе эклектического раннехристианского искусства возникло высокохудожественное и высокодуховное византийское искусство и т. п. В XX в. Э. характерна для многих направлений искусства, арт-практик отдельных художников и писателей. На принципах Э. основывается постмодернизм; многие неклассические движения в культуре второй пол. столетия, ПОСТ-культура (см.: ПОСТ-) в целом. Можно сказать, что Э. — основа творческого метода (если о нем вообще имеет смысл говорить в этом контексте) арт-практик ПОСТ-. В. Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

ЭКЛЕКТИКА
от греч. ?????????? – способный выбирать, выбирающий) – 1) не несущий познават. нагрузки методологич. прием, к-рый основан на использовании вырванных из контекста фактов и формулировок и потому искажает картину исследуемого объекта или заведомо неправомерно истолковывает его при сохранении видимости логич. строгости. 2) Момент в развитии системы знаний, характеризующийся присутствием в ней элементов, к-рые не имеют единого теоретич. основания и относятся к различным, иногда взаимоисключающим аспектам рассмотрения объекта. В качестве осознанного методологич. приема Э. появляется впервые в позднегреч. философии и особенно распространяется в канонизирующей деятельности александрийских философов, филологов, теологов, ученых эллинистич. периода. Э. широко использовалась в схоластич. диспутах средневековья, опиравшихся на авторитетную цитату, и в спорах нового времени. Она применяется и в наст. время в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, находя опору в моде, привычке, традиции, стремлении к унификации и в ряде др. свойств человеч. психики, позволяющих, при нек-ром искусстве, подменять логич. основания и концепты сообразно с поставленной целью. Пустоту и бесплодие таких построений отмечали мн. философы начиная с Сократа и Аристотеля. Резко отрицательно относились к Э. классики марксизма-ленинизма, особенно Ленин. Критикуя попытки выдать Э. за диалектику, Ленин указывал на подмену оснований, подрыв целостности предмета как на характерную особенность Э.: "...подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (Соч., т. 25, с. 372). Во втором своем качестве, резко отличном от первого, – как момент познания – Э. особенно часто встречается в периоды коренной перестройки теорий или мировоззренч. схем и выступает в двух формах: как предварит. этап синтеза разнородного в единую систему (конвергентная Э.) или как начало типологич. распочкования единых прежде систем (дивергентная Э.). Печатью конвергентной Э. отмечены системы орфиков, книги Ветхого завета, многие филос. школы рим. периода, нек-рые филос. системы нового времени (см. Деизм) и т.д. Этот вид Э. можно рассматривать как первичную форму освоения новой проблематики, когда заимствованные новой системой термины и проблемы долгое время сохраняют реликтовые акценты и границы. Такое заимствование оказывается иногда единств. способом воздействовать на сложившуюся систему значений и толкнуть ее к перестройке. Дивергентная Э. связана с обнаружением в единых и простых прежде терминах типологич. различий и поляризации значений по различным концептам. Примерами такой Э. могут считаться возникновение корпускулярной и волновой теорий света, связанное с разделением света как объекта изучения, а также поляризация значений в ряде совр. филос. терминов. Так, традиц. понимание деятельности разлагается на гетерономию репродукции и творчества; традиционная психофизическая проблема разлагается на психофизиологическую и психосоциальную и т.д. Оба эти типа Э. представляют закономерные моменты познания, средства активного воздействия на сложившиеся теории и взгляды. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Святое семейство или критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2; Ленин В. И., Пролетарская революция и ренегат Каутский, Соч., 4 изд., т. 28; его же, Еще раз о профсоюзах, там же, т. 32; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 11, М.–Л., 1935. М. Петров. Ростов-на-Дону.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
396.60 кб

Исследования общества: наука, эклектика, спекуляции

Воронцов Сергей Селиверстович
From the position of current anthropology some aspects of epistemology (theory of knowledge) and the sate of modern study of social processes by various disciplines were studied.
Читать PDF
660.62 кб

Философия всемирной истории А. Тойнби: синтез или эклектика?

Федюкин Виктор Петрович
Анализируется философия всемирной истории одного из выдающихся представителей европейской мысли XX в. А. Тойнби.
Читать PDF
456.65 кб

Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности научного знания

Микешина Л.А.
Рассматривается, как эклектика и синкретизм получали различные оценки в истории естественных и социально-гуманитарных наук. Так, Р. Бойль «собирал идеи и факты по всему миру», а И.
Читать PDF
305.37 кб

Эклектика и синкретизм: к вопросу о системности философского знания

Микешина Л.А.
Статья посвящена эклектике и синкретизму, их реальным смыслам и функциям в ис тории философского знания: от понимания философского знания как «естественно го» эклектического сочетания элементов разных учений (Александрия, I-III вв
Читать PDF
175.73 кб

Слишком много эклектики

Фишман Л.Г.
Констатировав, что идеологическая эклектика превратилась в доминирующий вид политического мышления, Л.Г.Фишман трактует ее как главный морально-политический вызов нашего времени.