ЭКХАРТ Иоганн

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЭКХАРТ Иоганн
(«Майстер Экхарт») — немецкий мистик; р. ок. 1260 (Хохгейм, близ Готы) ум. осенью 1327 (Кёльн); доминиканец; 1303— 1311 — провинциальный приор ордена в Саксонии, с 1311 — профессор в Париже, с 1313 — в Страсбурге и с 1320 — учитель чтения в Кёльне. По настоянию францисканцев 28 тезисов Экхарта были осуждены после его смерти папской буллой. Экхарт опирается на учение Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Схоласт по складу мышления, он по своему мистическому мироощущению тесно связан с предшествовавшими ему немецкими мистиками. Вера, с его точки зрения, должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшей силой души является разум, который Экхарт называет искрой, крепостью души, synteresis (греч. «сохранение», т. е. сохранение естественного чувства добра, несмотря на грехопадение). Благороднейшая деятельность души есть познание, материал для которого доставляют чувства; из этого материала «общее чувство» («Gemeinsinn») формирует восприятия. На основе восприятий рассудок образует понятия. Разум, посредством которого мы «слышим» волю Божью, — волю и память, Экхарт соотносит с Сыном, Духом и Отцом (Троица). Деятельность разума есть деяние Божие внутри нас. Душа стоит между Богом и творением (Kreatur). Бог есть чистое бытие, первоединство.
Сущность Бога состоит из идей. Он творит вещи из Ничто по образцу идей. Цель жизни — в познании Бога и возвращении к Богу, эту возможность дает добродетельная жизнь, аскетизм («отрешенность» от всего тварного) и прежде всего добрые дела среди ближних; пассивного созерцания недостаточно. Благодаря милости Божией может быть достигнуто мистическое единение с Богом (см. Unio mystica). — Осн. соч.: Quaestiones Parisienses (создано ок. 1302—1303 и 1311—1313), 1931; Daz buoch der goetlichen troestunge (создано ок. 1308), 1857; Opus tripartitum (создано после 1311), 1886; Die dt. und latein. Werke, 1936 ff.; Dt. Predigten und Traktate, 1955, 1985; Schriften und Predigten, I—II, 1903—1909. (На рус. яз.: Избр. проповеди, 1912; Об отрешенности, 2001.) — N. Largier. Bibi, zu M., 1989. A. Dempf. Meister E., 1934; J. Köpper. Die Metaphysik Meister E. s, 1955; E. v. Bracken. M. E. — Legende u. Wirklichkeit, 1972; H. Fischer. Meister E., 1974; K. Albert. M. E.s These vom Sein, 1976; R. Imbach. Deus est intelligere, 1976; C. F. Kelley. M. E. on Divine Knowledge. New Haven Conn., 1977; R. Schürmann. M. E. Mystic and Philosophen London, 1978; B. Welte. M. E. — Gedanken zu seinen Gedanken, 1979; W. M. Fues. Mystik als Erkenntnis? Krit. Studien zur M.-E.-Forschung, 1981; K. Ruh. M. E., 1985; E. Waldschütz. Denken u. Erfahrung des Grundes. Zur philos. Deutung M. E.s, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭКХАРТ Иоганн
Майстер Экхарт (1260–1327) – немецкий философ-мистик, монах доминиканского ордена, преподавал в Парижском университете. После его смерти 28 положений его учения были осуждены Папой Иоанном XXII, 17 из них были признаны еретическими. Э. испытал большое влияние неоплатонизма, учения Дионисия Ареопагита. Основное сочинение: «Духовные проповеди и рассуждения».
Большинство исследователей оценивают концепцию Э. как «мистический пантеизм». Э. был сторонником апофатического («отрицательного») богословия. В его сочинениях можно обнаружить понятие Божества как первоосновы, как «чистоты бытия», недоступной человеческому разумению. Чистое бытие, лишенное конкретных характеристик бытия сотворенного, переполненное возможностями, оказывается тождественным «ничто». Для человека Божество как «возможность всего» есть «колодец без дна», «бездна». Божество – это универсальная творческая активность, лишенная личностного характера. Творение мира происходит вне времени и пространства, мир существовал «извечно». Божество и есть мир. Самораскрытие и самопознание Божества происходит в Боге как единстве трех Лиц.
Особое место занимают у Э. отношения Божества и человека. Человек «единосущен» Божеству, его душа лишена тварного характера, божественная искра в душе человека нетварна, человек способен преобразиться в Бога, слиться с Божеством. Само понятие «первородного греха» оказывается в учении Э. под угрозой, есть только возможность личной вины, личного греха как нерадивого отношения к себе как «внутреннему» человеку. «Внутренний человек», жизнь нетварной души может быть осознана только в молчании. Невыразимость, «отрицательность» мистического опыта – необходимая черта мистического пантеизма Э. Познать безличное Божество можно, только полностью от себя отрешившись, разрушив узы собственной индивидуальности, уйдя в «молчащую пустоту».
Чрезмерная субъективизация религиозного опыта в трудах Э. вела к пренебрежению им формальными религиозными предписаниями, критическому отношению к молитве, к игнорированию «внешней» религиозности. Вместе с тем единение человека с Божеством не является продуктом божественного произвола, чудесного и неожиданного озарения. Религиозное чувство должно быть и источником, и результатом напряженной индивидуальной духовной работы. Человек собственными силами, опираясь на разум и преодолевая его, должен идти к слиянию с Божеством. Только познавая отдельные вещи, можно прийти к идее абсолютного единства, стоящего за этими вещами. «Бог есть одно» – мысль, которая становится вершиной богопознания и одновременно разрушает рамки собственного «я».
Э. излагал свои идеи не только на латыни, но и на немецком языке, сделав «религию сердца» доступной массам простых верующих. Его идеи воздействовали на движение Реформации, вдохновляли народные революционные движения. Под влиянием Э. находился Николай Кузанский . Всю последующую немецкую философию трудно понять без знакомства с идеями Э. Интерес к его творчеству проявляли и мыслители XX столетия; в частности, Э. Фромм открыто сближал свою концепцию с идеями Э. в работе «Иметь или быть».

Источник: Краткий философский словарь.