ЭЙНЗИДЕЛЬ Иоганн Август фон

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ЭЙНЗИДЕЛЬ Иоганн Август фон (1754-1837)
нем. философ-материалист, атеист и утопист. Считал религию продуктом невежества, подчеркивал ее реакц. соц. роль, отрицал мифы о творении и бессмертии души, религ. мораль. Развивал идеи естеств. происхождения жизни, человека, критиковал феод. устои, обосновывал утопич. идеи о будущем «золотом веке».

Источник: Атеистический словарь

ЭЙНЗИДЕЛЬ Иоганн Август фон

(4 марта 1754 – 8 мая 1837) – нем. философ-материалист. Был близко знаком с Гете, находился в дружеских отношениях с Гердером, по выпискам к-рого стали известны соч. Э. (впервые изданы в ГДР – "Ideen", В., 1957). Задача философии, по Э., – "свести духовный мир к миру телесному"; мысли он определял как "движения мозга", вызываемые воздействием на органы чувств внешнего мира. Э. высказывался в защиту идеи естеств. возникновения жизни на земле и происхождения человека, отвергал библейский миф о творении и учение о бессмертии души. В природе господствует необходимость и жестокая борьба за существование. Происхождение религии Э. выводил из невежества; христианство он характеризовал как религию рабов. Острой критике подверг Э. религ. мораль, доказывая, что "истинная мораль" безрелигиозна. В противовес кантовскому категорическому императиву Э. выдвинул осн. законом нравственности принцип – "не делай ни одному чувствующему существу ничего неприятного". С просветительских и демократич. позиций Э. критиковал современное ему общество, резко выступал против абсолютизма, осуждал имуществ. неравенство, политический и духовный гнет. Развитие культуры и особенно техники должно привести, по мысли Э., к исчезновению войн. К проблеме собственности Э. подходил исторически, считая имуществ. неравенство противоестественным, но исторически необходимым: часть людей должна была иметь больше, чем нужно для потребления, чтобы на эти излишки содержать людей, занимающихся наукой и иск-вом. Э. был уверен в грядущем наступлении "золотого века", когда исчезнут неравенство и эгоизм, а труд станет удовольствием. Э. высказывал уверенность в постепенном выравнивании культурного уровня человечества. Утопич. представления Э. о будущем общества носят следы мелкобурж. иллюзий. Его идеал – равенство, но это равенство собственников. Противоречива и его политич. программа. Осуждая абсолютистские порядки, сочувствуя якобинцам, он в то же время заявлял о том, что "всеобщая воля народа есть деспотизм, а не свобода". Э. не принимал активного участия в политич. борьбе. Он был мечтателем-одиночкой, не оказавшим сколько-нибудь значит, влияния на развитие философской и обществ.-политич. мысли в Германии. Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; Dobbek W., A. von Einsiedel, "Dtsch. Z. Philos.", 1955, H. 5; Stiehler G., A. von Einsiedel, в сб.: Beitr?ge zur Geschichte des yormarxistischen Materialismus, В., 1961; Stolpe H., Materialistische Str?mungen im klassischen Weimar, "Weimarer Beitr?ge", 1963, No 3. Б. Мееровский, А. Гулыга. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.