ЭЙНШТЕЙН Альберт

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эйнштейн Альберт
1879-1955) - физик немецкого происхождения. Автор теории относительности времени и пространства, представляющей собой научное объяснение мира. Обобщение относительности означает утверждение связей между всеми феноменами универсума ( в частности, между гравитацией и электоромагнетизмом), оно объединяет все данные науки.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Эйнштейн Альберт
математик и физик. Работы Эйнштейна, эммигрировавшего в Америку из Германии, радикально изменили наши представления о пространстве и времени. Квантовая теория Макса Планка и теория относительности Эйнштейна заложили основы современной физики. Однако популярное ошибочное понимание его работ способствовало развитию представлений о том, что все - нравственность, истина и т. д. - относительно; подобные представления содействовали подъему таких религиозных движений, как движение Новый Век.

Источник: Новые религиозные движения.

ЭЙНШТЕЙН АЛЬБЕРТ
(1879-1955)выдающийся немецкий физик, родоначальник специальной и общей теории относительности (см.), внес огромный вклад в развитие квантовой механики, лауреат Нобелевской премии (1921), основатель Пагуошского движения ученых за мир. Неизменно уделял особое внимание основаниям физической теории. Много сил посвятил созданию единой теории поля. Считал, что современная физика без философии физики неполна.
1. Эйнштейн А. Собр. науч. тр. В 4 т. М, 1967. 2. Аронов Р.А.. Философские и историко-научные мифы об А.Эйнштейне // Вопросы философии. 2003. № 4.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879-1955)
физик-теоретик, создатель теории относительности, «великий преобразователь естествознания» (Ленин В. И. ПСС, т. 45, с. 29). Открытия Э. легли в основу новой, квантово-релятивист. картины мира, имеющей огромное материалистич. мировоззренч. значение. Э., будучи стихийным материалистом, отвергал все религ.. догматы, однако в своих произведениях и высказываниях употреблял такие термины, как «космическая религия», под к-рой понимал восхищение стройностью и красотой законов природы, «религиозность», к-рую трактовал как стремление сверхличного характера. Происхождение религии Э. связывал с чувством страха, не видел соц. корней религии в бурж. об-ве.

Источник: Атеистический словарь

ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт
род. 14 марта 1879, Ульм - ум. 18 апр. 1955, Принстон, Нью-Джерси) - нем.-амер. физик-теоретик; с 1914 - профессор в Берлине, с 1933 - в Принстоне. Разработал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. Открытие Эйнштейном световых квантов подтвердило квантовую теорию Планка. Работы Эйнштейна имеют огромное значение для современной физики, в первую очередь для атомной физики. Не менее важны они также для теории естественных наук и для современной метафизики. Помимо прочих работ, Эйнштейн написал: "Die Evolution der Physik" (совместно с Л. Инфельдом) (рус. пер. "Эволюция физики", 1948); "Aus meinen spдteren Jahren" (статьи, письма, выступления), 1952.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭЙНШТЕЙН Альберт

физик немецкого происхождения (Ульм, 1879 — Принстон, 1955). Автор теории относительности времени и пространства; оказал на философию нашего времени такое же сильное и продолжительное влияние, как, например, в свое время Коперник, который в XVI в. поведал людям, что они живут вовсе не в центре мира. Таким образом, можно ли говорить об «эйнштейновой революции»: принцип относительности феноменов, в сущности, идет в том же направлении, но еще дальше, чем принцип «относительности познания», робко выдвигавшийся философами и учеными XVIII и XIX вв., от Ньютона до Конта. Однако следует иметь в виду, что теория относительности не является ни философской теорией об универсуме, ни метафизикой науки; это научное объяснение мира. Обобщение относительности означает утверждение связей между всеми феноменами универсума (в частности, между гравитацией и электромагнетизмом), оно объединяет все данные науки.

Источник: Философский словарь

Эйнштейн Альберт
Родившийся в Германии физик Альберт Эйнштейн (Einstein, 1879-1955) опубликовал в возрасте двадцати с чем-то лет теоретические идеи, которые произвели революцию в наших представлениях о физическом мире, — специальную (частную) теорию относительности и общую теорию относительности. Специальная теория относительности, построенная на ньютоновских законах движения, изменила научные и философские взгляды, которые господствовали в мировой науке на протяжении 200 лет, и уточнила эти законы. Общая теория относительности — фундаментальное учение о реальной действительности и взаимосвязи пространства, времени и тяготения — оказала огромное влияние на представления о строении Вселенной. Теории Эйнштейна неоднократно подвергались проверке и перепроверке путем прогнозирования развития событий на их основе, и они неизменно подтверждались. Ни одна из новых теорий о строении Вселенной не смогла их заменить. См. Энергия; Эквивалентности принцип; Тяготение; Скорость света; Масса; Пространство-время.

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879—1955)
физик-теоретик, создатель специальной и общей теории относительности, к-рые существенно изменили научные представления о пространстве, времени, движении, материи, показав их глубокую взаимосвязь. Внес важный вклад в развитие квантовой теории, введя представление о квантах света (фотонах) и распространив в дальнейшем квантовые представления на ряд других физических процессов. До 1933 работал в Германии, откуда после установления фашизма эмигрировал в США. Оценивая роль Э. в развитии науки, Ленин назвал его одним из “великих преобразователей естествознания” (Т. 45. С. 29). Затрагивая методологические проблемы исследования структуры научной теории, роли математики в развитии науки, Э. критиковал наивно-эмпиристские и индуктивистские (Индукция) представления об абстракции, показывал сложные отношения между научной теорией, экспериментом и характеристиками природы, существующей независимо от нашего сознания. Испытав в юности влияние Маха, к-рого ценил за критику методологических установок классической механики, позднее называл его “жалким философом”. Хотя в статьях Э. встречаются положительные оценки трудов ряда философов-неопозитивистов, в целом его мировоззрение оппозиционно идеализму. Большое внимание Э. уделял проблемам нравственности, особенно личной ответственности и свободы человека, выступал против любых форм расового, национального и социального угнетения. Принимал активное участие в борьбе ученых (в частности американских) за запрещение использования атомной энергии в военных целях. Был иностранным членом Академии наук СССР.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭЙНШТЕЙН Альберт
физик; p. 14. 3. 1879 (Ульм) — ум. 18. 4. 1955 (Принстон, США, Нью-Джерси); с 1914 — профессор в Берлине, с 1933 — в Принстоне; разработал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. Открытие Эйнштейном световых квантов подтвердило квантовую теорию Планка. Работы Эйнштейна имеют огромное значение для современной физики, в первую очередь для атомной физики. Не менее важны они также для теории естественных наук и для современной метафизики. Осн. соч.: Die Grundlage der allg. Relativitätstheorie, 1916; Physik und Realität, 1936; The Evolution of Physics, 1938, dt. 1938; Aus meinen späten Jahren, 1952; On Peace, hg. 1960, dt. 1975; А. E., Hedwig u. Max Born. Briefwechsel, 1916—1955, hg. 1986. — Библиография: N. Boni, M. Ross, D. H. Laurence. А Bibliographical Checklist and Index to the Published Writings of А. E. New York, 1960. (На рус. яз.: Собр. науч. трудов, т. 1—4, 1965—1967.)
М. Born. Die Relativitätstheorie und ihre physikal. Grundlagen, 1920; R Frank. E. — Sein Leben und seine Zeit, 1949; P. A. Schilpp (ed.). А. E. — Philosopher Scientist. Evanston III., 1949, dt. 1951 (Repr. 1979); L. Infeld. А. E. New York, 1950, dt. 1957; W. Heisenberg. А. E. s wiss. Werk, in: Universitas, 10 (1955); K. Dürr. Ein Nein zu E., 1960; S. Müller-Markus. E. und die Sowjetphilosophie, I— II, 1960—1966; R. W. Clark. E. New York; Cleveland, 1971, dt. 1974; J. Wickert. А. E. in Selbstzeugnissen u. Bilddokumenten, 1972; P C. Aichelburg, R. Sexl (Hgg.). A.— Sein Einfluß auf Physik, Philosophie u. Politik, 1979;Kanitschneider. Das Weltbild A. E.s, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Эйнштейн Альберт
 (1879—1955) — нем. физик, создатель теории относительности и ряда др. физических теорий, приведших к новым представлениям о пространстве, времени, движении, веществе, свете и тяготении. В 1905 сформулировал теорию «броуновского движения», т. е. движения взвешенных в жидкости небольших тел под влиянием толчков со стороны молекул. Эта теория была убедительным доказательством реальности молекул и их движений. В том же году Э. пришел к представлению о частицах света — квантах света или фотонах. В 1905 была также опубликована первая работа Э. о специальной теории относительности. В 1916 Э. сформулировал идеи общей теории относительности. Фашистский террор заставил Э. покинуть Германию. Он поселился в Принстоне (США). В 30—40-х гг. Э. пытался создать единую теорию поля, .раскрывающую природу не только гравитационных, но и др. полей. По своим философским взглядам Э. стоял ближе всего к идеям Спинозы; решительное отрицание существования бога, отрицание к.-л. нематериальной субстанции, убеждение в объективности и познаваемости мира и в причинной зависимости всех процессов природы были исходными принципами его мировоззрения. Э. выступал против кантовского априоризма и против представлений Пуанкаре и др. об «условности» научной истины. Первоначально Э. сочувственно относился к взглядам Маха, но затем перешел к резко отрицательной оценке махизма и в 1920 называл Маха «жалким философом». Столь же отрицательно Э. относился к «логическому позитивизму» и к попыткам позитивистской трактовки квантовой механики, хотя допускал идеалистические ошибки в понимании ряда проблем познания. По своим общественно-политическим взглядам Э. был противником социального угнетения, милитаризма и реакции, решительно выступал против использования атомной энергии в военных целях.

Источник: Философский словарь. 1963

ЭЙНШТЕЙН Альберт
14.3.1879, Ульм, Германия - 18.4.1955, Принстон, США), один из основоположников совр. физики. В 1900 окончил политехникум в Цюрихе. В 1902-09 работал в патентном бюро в Берне. В дальнейшем вел педагогич. и науч. работу в Бернском, Женевском, Пражском и Берлинском ун-тах. После прихода в Гер.мании к власти нацистов эмигрировал в США.
Э. был создателем спец. и общей теории относительности, квантовой теории света. Теоретич. исследования Э. в различных областях физики имели огромное философскометодологич. значение. Его идеи послужили основой для выработки новой, материалистич. картины мира, исходящей из органич. связи пространства и времени с материей и ее движением.
Э. стоял на позициях естеств.-науч. материализма. По собств. признанию, определ. влияние на его филос. мировоззрение оказали Кант, Юм, Мах. Знакомство с работами Юма стимулировало у Э. критич. отношение к ньютоновской механике. Принцип наблюдаемости послужил Э. основой для критики ньютоновской концепции ненаблюдаемого абс. пространства и разработки операционального определения одновременности.
Наиболее характерная особенность мировоззрения Э.- рационализм. Как гносеологич. концепция рационализм у Э. связан с утверждением автономии логико-теоретич. знания по отношению к эмпирическому (в смысле признания невозможности индуктивного выведения первого из второго). Эту форму рационализма Э. связывал с философией Канта, хотя сама по себе она глубоко отлична от кантовского априоризма. Концепция онтологич. рационализма, развиваемая Э. - учение о рациональной структуре и гармонии мира. Природа, согласно Э., представляет собой строго детерминированную систему, исключающую элементы неопределенности и случайности. Исходя из подобного представления, восходящего к Спинозе, Э. полагал, что вероятностные законы квантовой механики свидетельствуют о ее неполноте. Рационализм Э. нашел выражение в его взглядах на идеал физич. теории, к-рый он мыслил как единую теорию геометризованного поля. Э. занимал прогрессивные обществ.-иолитич. позиции, активно выступал против нацизма, за мир и дружбу между народами.

Источник: Советский философский словарь

ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт
1879-1955) - ученый, мыслитель, гуманист, внесший фундаментальный вклад в развитие физики XX в. Проф. теоретической физики в ун-тах Цюриха, Праги, Берлина (1908-1933). С 1933 до конца жизни - сотрудник Института перспективных исследований в Принстоне (США). С именем Э. связано создание специальной теории относительности. Ему также принадлежат основополагающие работы по общей теории относительности, статистической механике и квантовой теории. За создание теории фотоэффекта Э. был удостоен Нобелевской премии по физике за 1921. В последующие годы Э. работал над построением единой теории поля, объединяющей тяготение и электромагнетизм и включающей в себя квантовую механику в качестве следствия. И хотя эта работа в ее конкретном замысле не была поддержана ведущими физиками-теоретиками того времени, лежащая в ее основе общая программная установка сохранила свою эвристическую ценность и на пути ее реализации был достигнут значительный прогресс. Для осознания того нового философского содержания, которое физическое познание XX в. внесло в человеческую культуру, важна знаменитая дискуссия Э. и Н. Бора по вопросам интерпретации квантовой механики. Будучи одним из величайших в истории науки интеллектуальным диспутом, эта дискуссия сама по себе является одним из убедительных свидетельств в пользу признания ценности борьбы идей, мнений, способов понимания и объяснения действительности. Позицию Э. в контексте его отношения к квантовой механике принято квалифицировать как реализм. Было бы неверным, однако, идентифицировать его философские взгляды посредством сведения их к какой-либо одной из позиций. Для него был характерен, в частности, эпистемологический плюрализм и даже "оппортунизм" - убеждение в том, что в разных ситуациях, для решения разных проблем можно использовать разные методологии и придерживаться разных эпистемологий. Так, признавая большое влияние критицизма Маха на этапе работы по созданию теории относительности, Э. впоследствии критически отзывался о его философии, никогда не становясь, однако, на позицию ее полного отрицания. В период спора по поводу интерпретации квантовой механики Э. обращался к наследию Канта и особенно Спинозы, пантеистическое мировосприятие которого было глубоко созвучно его духовным устремлениям в последние годы жизни. Взгляды Э. на строение научных теорий, на возможность их экспериментальной проверки, на роль мысленного эксперимента в познании и др. оказали большое влияние на многих философов науки XX в.
Собрание научных трудов. В 4 т. М., 1967.

Источник: Современная западная философия: словарь

ЭЙНШТЕЙН Альберт
(Einstein, 1879—1955) - великий физик нашего времени. Род. в г. Ульме (Германия). С 1909 проф. ряда ун-тов, с 1913 чл. Прусской Академии наук, с 1914 дир. физ. ин-та. В 1933, в связи с приходом фашистов к власти в Германии, эмигрировал в США (работал в Принстоне). Гл. заслуга Э. - создание специальной (1905) и общей (1916) теории относительности. Разработанная Эйнштейном теория дает новое представление об осн. физ. категориях. Она объединяет в единое (четырехмерное) представление пространственный и временной аспекты научной картины мира, устанавливает особенности пространств.-временных свойств мира как целого. Теория относительности глубоко материалистична по своему существу. Ее осн. идеи позволили конкретизировать учение диалектич. материализма о движении, пространстве и времени. Вместе с тем только диалектич. материализм позволяет освободить теорию Э. от попыток субъективистского извращения ее сущности, предпринимаемых нек-рыми бурж. учеными. Эта теория получила подтверждение в практике атомной и ядерной физики и в ряде астрономич. наблюдений.
Она имеет громадное значение для создания совр. научной космологии, для ядерной физики и др. разделов науки. Следует, однако, отметить, что в своих высказываниях Э. не всегда был последователен. Это проявляется в частности в его отношении к религии. Уже в школьные годы религиозность Э. была разрушена. Э. писал, что стал нерелигиозным в 12 л. «Чтение научно-попул. книжек привело меня вскоре к убеждению, что в библ. рассказах многое не может быть верным. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединенное с выводами, что молодежь умышленно обманывается гос-вом... Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял...» («Успехи физ. наук», т. 59, вып. 1, 1956, с. 72). Вместе с тем Э. нередко говорил о своей «религиозности», употреблял в своих работах слова «бог» и «религия».
Правда, при этом он вкладывал в них особое содержание. Слово «бог» употреблялось им в духе спинозизма - как синоним всеобъемлющей причинной связи процессов природы. Однако это отнюдь не является его отступлением от атеизма. «Когда Э. говорит о боге, - писал Л. Инфельд, - он всегда имеет в виду внутр. связь и логич. простоту законов природы» (там же, с. 144).
Известное безразличие Э. к религ. терминологии объясняется отчасти тем, что он не понимал социальной, классовой сущности религии. Но «религиозность» Э. ничего общего не имела с идеей личного бога и бессмертия души. «...Мне кажется, - писал он, - что религ. человек - это гот, кто освобождается к лучшему состоянию из оков своего эгоизма и вооружает себя преимущественно мыслями, ощущениями и стремлениями, связанными со сверхличностными ценностями». Это пояснение Э. свидетельствует, что фактически ов не был религ. человеком, но не смог подняться и до последоват. атеизма.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЭЙНШТЕЙН Альберт

(14 марта 1879 – 18 апр. 1955) – физик-теоретик, создатель относительности теории и др. фундаментальных физич. теорий. Род. в Ульме в Германии; в 1900 окончил Цюрихский политехникум. С 1902 служил в Патентном бюро в Берне. Годы службы в Берне были временем разработки теории т.н. броуновского движения, теории электромагнитного излучения (Э. доказал дискретность излучения, существование квантов электромагнитного поля, квантов света, получивших впоследствии название фотонов) и специальной теории относительности, к-рая была гл. итогом первого периода творч. жизни Э. Второй период, включающий его пребывание в Праге и в Цюрихе в качестве профессора и отчасти годы, проведенные в Берлине в качестве директора исследовательского ин-та, был временем разработки общей теории относительности – новой теории тяготения. Она была сформулирована в сравнительно законченном виде в 1916. С этого времени в Э. начинают видеть одного из крупнейших мыслителей эпохи, создателя новой науч. картины мира. В творчестве Э. с 20-х гг. начинается новый период. Его гл. содержание – поиски единой теории поля, выводящей из общих принципов существование не только поля тяготения, но и др. полей, прежде всего электромагнитного поля (см. Поле физическое). Одновременно Э. критикует то направление в физике микромира – в квантовой механике, к-рое исходит из невозможности точного определения динамических переменных частицы. Этот период охватывает 20-е гг., проведенные в Берлине, и свыше тридцати лет жизни в Принстоне, куда Э. переселился в годы нацистской реакции (1933). Попытки Э. создать единую теорию поля не привели к положит. результатам, но они стимулировали дальнейшее развитие квантовой механики (Н. Бор, постоянный оппонент Э. в дискуссиях о квантовой механике, отмечал такое воздействие критики и идей Э.) и позднейшие поиски общей теории элементарных частиц. Творчество Э. оказало глубокое влияние не только на развитие физики, космологии, механики и математики в 20 в., но и на стиль науч. мышления в целом. Вместе с тем гуманизм Э., его борьба против национализма и милитаризма сделали его имя и образ ученого близкими всему прогрессивному человечеству. Филос. воззрения Э. формировались под влиянием идей Юма и особенно Спинозы. Науч. исследования Э. сделали его противником филос. априоризма Канта: общая теория относительности противоречит представлению об априорном характере пространства и времени. Признавая справедливой данную Э. Махом критику ньютонова абс. пространства и разделяя в течение недолгого времени филос. позиции Маха, Э. впоследствии выступил против его позитивизма, как и против реформированного махизма венского кружка. Выступления Э. против позитивизма были тесно связаны с методологич. принципами, к-рые он положил в основу разработки своих физич. идей. Для Э. предметом познания служит объективный, существующий независимо от познающего духа материальный мир. Этот мир является не хаосом, а космосом, – он упорядочен универсальной причинной связью всех процессов, в мире царит каузальная гармония. Ощущение такой гармонии Э. иногда называл "космической религией", но сопровождал эту терминологич. уступку отчетливыми заявлениями об атеистич. характере такой "религии", о том, что в природе нет бога и что она представляет собой движущуюся материю, существование и эволюция к-рой подчинены каузальной гармонии. Чтобы понять эту гармонию, нужно не ограничиваться чисто эмпирич. данными, а идти к обобщениям. Физич. теория становится ближе к неисчерпаемому объекту науки, к космич. гармонии, когда она вытекает из возможно более общих исходных принципов. В естественном выведении физич. теории из наиболее общих принципов Э. видел ее "внутреннее совершенство". Но исходные принципы и понятия должны хотя бы в принципе приводить при своем логич. развитии к выводам, допускающим экспериментальную проверку. Соответствие наблюдениям Э. назвал "внешним оправданием" физич. теории. С т. зр. этих не отделимых один от другого критериев выбора физич. теории, классич. физика оказалась лишенной "внешнего оправдания": электродинамические и оптич. опыты показали, что движение тела по отношению к эфиру не может быть зарегистрировано, и вместе с тем потеряли смысл понятия абсолютной одновременности, абсолютного времени, пространства и движения. Лоренц объяснил результаты эксперимента в духе классич. физики специально созданной для этого искусственной гипотезой. Э. дал объяснение этих результатов, исходя из весьма общих представлений в рамках теории относительности, обладающей высоким "внутренним совершенством" и получившей прочное "внешнее оправдание" – непререкаемые и разнообразные экспериментальные подтверждения. Соч. в рус. пер.: Собр. научных трудов, т. 1–4, М., 1965–67. Лит.: Зелиг К., А. Эйнштейн, пер. с нем., 2 изд., М., 1966; Гернек Ф., А. Эйнштейн, [пер. с нем.], М., 1966; Кузнецов Б. Г., Эйнштейн, [3 изд.], М., 1967. Б. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭЙНШТЕЙН Альберт
14 марта 1879, Ульм, Германия — 18 апреля 1955, Принстон, США) — физик-теоретик, один из основоположников современной физики. В 1900 окончил Цюрихский политехникум. В 1902—08 работал экспертом в патентном бюро в Берне, в 1908—09 — приват-доцент в Бернском университете. В 1909— 11 — профессор Цюрихского университета, в 1911—12 — профессор Немецкого университета в Праге, в 1912—14 — профессор Цюрихского политехникума. В 1913 избран в Прусскую академию наук. В 1914—33 — профессор Берлинского университета и директор Института физики. В 1933 эмигрировал в США, где до конца жизни работал в Принстонском институте высших исследований. Лауреат Нобелевской премии по физике (1921).
В 1905, продолжая исследования Г. Лоренца, А. Пуанкаре и др., Эйнштейн разработал специальную теорию относительности, основанную на принципах относительности (в любых инерциальных системах все физические процессы протекают одинаково) и постоянства скорости света в вакууме независимо от движения источника. Концепция Эйнштейна — отказ от характерного для классической физики понятия абсолютной одновременности, она дала возможность согласовать пространственно-временные понятия механики и электродинамики, в т. ч. установить преобразования Лоренца, как соответствующие переходу от одной инерциальной системы отсчета к другой и оставляющие инвариантными законы движения во всех физических теориях. Идеи Эйнштейна были развиты Г. Минковским, предложившим в 1908 единую концепцию четырехмерного пространства-времени. В 1905 Эйнштейном была предложена идея квантованной структуры излучения (фотона), оказавшаяся плодотворной для объяснения фотоэффекта и др. явлений (впоследствии за это открытие он получил Нобелевскую премию). В ноябре 1915 Эйнштейн завершил построение основ общей теории относительности, согласно которой тяготение рассматривалось как искривление пространства-времени. Важный вклад в установление общерелятивистских уравнений гравитационного поля был внесен также Д. Гильбертом (с которым Эйнштейн вел плодотворную научную переписку). В 1917 Эйнштейн на основе этой теории развил идеи релятивистской космологии. В последующие годы его внимание было сосредоточено на проблеме построения единой геометрической теории гравитационного и электромагнитного полей. Исследования Эйнштейна оказали огромное влияние на философию науки и философию 20 в. в целом.
Философское мировоззрение Эйнштейна сложилось под влиянием философии Канта, Спинозы, Юма и Маха. Критический анализ основ механики, методологические установки Маха (ориентация на принцип наблюдаемости, операционально-измерительный подход, мысленный эксперимент) оказали важнейшее влияние на разработку Эйнштейном специальной и общей теории относительности. Эйнштейновская философия науки, его эпистемологическая концепция сложились на основе его опыта теоретика и суммированы в его письме к M Соловину от 7 мая 1952 (см. Эйнштейновский сборник. M , 1967, с 26) Задача теоретика— на экспериментальноэмпирической основе («непосредственные данные нашего чувственного опыта») открыть фундаментальные законы природы А («аксиомы»), согласовав их через посредство логически (дедуктивно) выведенных из А частных утверждений S с экспериментальными данными Логического же пути от к А, по Эйнштейну, не существует. Хотя Эйнштейн считал, что этот путь опирается исключительно на интуицию, анализ его работ позволяет выявить некоторые характерные черты его эпистемологической техники виртуозное владение методологическими принципами физики (соответствия, наблюдаемости, симметрии, сохранения, причинности, простоты, единства и др ), восприятие проблемных ситуаций как асимметрий и стремление к теоретическому выражению симметрии, обнаруживаемых на эмпирическом уровне, постулативно-обьяснительная инверсия (постулирование того, что требует объяснения) и др. К этому следует добавить эпистемологические императивы, вытекающие из его философской концепции, условно обозначаемой как онтологический рационализм и связанной с «космической религией Эйнштейна» («вера в рациональную природу реальности», представляющей собой реализацию простейших математически мыслимых элементов). Хотя Эйнштейн внес значительный вклад в создание и разработку квантовой теории, он не принял стандартную ныне копенгагенскую интерпретацию квантовой механики, считая последнюю неполной теорией. Он полагал, что специфические квантово-механические черты реальности (вероятностный характер, принципы дополнительности и неопределенности) получают свое объяснение на основе единой геометрической теории поля.
В 1939 вместе с Л. Сциллардом и Е. Вигнером Эйнштейн стал инициатором создания ядерного оружия в США, обратившись с соответствующим предложением в письме к Рузвельту, которое было стимулировано реальной угрозой создания этого оружия в фашистской Германии. В последнее десятилетие своей жизни активно боролся за ядерную безопасность, видя выход в создании «мирового правительства».
Соч.: The Collected Papers of Albert Einstein, ed by John Stachel, ol 1—8 Princeton Univ Press, 1987—1998 (изд. продолжается), Собр науч тр , т 1—4 1965—1967, Эйнштейн о мире. 1994.
Вл П Визгин, К А. Томилин

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭЙНШТЕЙН Альберт
(1879—1955) — выдающийся нем.-амер. физик-теоретик, один из создателей совр. физики и неклассич. естествознания в целом. Род. в г.Ульм (Германия). В 1896—1900 гг. учился на физ.-матем. ф-те Цюрихского политехникума, в 1902—08 гг. работал техн. экспертом патентного бюро в Берне, в 1909—13 гг. — проф. Цюрихского, Пражского и вновь Цюрихского ун-тов, с 1914 по 33 гг. — проф. Берлинского ун-та и дир. Ин-та физики. После прихода к власти нацистов подвергся гонениям и эмигрировал в США, где с 1933 г. и до конца жизни работал в Принстонском ин-те высших исследований. В 1905 г. в «Анналах физики» были опубл. 5 основополагающих науч. работ Э., в т.ч. «К электродинамике движущихся тел», в к-рой были изложены основы спец. теории относительности (см. Относительности теория) (СТО) — теории движения тел, когда их скорость сравнима со скоростью света. В основе СТО лежат два постулата: 1. Принцип относительности Э.; 2. Постулат постоянства скорости света. 1-й постулат распространял принцип относительности Галилея на любые физ. явления. Это означало, что во всех инерциальных системах отсчета все физ. явления протекают совершенно одинаково. Во 2-м постулате утверждалось, что скорость света в вакууме не зависит от движения источника света и наблюдателя и во всех инерциальных системах одинакова по всем направлениям. Из этих постулатов следовало, что пространство и время относительны (длина тела, напр., будет разной в разных системах отсчета, время в разных системах отсчета течет по-разному), они взаимосвязаны и образуют четырехмерный мир; масса тел зависит от скорости их движения. Оказалось, что скорость света в вакууме явл. предельной скоростью, существующей в природе. В статье, вышедшей вслед за этой, Э. опубликовал знаменитую формулу, связывающую массу тела с содержащейся в теле энергией (Е = mc2). Все это было принципиально ново, вело к ломке старых представлений, вызывая непонимание и острые дискуссии. Вскоре стало ясно, что СТО не отбросила механику Ньютона, а установила лишь границы ее применимости: механика Ньютона явл. частным случаем СТО, когда скорость движения намного меньше скорости света. В этом случае все формулы СТО переходят в формулы классич. механики. Велика роль Э. в создании квантовой теории. Для объяснения з-нов фотоэффекта он расширил квантовую гипотезу Планка, считая, что энергия (свет) не только излучается квантами, но распространяется и поглощается тоже квантами. Световой квант в дальнейшем получил название фотон. След-но, свет — это поток фотонов (фотонная теория света, 1905). В результате было получено осн. уравнение фотоэффекта (уравнение Э., Нобелевская премия 1922 г.). На основе квантовых представлений разработал первую квантовую теорию теплоемкости твердых тел (1907). Совместно с М.Смолуховским разработал теорию броуновского движения (1905), а в 1924—25 гг. создал статистику частиц с целым спином (статистика Бозе—Э.). В 1916 г. создал общую теорию относительности (ОТО), предсказал явление индуцированного излучения, постулировал существование гравитационных волн. ОТО явл. совр. теорией тяготения. В ее основании лежат два принципа: 1. Принцип относительности распространен на все движущиеся системы отсчета. Принцип постоянства скорости света ограничен областями, где гравитационными силами можно пренебречь. 2. Принцип эквивалентности инертной и гравитационной массы тела. Из ОТО следовал ряд выводов: 1. Свойства пространства—времени зависят от движущейся материи. 2. Луч света должен искривляться в поле тяготения. 3. Частота света под действием поля тяготения должна изменяться. Экспериментальное подтверждение этих выводов явилось триумфом ОТО. Исходя из этой теории ученый в 1917 г. предложил новую модель Вселенной, согл. к-рой она представляет замкнутое трехмерное пространство конечного объема и неизменна во времени (стационарная модель Вселенной). Однако в 1922 г. сов. физик-теоретик А.А.Фридман обнаружил ошибку в решении космологических уравнений и пришел к выводу о нестационарности Вселенной. Расширение Вселенной было подтверждено астр. наблюдениями в 1929 г. (см. Хаббл). Начиная с 1933 г., Э. занимается проблемами космологии и единой теории поля. Несмотря на огромный труд в течение более 30 лет его попытки установить связь между электромагнетизмом и гравитацией окончились неудачей. (На сегодня создана единая теория сильного, слабого и электромагнитного взаимодействий. С включением в нее гравитационного взаимодействия по-прежнему возникают трудности. Гипотетическими объектами остаются гравитон — переносчик гравитационного взаимодействия и гравитационные волны). В 1939 г. Э. подписал письмо президенту США Ф.Д.Рузвельту, где указывал на возможность использования реакции деления урана для создания атомной бомбы, строительства атомных электростанций, использования атомной энергии для движения судов. Ученые просили выделить на это необходимые средства и ускорить темп работ, боясь, что в Германии сделают это раньше. Э. глубоко переживал трагедию Хиросимы и Нагасаки. В апреле 1955 г. он подписал обращение к правительствам США, Англии, СССР, Франции, Канады и Китая с предостережением человечества от самоубийства, к к-рому может привести создание и распространение ядерного и термоядерного оружия. Был чл. мн. АН и науч. об-в, в т.ч. АН СССР (1926), обладателем мн. именных наград. Соч.: Собр. науч. трудов: В 6 т. М., 1964—1971; Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965; Как создавалась теория относительности // Эйнштейновский сборник: 1980—1981. М., 1985. Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002; Мицук О. Альберт Эйнштейн. Минск, 1998; Храмов Ю.А. Физика. Биографический справочник. М., 1983. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЭЙНШТЕЙН АЛЬБЕРТ
(1879—1955) — физиктеоретик, создатель специальной и общей теории относительности (СТО и ОТО). В 1913 г. был избран членом Прусской академии наук. В 1921 г. Э. была присуждена Нобелевская премия за заслуги в области теоретической физики и открытие закона фотоэлектрического эффекта. В 1905 г. в работе «Об одной эвристической точке зрения на возникновение и превращение света» Э. выдвинул гипотезу о существовании квантов света. Понимаемые как элементарные частицы электромагнитного излучения кванты позволили объяснить появление тока при воздействии на вещество коротковолновым излучением. Фотоэлектрический эффект был открыт в 1886 г. Г. Герцем и не поддавался теоретическому объяснению в рамках волновой теории света. Идея квантов создала основу для модели атома Резерфорда—Бора, по которой свет излучается и поглощается порциями (квантами) и для концепции «волн материи» Л. де Бройля. М. Планком было установлено, что тепло тоже излучается квантами. Это дало основание для развития концепции корпускулярноволнового дуализма: свет обладает как волновыми, так и корпускулярными (от лат. corpusculum — «мельчайшая частица») свойствами.
В работе «К электродинамике движущихся тел» (1905) Э. сформулировал концепцию механики тел, движущихся с предельными скоростями. В классической механике время и пространственные интервалы признавались независимыми одни от других, считалось, что они не зависят от состояния движения системы отсчета. Теория Э. называется специальной теорией относительности, так как она справедлива лишь для специального случая прямолинейного и равномерного движения. В основе СТО лежит факт, полученный опытным путем: скорость света (300 тыс. км/с) не зависит от скорости его источника. Э. установил, что в природе не существует скорости, превышающей скорость света в вакууме. Следствием этого стало положение о том, что при скорости света пространственные соотношения (длина отрезков) и течение времени зависят от скорости движения системы. Э. сформулировал важное следствие СТО. Он исходил из того, что энергия содержится в скрытой форме в любом веществе, следовательно, в массе m заключена энергия Е, равная произведению массы на квадрат скорости света: Е = mc2. Э. принял законы электродинамики как фундамент своей теории и ввел в электромагнитную картину мира идею относительности пространства и времени. Этим он устранил противоречие между пониманием материи как определенного вида поля и представлениями И. Ньютона об абсолютности Пространства и Времени и их независимости от характеристик движущихся тел. Для больших скоростей законы механики Ньютона неприменимы, они выполняются как частный случай СТО для макроскопических тел, движущихся с небольшими скоростями.
В работе «Вопросы космологии и общая теория относительности» (1917) Э. представил концепцию строения Вселенной, получившую название общей теории относительности. Для описания физических характеристик Вселенной в электромагнитную картину мира Э. было введено понятие о кривизне пространствавремени. Вселенная, согласно этой концепции, имеет конечную массу, т.е. конечное число звезд, галактик и конечный объем. В ней действуют законы неевклидовой геометрии: пространство искривлено под действием тяготеющих масс таким образом, что световой луч, выходящий из какойлибо точки, распространяясь по кратчайшей линии в искривлённом трёхмерном пространстве, снова вернётся к исходной точке. Модель Вселенной Э. оказалась замкнутой на себя. Вселенная конечна, но безгранична. Э. сформулировал принцип эквивалентности, утверждающий положение о равноценности силы тяжести, действующей на систему, и силы инерции, проявляющейся при ускоренном движении. Этот принцип позволяет рассматривать ускоренное движение как относительное. Согласно общей теории относительности тяжелые массы искривляют пространственновременной мир, и это искривление выражается в тяготении, изменяющем пути и скорости как небесных тел, так и световых лучей. В 1919 г. во время солнечного затмения теоретический вывод об искривлении луча света вблизи Солнца был подтвержден экспериментально. Э. предположил, что искривлено лишь пространство, искривление времени невозможно.
Философское значение СТО и ОТО Э. состоит в признании пространства и времени формой существования материи, в теоретическом обосновании пространствавремени как континуума (диалектического единства материи, движения, пространства и времени), в признании диалектической связи пространства и времени с природой движущихся систем. Взгляды Э. устранили из электромагнитной картины мира понимание абсолютного (не связанного с движением тел) пространства и времени. С введением в электромагнитную картину мира релятивистских представлений были разработаны новые специальные теории: релятивистская «динамическая» механика, релятивистская «феноменологическая» термодинамика, релятивистская статистическая механика. Электродинамика Д. Максвелла была дополнена электродинамикой движущихся тел. Для Э. предметом познания служит объективный, существующий независимо от познающего духа материальный мир. Мир представляет собой Космос, т.е. он подчиняется причинной связи всех процессов. Каузальную гармонию Э. называл «космической религией», эту метафору он дополнял положением об отсутствии Творца. Мир есть движущаяся материя, её структура есть единство пространственновременных и причинноследственных связей. Масса и энергия материальных тел неразрывны, они взаимосвязаны, для описания квантовомеханического взаимодействия Э. объединил понятия «энергия» и «импульс» в одно понятие «энергияимпульс». Для Э. всякое научное понятие имеет смысл лишь постольку, поскольку оно отражает нечто материальное, принципиально доступное экспериментальной проверке (см. Ньютон Исаак, Бор Нилс).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ЭЙНШТЕЙН АЛЬБЕРТ
1879-1955) – немецко-швейцарско-американский физик  основоположник  современной  релятивистской  физики,  разработавшийспециальную (1905) и общую (1915) теории относительности, лауреат Нобелевской премии (1921). Его первые работы были посвящены силам взаимодействия между молекулами и приложениям статистической термодинамики. Одна из них– «Новое определение размеров молекул» – была принята в качестве докторскойдиссертации  Цюрихским  университетом.  Одна  из  его  работ  была  посвящена объяснению броуновского  движения – хаотического зигзагообразного движения частиц, взвешенных в жидкости. Он предсказал, что  наблюдение броуновского движения позволяет вычислить массу и число молекул, находящихся в данном объеме. Через несколько лет это было подтверждено Жаном Перреном. В другой работе  предлагалось объяснение  фотоэлектрического эффекта –  испускания электронов металлической поверхностью под действием электромагнитного излучения  в  ультрафиолетовом или  каком-либо  другом диапазоне. Идея  Эйнштейна состояла в том, чтобы установить соответствие между фотоном (квантом электромагнитной энергии) и энергией выбитого с поверхности металла электрона.  Каждый  фотон  выбивает  один  электрон.  Кинетическая  энергия  электрона (энергия, связанная с его скоростью) равна энергии, оставшейся от энергии фотона за вычетом той ее части, которая израсходована на то, чтобы вырвать электрон из металла. Чем ярче свет,  тем больше фотонов и больше число выбитых с поверхности  металла  электронов, но  не  их  скорость.  Более  быстрые  электроны можно получить, направляя на поверхность металла излучение с большей частотой, так как фотоны такого излучения содержат больше энергии. Эйнштейн выдвинул еще одну смелую гипотезу, предположив, что свет обладает двойственной природой. Работы Эйнштейна позволили объяснить  флуоресценцию, фотоионизацию и загадочные вариации удельной теплоемкости твердых тел при различных температурах. Третья, поистине замечательная работа Э., опубликованная все в том же 1905 г. – специальная  теория относительности, революционизировавшая все области физики. В то время большинство физиков  полагало, что световые волны распространяются в эфире – загадочном веществе, которое, как принято было  думать, заполняет всю Вселенную. Однако обнаружить эфир экспериментально никому не удавалось.  Поставленный в 1887 г. Альбертом А. Майкельсоном и Эдвардом Морли эксперимент по обнаружению различия в скорости света, распространяющегося  в  гипотетическом  эфире  вдоль  и  поперек  направления движения Земли, дал отрицательный результат. Выводы, сделанные в результате экспериментов,  изменили  представления  о  пространстве  и  времени:  ни  один материальный объект не может двигаться быстрее света; с точки зрения стационарного наблюдателя, размеры движущегося объекта сокращаются в направлении движения, а масса объекта возрастает, чтобы скорость света была одинаковой для движущегося  и  покоящегося  наблюдателей,  движущиеся  часы  должны  идти медленнее. Даже понятие стационарности подлежит тщательному пересмотру. Из других выводов, к которым приводит специальная теория относительности, заслуживает внимание  эквивалентность массы и энергии. Масса m представляет собой своего рода «замороженную» энергию E, с которой связана соотношением E = mc2, где c – скорость света. Таким образом, испускание фотонов света происходит ценой уменьшения массы источника. Релятивистские эффекты, как правило,  пренебрежимо  малые  при  обычных  скоростях,  становятся  значительными только при больших, характерных для атомных и субатомных  частиц. Потеря массы, связанная с испусканием света, чрезвычайно мала и обычно не поддается измерению  даже с помощью самых чувствительных химических весов. Однако специальная  теория  относительности  позволила  объяснить  такие  особенности процессов, происходящих в атомной и ядерной физике, которые до того оставались непонятными. Почти через сорок лет после создания теории относительности физики, работавшие над созданием атомной бомбы, сумели вычислить количество выделяющейся при ее взрыве  энергии на основе дефекта (уменьшения) массы при расщеплении ядер урана. После напряженных усилий Э.  удалось в1915 г. создать общую теорию относительности, выходившую далеко за рамки специальной теории, в которой движения должны быть равномерными, а относительные скорости постоянными. Общая теория относительности охватывала все возможные движения, в том числе и ускоренные (т.е. происходящие с переменнойскоростью). Господствовавшая ранее механика, берущая начало из работ Исаака Ньютона (XVII в.), становилась частным случаем, удобным для описания движения при относительно малых скоростях. Э. пришлось заменить многие из введенных Ньютоном понятий. Общая теория относительности Эйнштейна  замениланьютоновскую теорию гравитационного притяжения тел пространственновременным  математическим  описанием  того,  как  массивные  тела  влияют  на характеристики пространства  вокруг себя. Согласно этой точке зрения, тела непритягивают друг друга, а изменяют геометрию пространства-времени, которая и определяет движение проходящих через него тел. Как однажды заметил коллега Э., американский физик Дж. А. Уилер,  «пространство  говорит материи, как ейдвигаться, а материя говорит пространству, как ему искривляться». Основные положения специальной  теории относительности следующие: 1) пространственно-временные отношения связаны с системами отсчета; 2) при скоростях близкихк скорости света при переходе из одной системы отсчета в другую пространственно-временные свойства  меняются; 3) в материальных системах движущихся при скоростях близких к скорости света время течет медленнее, чем в системах,покоящихся относительно них. Общая теория относительности была разработанаЭйнштейном в 1916 г. Ее основные положения следующие: 1) разработано четырехмерное пространство; 2) масса и энергия неразрывно связаны; 3) с возрастанием скорости длина тела сокращается.  

Источник: Философия науки и техники: словарь

ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879-1955)
выдающийся мыслитель 20 в., создатель физической теории пространства, времени и гравитации, для которой исторически утвердилось название "теория относительности Э.". Нобелевская премия по физике за заслуги в области теоретической физики и особенно за открытие законов фотоэффекта (1921). Член научных обществ многих стран мира, в том числе член Прусской Академии наук (1913-1933), почетный иностранный член Академии наук СССР (с 1927). Родился в г. Ульм (Германия) в семье инженера, переехавшего в Швейцарию (1893). Окончил Политехнический институт в Цюрихе (1900). Преподаватель гимназии (1900-1902), эксперт Федерального Бюро патентов в Берне (1902-1909), профессор Университета Цюриха (1909-1911), занимал кафедру теоретической физики в Немецком университете в Праге (1911-1912), профессор Политехнического института в Цюрихе (1912-1914), директор Физического института и профессор Университета Берлина (1914- 1933). В 1933 Э. эмигрировал в США, отказавшись от германского подданства и членства в Прусской Академии наук в связи с преследованиями его со стороны идеологов национал-социализма как ученого, общественного деятеля и еврея. С 1933 и до ухода из жизни Э. - профессор Принстонского института фундаментальных исследований. В конце 1940-х отказался от предложения стать первым Президентом государства Израиль. Антивоенную деятельность Э. начал в начале 1930-х совместно с А.Барбюсом, М.Горьким, Р.Ролланом. Э. - один из лидеров Пагуошского движения, соавтор "Манифеста Рассела - Э." (1934). Известны также его высказывания против применения ядерной энергии в военных целях. Главные труды: "К электродинамике движущихся сред" (1905), "Вокруг теории относительности" (1921), "О современном кризисе теоретической физики" (1922), "Мир, каким я его вижу" (1934), "Физика и реальность" (1936), "Эволюция физики" (1940, в соавт. с Л.Инфельдом), "Сущность теории относительности" (1945) и др. В бернском периоде своей деятельности Э. установил глубокую связь между диффузией и броуновским движением, разработав к 1905 фундаментальную (молекулярно-статистическую) теорию флуктуационных процессов. В квантовой теории Э. выдвинул основополагающую концепцию о том, что "световое поле представляет собой совокупность элементарных световых полей фотонов или квантов света, независимо излученных телами и независимо же поглощаемых ими", тем самым введя фотонную концепцию квантовой структуры поля излучения (1905), что позволило ему на этой основе открыть законы фотоэффекта и люминесценции. И только после создания целостной теории квантовой механики и квантовой электродинамики (1925-1928) было снято противоречие между волновой природой и квантовой структурой светового излучения. На основе фотонной теории Э. к проблемам статистической физики "были применены закономерности квантовой теории", что привело его к созданию квантовой статистики и решению многих проблем термодинамики (1907). В 1917 Э. выдвинул концепцию индуцированного светового излучения, в котором "вероятность испускания фотона возбужденным атомом существенно зависит от количества таких фотонов, уже имеющихся вблизи атома". Выдающимся достижением Э. явилось создание физической теории пространства, времени и гравитации - теории относительности. (Вплоть до конца 19 в. было принято считать, что объекты материального мира состоят из материальных точек, которые взаимодействуют между собой. Под воздействием приложенных сил материальные точки находятся в непрекращающемся движении, к которому сводятся все наблюдаемые явления. Такую концепцию мира Э. считал тесно связанной с наивным реализмом, сторонники которого полагали, по его мнению, что объекты внешнего мира даются человеку непосредственно чувственным восприятием. Однако введение материальных точек означало шаг к более "изощренному реализму", потому что введение подобных атомистических элементов не основано на непосредственных наблюдениях.) Господствовавшие до Э. ньютонианские представления конца 17 в. реально не противоречили фактам действительности до тех пор, пока исследователи в физических науках не приступили к изучению объектов, движущихся со скоростями V, для которых невозможно пренебречь величинами порядка (V/С)2, где С - скорость света. Результаты экспериментов, противоречившие теориям классической физики (например, опыт Майкельсона измерения скорости света и др.), Э. объяснил на основании общих свойств пространства и времени, показав при этом, что одним из следствий этих свойств является изменение протяженностей материальных объектов и промежутков времени при изменениях состояния движения материальных объектов. Таким образом, следующий шаг в процессе изменения физической картины мира был и сделан самим Э. в специальной теории относительности (далее - СТО). Э. показал, что для согласования теоретических представлений с опытом следует отказаться от понятий абсолютного пространства (эфира) и времени, и ввел понятие относительного характера длины, интервала времени и одновременности. В основу СТО легли два постулата: принцип относительности и принцип постоянства скорости света. Принцип относительности состоит в том, что все законы природы одинаковы во всех инерциальных системах отсчета, т.е. в системах, движущихся с постоянной скоростью. Этот принцип имел экспериментальное обоснование, состоявшее в отрицательном результате опыта Майкельсона, в котором он пытался обнаружить движение Земли относительно абсолютного пространства (эфира). Принцип постоянства скорости света был введен Э. без экспериментального обоснования. Э. показал, что для согласования этих двух постулатов следует отказаться от идеи о абсолютном характере одновременности, длин и промежутков времени, которые, как оказалось, зависят от состояния системы отсчета. Таким образом, понятие эфира и абсолютного пространства стали ненужными. В рамках СТО время потеряло свой абсолютный характер и стало рассматриваться как параметр, алгебраически подобный пространственным координатам. В физику было введено понятие о четырехмерном пространстве-времени. Пуанкаре в статье "О динамике электрона" (1905, опубликовано в 1906) независимо от Э. вывел и развил математические следствия концепции ковариантности (сохранения формы) законов при преобразованиях от одной инерциальной системы отсчета к другой (постулата относительности), поэтому СТО также называют теорией относительности Э. - Пуанкаре. Предметом СТО, согласно работе Э. "К электродинамике движущихся тел", являются пространственно-временные соотношения при равномерных и прямолинейных (т.е. инерциальных) движениях систем отсчета. В СТО Э. открыл новые законы движения, сводимые к законам Ньютона только в случаях возможности пренебрежения величинами порядка (V/С)2. Там же была дана и теория оптических явлений в движущихся материальных объектах. В дополнении к СТО также была показана пропорциональность массы материального объекта заключающейся в нем энергии (широко известное соотношение E = МхС2, где E - энергия, М - масса). В своей книге "Сущность теории относительности" Э. писал: "Мы останемся верными принципу относительности в его наиболее широком смысле, если придадим такую форму законам природы, что они окажутся применимыми в любой четырехмерной системе координат". Основное положение СТО постулирует полную равноправность всех инерциальных систем отсчета, что отвергает существование абсолютного Пространства и абсолютного Времени, концептуализированного в теории Ньютона. Абсолютный смысл имеют только некоторое сочетания неразрывно связанных Пространства и Времени. Математическим выражением этого принципа относительности является ковариантность законов природы. СТО утверждает, что все физические закономерности, имеющие объективное значение, сохраняют свое значение при переходе к любой системе отсчета (в том числе и инерциальной), "если в формулировке этих законов правильно учтены свойства Пространства и Времени". В СТО ковариантность законов Пространства и Времени рассматривается как отражение их объективного свойства однородности. После СТО Э. начал исследования общих пространственно-временных отношений (в случаях несводимости изменения системы отсчета к переходу из одного инерциального движения в другое и к распространению на этот случай принципов ковариантности законов природы). Э. открыл полную эквивалентность между переходом из инерциальной системы в систему, движущуюся прямолинейно, но неравномерно, с одной стороны,и появлением нового поля гравитирования, - с другой. Поэтому проблема ковариантности оказалась полностью включена в проблему гравитации и наоборот. К 1916 Э. создал общую теорию относительности (далее - ОТО), которая была фундирована на интеграции принципов эквивалентности и относительности как релятивистская теория гравитации, где выделена неоднородность пространства-времени. Э. доказал, что в присутствии материальных объектов, создающих поле гравитации, метрика (как количественные меры пространства и времени) становится иной, чем в отсутствие таких объектов (например, время замедляется, сумма углов треугольника больше двух прямых и пр.). Переход к другой системе отсчета (движущейся, например, прямолинейно и неравномерно, т.е. неинерциально), эквивалентный введению нового поля гравитирования, соответственно изменяет метрику пространств. Лобачевский еще в первой половине 19 в. показал, что метрика реального пространства может обладать такими отклонениями от обычно принимающейся метрики Евклида (с попытками экспериментального поиска таких отклонений). В ОТО Э. нашел (физическую) причину такого отклонения, дал его математическое выражение и показал, что такие отклонения в метрике реального Пространства невозможно отрывать от соответствующих трансформаций Времени. Теория Э. о пространстве, времени и гравитации показала их неразрывную взаимосвязь, причем в ОТО не всякое гравитирование возможно полностью свести к эффектам стандартной кинематики. Уравнения гравитационного поля в ОТО дефинируют и метрику пространства-времени, и законы движения материальных объектов, являющихся полевыми источниками. Но отклонение метрики пространства от евклидовой и законов движения от законов Ньютона проявляется лишь в сильных гравитационных полях больших масс тел. Поэтому ОТО стала основой исследований проблем космологии, а СТО и квантовая теория - основой исследований структур атома, его ядра и элементарных частиц. Изменение представлений о пространстве, времени, гравитации и их взаимосвязях означало отход от теории Ньютона, предполагавшей независимое существование Пространства и Времени, в отрыве от Материи. Э. писал: "согласно ньютоновской системе, физическая реальность характеризуется понятиями пространства, времени, материальной точки и силы (взаимодействия материальных точек)... После Максвелла физическая реальность мыслилась в виде непрерывных, неподдающихся механическому объяснению полей, описываемых дифференциальными уравнениями в частных производных. Это изменение понятия реальности является наиболее глубоким и плодотворным из тех, которые испытывала физика со времен Ньютона... Нарисованной мною картине чисто фиктивного
характера основных представлений научной теории не придавалось особого значения в 18 и 19 вв. Но сейчас она приобретает все большее значение по мере того, как увеличивается в нашем мышлении расстояние между фундаментальными понятиями и законами, с одной стороны, и выводами, к которым они приводят в отношении нашего опыта, с другой стороны, по мере того, как упрощается логическая структура, уменьшается число логически независимых концептуальных элементов, необходимых для поддержания структуры". (По мнению Э., основной постулат ОТО, согласно которому общие законы природы должны быть выражены через уравнения, справедливые во всех координатных системах, отнимает у пространства и времени последний остаток физической предметности, и означает, что введение координатной системы служит только для более простого описания совокупности совпадений. Общая теории относительности была подтверждена опытным путем посредством объяснения ряда наблюдаемых явлений: аномального поведения орбиты планеты Меркурий, отклонения лучей света в поле тяготения Солнца и смещения спектральных линий атомов в поле тяготения.) В книге "Эволюция физики" Э., фактически принимая точку зрения Канта, писал: "Физические понятия суть свободные творения человеческого разума, а не определены однозначно внешним миром... В нашем стремлении познать реальность мы отчасти подобны человеку, который хочет понять механизм закрытых часов. Он видит циферблат и движущиеся стрелки... слышит тиканье, но не имеет средств открыть их корпус. ... он может нарисовать себе некую картину механизма, которая бы отвечала всему, что он наблюдает, но он никогда не может быть уверен в том, что его картина единственная, которая могла бы объяснить его наблюдения. Он никогда не будет в состоянии сравнить свою картину с реальным механизмом, и он не может даже представить себе возможность или смысл такого сравнения". М.Клайн полагал, что "мы в состоянии оценить, сколь велика та часть нашей физической науки, которая была математизирована в форме геометрии... Э. подхватил их /Лобачевского, Бойяи и Римана - В.Т., C.C.I идеи, превратив наш физический мир в четырехмерный математический. Гравитация, время и материя наряду с пространством стали компонентами геометрической структуры четырехмерного пространства-времени. Так, уверенность древних греков в том, что реальный мир удобнее и понятнее всего выражать через его геометрические свойства и проникнутое духом Возрождения учение Декарта о том, что феномены материи и движения легко объяснить через геометрию пространства, получили убедительнейшее подтверждение". В исследованиях Э. всегда значительное место занимали общефилософские проблемы естествознания: "Почему возможно такое превосходное соответствие математики с реальными предметами, если сама она является произведением только человеческой мысли, не связанной ни с каким опытом? Может ли человеческий разум без всякого опыта, путем одного только размышления понять свойства реальных вещей?.. Если теоремы математики прилагаются к отражению реального мира, они не точны; они точны до тех пор, пока не ссылаются на действительность... Однако, с другой стороны, верно и то, что математика вообще и геометрия в частности обязаны своим происхождением необходимости узнать что-либо о поведении реально существующих объектов" ("Вокруг теории относительности"). При этом Э., понимавшего изопытную выводимость логических принципов и математических аксиом, интересовала прекрасная согласованность с опытом тех следствий, которые вытекали из созданных человеком принципов и аксиом. Первое собственное объяснение эффективности математики Э. предлагал еще в 1918: "История показала, что из всех мыслимых построений в данный момент только одно оказывается преобладающим. Никто из тех, кто действительно углублялся в предмет, не станет отрицать, что теоретическая система практически однозначно определяется миром наблюдений, хотя никакой логический путь не ведет от наблюдений к логическим принципам теории. В этом суть того, что Лейбниц удачно назвал "предустановленной гармонией". Размышления о природе математики и потере ее прежнего статуса свода общепринятых базисных истин склонили Э. к концепции созданной человеком математики: "каждый, кто осмеливается взять на себя роль судьи во всем, что касается Истины и Знания, терпит крушение под смех Богов". Э. писал относительно существования внешней реальности и надежности нашего знания о ней: "Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания. Но так как чувственное восприятие дает информацию об этом внешнем мире, или о "физической реальности", опосредствовано, мы можем охватить последнюю только путем рассуждений"; т.е. для Э. опыт носит личностный характер и потому не может служит доказательством существования внешней реальности. Будучи убежденным в том, что конструируемая человеком математика определяется реальностью, Э. писал: "Если бы даже оказалось, что мир идей нельзя вывести из опыта логическим путем, а что в определенных пределах этот мир есть порождение человеческого разума, без которого никакая наука невозможна, все же он столь же мало был бы независим от природы наших ощущений, как одежда - от формы человеческого тела". Концепция более поздних исследований Э. отражена в его книге "Мир, каким я его вижу", где он отмечал: "Весь предшествующий опыт убеждает нас в том,
что природа представляет собой реализацию простейших математически мыслимых элементов. ...Посредством чисто математических конструкций мы можем найти те понятия и закономерные связи между ними, которые дадут нам ключ к пониманию явлений природы. Опыт может подсказать нам соответствующие математические понятия, но они ни в коем случае не могут быть выведены из него. Конечно, опыт остается единственным критерием пригодности математических конструкций физики. Но настоящее творческое начало присуще именно математике. Поэтому я считаю в известном смысле оправданной веру древних в то, что чистое мышление в состоянии постигнуть реальность". Этим тезисом Э. может только констатировать существование некоторых законов вне нас. Свое убеждение Э. основывает и на собственном широко известном неверии в то, что "Бог играет в кости" (а если бы это было и так, то по этому поводу еще Р.У.Эмерсон сказал, что "кости Господа Бога налиты свинцом"), ибо, согласно Э., "Господь Бог изощрен, но не злобен". Несмотря на то, что вероятностная интерпретация квантовой механики и принцип неопределенности Гейзенберга получили широкое распространение, Э. (совместно с М.Планком и Шредингером), согласно детерминизма и причинности классической механики, выступал против основной идеи современной ему статистической квантовой теории, мотивируя это (в 1955) приближенным характером и неполнотой квантовой теории: "Я не верю, что такая фундаментальная концепция может стать надлежащей основой для всей физики в целом... Я твердо убежден, что существенно статистический характер современной квантовой теории следует приписать исключительно тому, что эта теория оперирует с неполным описанием физических систем". В принстонский период (1933-1955) своей деятельности Э. занимался, в основном, развитием ОТО в направлении решения проблем космологии и единой теории поля. Однако его работы в направлении объединения поля электромагнитного с метрикой пространства-времени (аналогично полю гравитационному) оказались безуспешны.

Источник: История Философии: Энциклопедия