ЭГИДИЙ РИМСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ
род. ок. 1243/47, Рим - ум. 22 дек. 1316, Авиньон) - философ-схоласт и теолог; с 1295 - архиепископ в Бурже. В своем учении, в 1287 объявленом доктриной августианцев (настоятелем ордена которых он был в 1292), Эгидий Римский исходит из положений Августина и Фомы Аквинского. В трактате "De ecclesiastica sive de sumi pontificis potestate" находит односторонним развитие учения Фомы Аквинского о власти папы.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ
(Aegidius Romanus) — философ-схоласт и теолог; р. ок. 1243/1247 (Рим) — ум. 22. 12. 1316 (Авиньон), с 1295 — архиепископ в Бурже. В своем учении, которое в 1287 было объявлено доктриной августинцев-отшельников (генералом ордена которых он был с 1292), Эгидий Римский исходит из основоположений Августина и Фомы Аквинского. В трактате «De есclesiastica sive de summi pontifîcis potestate» находит одностороннее продолжение учение Фомы Аквинского о власти папы (изд. У. Оксилиа и Г. Боффито, Флоренция, 1908).
Maier. Metaphys. Hintergründe der spàtscholast. Naturphilos. Roma, 1955; A. M. Hewson. Giles of Rome and the Médiéval Theory of Conception. London, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭГИДИЙ РИМСКИЙ

Aegidius Colonna Romanus, Oues de Rome) (ок. 1247, Рим — 22 декабря 1316, Авиньон) — средневековый теолог, философ, ученый, идеолог государственной и церковной политики, чье учение было признано официальной доктриной Ордена отшельников св. Августина (вступил в 1265, с 1292 генерал Ордена). «Основательнейший доктор» (doctor fimdatissimus). Профессор Парижского университета (1285—92), архиепископ Буржа (1295-1316).
В философских трактатах — «О заблуждениях философов» и «Книга против уровней и множественности форм» — он выступает с защитой учения Фомы Аквинского о единственности в каждой вещи (и человеке) субстанциальной формы. Однако, различая вслед за Фомой сущность и существование, Эгидий — в отличие от Фомы — говорит о них как об изначально различных вещах.
В области естественных наук разрабатывал учения о «естественных минимумах» (minima naturalia), величине, ускорении, смеси (mixtum), постулируя различие между материальными и формальными качествами и признавая иерархию субстанциальных форм, в которой каждая высшая форма виртуально содержит низшие.
Как политический писатель и педагог выступил с трактатом «О правлении государей» — наставлением короля в умении управлять собой, своей семьей и государством. В трактате «О церковной власти» попытался соединить политическую теорию Аристотеля с признанием приоритета Церкви перед государством.
Соч.: Aegidii Romani Opera omnia, 17 II, Catalogo dei manoscritti (239— 372). 1/3*—1/3* Francia (dipartimenti, Pangi) / Ed. F. Del Punta & C. Luna. — Frirenze, 1987—88 (Corpus Philosophorum Medii Aevi, VI— VII); Theoremata de esse et essentia, ed. E. Hocedez. Louvain, 1930; в рус. пер.: О правлении государей (отрывки).— В кн.: Антология педагогической мысли хрис1ианского Средневековья, т. II. М., 1994, с. 148-170.
Лит.: Boffito G. Saggio de bibliografia egidiana. Firenze, 1911; EgenterR. Die Erkenntnispsychologie des Aegidius Romanus. Regensburg, 1926; Makaay S. Der Traktat des Aegidius Romanus uber die Einzigkeit der substantiellen Form. Wurzburg, 1924.
A. M. Шишков

Источник: Новая философская энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Эгидий Римский о границах метафизики как науки

Карпов Кирилл Витальевич
Вопрос о научном статусе метафизики (о предмете, цели и методе метафизики) несмотря на свой кажущийся технический характер занимал тем не менее важное место в философско-теологических системах схоластов.
Читать PDF
0.00 байт

Политическая аргументация Бонифация VIII и Эгидия римского о сущности власти

Кондратенко Сергей Евгеньевич
Статья посвящена реконструкции системы политической аргументации римского понтифика Бонифация VIII, воплотившей в себе всю полноту предшествующих идей апологетов верховенства папской власти, в частности Эгидия Римского.