ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОПАГАНДЫ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОПАГАНДЫ
степень реализации целей пропаганды. Пропаганда достигает высокой эффективности, когда ее направленность совпадает с осн. тенденциями общественного развития, когда она способствует ускорению этого развития. Осн. критериями эффективности коммунистической пропаганды служат коммунистическая сознательность и теоретически осмысленная социальная активность масс. Ныне важнейшим критерием является сознательное отношение людей к перестройке, активное, деятельное участие в процессах демократизации, коренной реформы политической системы советского общества, утверждения принципов социалистического самоуправления народа. Социально-экономические, политические факторы жизни людей составляют объективные условия, определяющие Э. п. На Э. п. также оказывают влияние такие факторы, как ясность целей, авторитет источников пропаганды, профессиональное мастерство пропагандистов, уровень партийного руководства пропагандой и др. Определяющая роль в повышении Э. п. принадлежит хорошо поставленной правдивой, своевременной, оперативной информации. Важное значение для повышения Э. п. имеет знание социальной психологии, психологических механизмов восприятия пропагандистского воздействия. Одно из условий Э. п.— подкрепление распространяемых взглядов, знаний и идей практической деятельностью масс. Э. п. определяется одновременно по стратегическим и тактическим целям пропаганды. Сопоставление результата с тактическими целями пропаганды выявляет ее оперативную эффективность, т.е. указывает, что сделано для решения текущих задач, а сравнение достигнутых результатов со стратегическими целями показывает, в какой мере осуществляются идеалы общественного развития и воспитания человека. Оценка Э. п. по тактическим и стратегическим целям составляет один из главных марксистско-ленинских принципов определения эффективности пропагандистского воздействия.