см. Вселенские соборы.
ЭФЕССКИЕ СОБОРЫ
ЭФЕССКИЕ СОБОРЫ
Источник: Атеистический словарь
Эфесский собор
(Ephesus, Council of, 431).
Церковной истории известно два Эфесских собора. Первый из них (431) признан Третьим Вселенским собором (следующий после Никейского, созванного в 325г., и Константинопольского в 381 г.). Второй Эфесский собор был созван в 449 г., чтобы с помощью разных махинаций реабилитировать Евтихия и скомпрометировать ортодоксальное учение. Папа Лев1 осудил эту попытку и назвал собор "разбойничьим" .
Собор 431 г. созвали, чтобы обсудить понятие Theotokos (Богородицы) применительно к Деве Марии, взгляды константинопольского епископа Нестория и соперничество между теологическими школами Антиохии и Александрии. Кирилл, епископ Александрийский, поддерживал концепцию Theotokos , в соответствии с крой Иисуса признавали Богом и человеком, соединившим в себе две природы божественную и человеческую. Несторий полагал, что в Иисусе Христе человеческая природа и Логос соединялись в слаженном действии, но не в единой личности, и термин Theotokos отвергал. Собор осудил взгляды Нестория, отлучил от Церкви Иоанна, епископа Антиохийского, Феодорита Кирского и их сторонников и запретил распространять вероисповедные формулы, к-ром е Никейской.
Созванный по инициативе императора Феодосия II, он был столь же бурным, что и " разбойничий ". Кирилл Александрийский открыл его 7 июня, не дожидаясь прибытия Иоанна Антиохийского с епископами его патриархата. Несторий был осужден 22 июня. 26 июня прибыли восточные епископы во главе с Иоанном Антиохийским, сторонником Нестория, и составили свой собор, на к-ром осудили Кирилла. Феодосий II издал рескрипт, в к-ром отменил решения Кирилла и его сторонников, поскольку они были приняты без участия восточных епископов. После прибытия папских легатов сторонники Кирилла собрались вновь 1011 июля и повторно осудили взгляды Нестория. В августе Феодосий II издал новый рескрипт, в к-ром приказал епископам разъехаться, и низложил Нестория, Кирилла и Мемнона, а также распорядился взять их под стражу. Кирилл спасся бегством и с триумфом вернулся в Александрию, а Несторий был заключен в монастырь. Только в 433 г. Кирилл и Иоанн Антиохийский пришли к соглашению, согласно к-ром у Деву Марию следовало считать Theotokos , "ибо Слово от Бога стало плотью и сделалось человеком". К-ром е того, они осудили Нестория, согласившись между собой в том, что две природы Христа были различными, но соединялись в одной личности. Папа Сикст III признал собор, открытый Кириллом, а на Халкидонском соборе в 451 г. решение папы получило подтверждение и Эфесский собор был признан Третьим Вселенским.
V. L. Walter (пер. в. Р.)
Библиография: W.P.Dubose, The Ecumenical Councils.
См. также: Кирилл Александрийский; Несторий, Несторианство.
Церковной истории известно два Эфесских собора. Первый из них (431) признан Третьим Вселенским собором (следующий после Никейского, созванного в 325г., и Константинопольского в 381 г.). Второй Эфесский собор был созван в 449 г., чтобы с помощью разных махинаций реабилитировать Евтихия и скомпрометировать ортодоксальное учение. Папа Лев1 осудил эту попытку и назвал собор "разбойничьим" .
Собор 431 г. созвали, чтобы обсудить понятие Theotokos (Богородицы) применительно к Деве Марии, взгляды константинопольского епископа Нестория и соперничество между теологическими школами Антиохии и Александрии. Кирилл, епископ Александрийский, поддерживал концепцию Theotokos , в соответствии с крой Иисуса признавали Богом и человеком, соединившим в себе две природы божественную и человеческую. Несторий полагал, что в Иисусе Христе человеческая природа и Логос соединялись в слаженном действии, но не в единой личности, и термин Theotokos отвергал. Собор осудил взгляды Нестория, отлучил от Церкви Иоанна, епископа Антиохийского, Феодорита Кирского и их сторонников и запретил распространять вероисповедные формулы, к-ром е Никейской.
Созванный по инициативе императора Феодосия II, он был столь же бурным, что и " разбойничий ". Кирилл Александрийский открыл его 7 июня, не дожидаясь прибытия Иоанна Антиохийского с епископами его патриархата. Несторий был осужден 22 июня. 26 июня прибыли восточные епископы во главе с Иоанном Антиохийским, сторонником Нестория, и составили свой собор, на к-ром осудили Кирилла. Феодосий II издал рескрипт, в к-ром отменил решения Кирилла и его сторонников, поскольку они были приняты без участия восточных епископов. После прибытия папских легатов сторонники Кирилла собрались вновь 1011 июля и повторно осудили взгляды Нестория. В августе Феодосий II издал новый рескрипт, в к-ром приказал епископам разъехаться, и низложил Нестория, Кирилла и Мемнона, а также распорядился взять их под стражу. Кирилл спасся бегством и с триумфом вернулся в Александрию, а Несторий был заключен в монастырь. Только в 433 г. Кирилл и Иоанн Антиохийский пришли к соглашению, согласно к-ром у Деву Марию следовало считать Theotokos , "ибо Слово от Бога стало плотью и сделалось человеком". К-ром е того, они осудили Нестория, согласившись между собой в том, что две природы Христа были различными, но соединялись в одной личности. Папа Сикст III признал собор, открытый Кириллом, а на Халкидонском соборе в 451 г. решение папы получило подтверждение и Эфесский собор был признан Третьим Вселенским.
V. L. Walter (пер. в. Р.)
Библиография: W.P.Dubose, The Ecumenical Councils.
См. также: Кирилл Александрийский; Несторий, Несторианство.
Источник: Теологический энциклопедический словарь