(8 июля 1698 – 15 февр. 1767) – нем. вольнодумец и философ-материалист. Критич. изучение библейских текстов и истории религии, влияние Спинозы, Толанда, Диппеля и др. передовых нем. мыслителей привело Э. к материализму, к отказу от религ. мировоззрения. С позиций спинозовского пантеизма Э. доказывал в своей анонимно опубликованной книге "Моисей с раскрытым лицом" ("Moses mit aufgedecktem Angesichte", [s. l.], 1740), что бог немыслим без материи и не существует вне природы. В мире господствует необходимость и действуют законы, управляющие движением материи. Даже мысли представляют собой движение особо тонкой материи, находящейся в мозге человека. Э. подверг всесторонней критике христ. вероучение, предвосхитив нек-рые идеи фейербаховского атеизма. Он высказал, в частности, догадку о земном происхождении веры в бога, говорил о "кривом зеркале религии", в к-ром отражается человеч. сущность. За свои взгляды Э. подвергался гонениям и вынужден был в течение многих лет скитаться по Германии. Его книги сжигались на кострах, но, несмотря на запреты, получили широкую известность в Германии. Соч.: Die G?ttlichkeit der Vernunft, [s. l.], 1741; Die Begierde nach der vern?nftigen lautern, Milch, [s. l.], 1744; Glaubensbekenntnis, Lpz., 1848; Selbstbiographie, В., 1849. Лит.: Тымянский Г., Э. – нем. материалист XVIII в., "ПЗМ", 1925, No 7; История философии, т. 3, М., 1943, с. 22–24; Гропп Р. О., Прогресс, филос. наследие Германии последней трети XVII – конца XVIII вв., "ФН", 1961, No 1; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; ??nскеbеrg С., H. S. Reimarus und J. С. Edelmann, Hamb., 1867; Guden ?., J. Ch. Edelmann, Hannover, 1870; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttg.–В., 1922; Heise W., J. Ch. Edelmann, В., 1954 (Diss.). Б. Мееровский. Москва.