Е ШИ
Е ШИ
Е Чжэнцзэ, прозе. Шуйсинь. 1150, Юнцзя окр. Вэньчжоу (на территории совр. лров. Чжэцзян),- 1223. Мыслитель-неоконфуцианец, политич. деятель, литератор, представитель Юнцзя школы. Имел высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие гос. посты, удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против чжурчжэньского гос-ва Цзинь. Попав в опалу, посвятил себя преподаванию и ученым занятиям. Осн. соч.- "Си сюэ цзи янь" ("Записки и высказывания по поводу учения"), "Шуйсинь сянь-шэн вэнь цзи" ("Собр. соч. учителя Шуй-синя"), "Бе цзи" ("Собр. произв. о чуждом"). Утилитаризм школы Юнцзя проявился у Е Ш. в учении о "достижении пользы/выгоды"; последняя (ли [3]) объявлялась условием реального существования "долга/справедливости" (и [11) ("Си си цзи янь", цз. 23). Вразрез с общей для конф. идеологии тенденцией он настаивал на гос. поддержке торговли и ремесел, эффективного денежного обращения, отвергая их традиц. противопоставление как второстепенных "ветвей" (мо) сельскому хоз-ву - "корню" (бэнь) гос. мощи (там же, цз. 19). Считал проявления дао как некоей интегральной мировой закономерности зависимыми от существования мира "оформленных" (син [2]) вещей, образуемых мировой субстанцией - "пневмой" (ци [1]). Формы проявления "течения и превращений [пнсвмы], не имеющей постоянной локализации", явлены в "пяти элементах" (у син [1]) и восьми триграммах (ба гуа, см. Гуа). Толковал вселенское "Единство" ("Единое"-и [2]) не как синоним "единения/тождества" (тун [1], см. Да тун [1]), а как сущность, принципиально отличную от "вещей" (у [3]). Это "Единство" реализуется в беспредельном множестве взаимодействий дуальных космич. сил - инь ян, к-рые тем не менее рано или поздно приходят к абсолютно сбалансированной ситуации "срединное™ и постоянства" (чжун юн, см. "Чжун юн")- итоговому состоянию дао, уподобленному ровной водной глади после волнения стихий ("Е Ш. цзи", гл. "Чжун юн"). В учении о познании Е Ш. делал акцент на ценности субъективного практич. опыта. Рассматривал человеч. "страсти" (юй, см. Тянь) как естеств. тягу к удовлетворению человеч. потребностей, а правила этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2])-как ограничитель и регулятор "страстей", но не средство их подавления ("Си си цзи янь", цз. 15). Подвергал критике отд. положения столпов конфуцианства - Цзэн-цзы, Цзы Сы, Мэн Кэ; отрицал авторство Конфуция на комментирующую часть "Чжоу и". Осуждал представителей "учения о принципе" (ли сюэ) за эклектич. смешение положений даосизма и буддизма при конструировании космогонич. схем с использованием понятий тай цзи ("Великий предел") и у цзи ("Беспредельное"). Отрицательно относился к даос, и особенно к буд. этике и учениям о познании как ведущим к "неизбежному забвению [задачи] осуществления своего дао" ("Си си цзи янь", цз. 43), т.е. задачи должной индивид, самореализации. *Цзи (Собр. соч.). Т. 1 - 3. Пекин, 1961.