ДЖИХАД
Джихад
священная война, которую, по Корану, должны вести мусульмане против противников ислама.
ДЖИХАД
(арабск. - старание, рвение) - «свящ. война», к-рую, согласно предписаниям Корана, должен вести каждый боеспособный мусульманин. Д. - одно из осн. предписаний ислама. Разжигая фанатизм верующих, мусульм. духовенство всем участникам Д., павшим в сражении, обещает блаженство в раю. Д. служил средством расширения арабского Халифата, средством агрессии, лозунгом межнац. розни и орудием подавления нар. восстаний. Так, в сер. XIX в. в Иране реакц. классами был объявлен Д. против бабизма. Лозунг Д. и ныне используется реакц. силами для борьбы против прогресса и демократии. В новое время идеологи ислама вынуждены, как правило, истолковывать Д. не как наступат., а как оборонит, войну и даже как способ «мирной проповеди» религии. В султанской Турции и у мусульман Кавказа Д. назывался газаватом.
ДЖИХАД
Понятие исламского права, борьба за веру, которая трактуется как обязанность каждого мусульманина. Различают несколько видов джихада:
— джихад сердца (борьба с собственными недостатками);
— джихад языка (осуждение порицаемого и одобрение дозволенного);
— джихад руки (наказание преступивших установления);
— джихад меча (война с неверными).
Согласно хадисам, Пророк Мухаммад различал Малый джихад и Большой джихад. Под первым Мухаммад понимал именно джихад меча, а под вторым — джихад сердца и джихад языка. По толкованиям мусульманских теологов, Малый джихад осуществляется только тогда, когда мусульманам мешают исповедовать их веру, когда кто-либо покушается на мусульманские земли; именно в этом случае джихад меча считается справедливой войной и одобряется.
В другом хадисе Пророк объяснил, каков лучший джихад для женщин:
«Сообщила Аиша: [Она спросила: ] «О Посланник Божий, мы видим в джихаде самое превосходное из деяний. Не должны ли мы сражаться?» Он ответил: «Лучший джихад [для женщин] — это хадж, исполненный по всем правилам»».
— джихад сердца (борьба с собственными недостатками);
— джихад языка (осуждение порицаемого и одобрение дозволенного);
— джихад руки (наказание преступивших установления);
— джихад меча (война с неверными).
Согласно хадисам, Пророк Мухаммад различал Малый джихад и Большой джихад. Под первым Мухаммад понимал именно джихад меча, а под вторым — джихад сердца и джихад языка. По толкованиям мусульманских теологов, Малый джихад осуществляется только тогда, когда мусульманам мешают исповедовать их веру, когда кто-либо покушается на мусульманские земли; именно в этом случае джихад меча считается справедливой войной и одобряется.
В другом хадисе Пророк объяснил, каков лучший джихад для женщин:
«Сообщила Аиша: [Она спросила: ] «О Посланник Божий, мы видим в джихаде самое превосходное из деяний. Не должны ли мы сражаться?» Он ответил: «Лучший джихад [для женщин] — это хадж, исполненный по всем правилам»».
Источник: Ислам классический. Энциклопедия.
ДЖИХАД
араб.) - усердие, рвение в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Первонач. под Д. подразумевалась война за веру (газават), предписанная Кораном. Отличившийся в Д. называется гази, погибший -шахидом - мучеником. По мусульм. представлениям, последнему в час кончины уготовано место в раю. Первонач. призывы к Д. служили политич. и религ. объединению араб. племен. В Халифате, позднее в Османском султанате и др. мусульм. феод. гос-вах Д. использовался в интересах агрессии и для подавления народных восстаний. Под лозунгами Д. после Октябрьской революции выступали против Сов. власти контрреволюционеры в Дагестане, Чечне, Средней Азии. Уже начиная с 9 ? ? вв. появляется представление о духовном Д., т. е. самоусовершенствовании на пути к Аллаху, а также понятие о четырех типах Д. - Д. меча, Д. сердца, Д. языка и Д. руки. Иногда Д. становился выражением народной борьбы против колонизаторов (напр., в 19 в. в Судане, в 20 в. в Ливии, Ираке, Иране, Омане). В совр. условиях часть религ. деятелей истолковывает Д. как борьбу за прогресс народов стран распространения ислама.
Источник: Атеистический словарь