Джеймс Уильям
Джеймс Уильям
(1842- 1910) - философ и религиозный психолог. Уильям Джеймс - брат американского новеллиста Генри Джеймса (1843-1916), их отец был богословом сведенборгизма. Джеймс стал известным профессором психологии (1889-1897) и философии (1897-1907) Гарвардского университета. Его книга «Разнообразиерелигиозного опыта» (The Varieties of Religious Experience, 1902) стала основополагающим трудом в психологии религии, а его труд «Прагматизм « (Pragmatism, 1907) оказал сильное влияние на развитие американской мысли первой половины XX в.
Источник: Новые религиозные движения.
ДЖЕЙМС Уильям
североамериканский философ; p. 11.1.1842 (Нью-Йорк) — ум. 26.8.1910 (Чокоруа, Нью-Гэмпшир); 1872—1907 — профессор в Гарвардском университете в Кембридже (Массачусетс); был дружен с Карлом Штумпфом; представитель антиматериалистического «радикального эмпиризма» и основатель прагматизма (см. Пирс). Ведущими идеями его метафизики, на которую оказал влияние Ренувье, являются идеи свободной творческой личности и мношформенности (Vielgestaltigkeit) действительности (см. Плюрализм); в этом смысле он стремился найти «последнее мировоззрение наибольшей субъективной и объективной полноты» (использует немецкое слово «Weltanschauung» [«мировоззрение»]). В своей психологии боролся против ассоциативной теории. По Джеймсу, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру. Его философия религии, или психология религии, сходна с этикой и основывается на персоналистском толковании душевных сил во Вселенной; своей высшей ступени она достигает в панпсихизме. Осн. соч.: The Principles of Psychology, 2 vol., 1890, нем. изд. 1900 (рус. пер.: Научные основы психологии, 1902; Психология, 1911); Pragmatism, 1907, нем. изд. 1908 (рус. пер.: Прагматизм, 1910; 1997); A. Pluralistic Universe, 1909, нем. изд. 1914 (рус. пер.: Вселенная с плюралистической точки зрения, 1911); The Varieties of Religious Experience, 1902, нем. изд. 1925 (рус. пер.: Многообразие религиозного опыта, 1910; 1993); Essays über Glaube und Ethik, нем. изд. 1949; The Works of W. J., Cambridge Mass./ London, 1975 ff. (На рус. яз.: Воля к вере, 1997; Введение в философию, 1923; 2000.)
К. Stumpf. W. J. nach seinen Briefen, 1927; R. В. Репу. The Thougth and Character of W. J., I—II, Boston, 1935 (Repr. 1974); H. Schmidt. Der Begriff der Erfahrungskontinuität bei W. J. und seine Bedeutung für den amerik. Pragmatismus, 1959; P. K. Dooley. Pragmatism as Humanism. Chicago, 1974; R. Stevens. J. and Husserl. Den Haag, 1974; W. R. Corti (Hg.). The Philosophy of W. J., 1976 (mit Bibi.); E. Herms. Radical Empiricism. Studien zur Psychologie, Metaphysik u. Religionstheorie W. J.’, 1977; I. K. Skrupskelis. W. J., Boston, 1977; G. Bird. W. J., London, 1986 (mit Bibi.); G. E. Meyers. W. J., New Haven, 1986 (mit Bibi.).
К. Stumpf. W. J. nach seinen Briefen, 1927; R. В. Репу. The Thougth and Character of W. J., I—II, Boston, 1935 (Repr. 1974); H. Schmidt. Der Begriff der Erfahrungskontinuität bei W. J. und seine Bedeutung für den amerik. Pragmatismus, 1959; P. K. Dooley. Pragmatism as Humanism. Chicago, 1974; R. Stevens. J. and Husserl. Den Haag, 1974; W. R. Corti (Hg.). The Philosophy of W. J., 1976 (mit Bibi.); E. Herms. Radical Empiricism. Studien zur Psychologie, Metaphysik u. Religionstheorie W. J.’, 1977; I. K. Skrupskelis. W. J., Boston, 1977; G. Bird. W. J., London, 1986 (mit Bibi.); G. E. Meyers. W. J., New Haven, 1986 (mit Bibi.).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961