ДЖЕФФЕРСОН Томас

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЖЕФФЕРСОН Томас
1743-1826) - амер. философ-просветитель, госуд. и общественно-поли-тич. деятель, автор проекта Декларации независимости США. В период войны америк. народа за независимость вел борьбу за отделение церкви от государства и свободу каждого исповедовать любую религию, выступал также в защиту свободы науч. исследований, развития естествознания, культуры; в сочинениях и письмах пропагандировал идеи англ. и франц. материалистов, критиковал с рациона-листич. позиций Библию, находился под влиянием деизма.

Источник: Атеистический словарь

ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson) Томас
род. 13 апр. 1743, Албемарл - ум. 4 июля 1826, Монтиселло) - амер. просветитель, философ и государственный деятель, третий президент США, автор Декларации независимости 1776 - выдающегося документа демократической социально-философской мысли 18 в. Будучи приверженцем гуманистического идеала европейского Просвещения, признавал врожденное моральное чувство справедливого и несправедливого у каждого человека. Исторический процесс развития представлял в виде противоборства врожденного нравственного начала и человеческого эгоизма. В Декларации независимости США писал, что "все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем очевидными правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью". Путь сохранения народовластия связывал с принципами максимального уравновешивания и рассредоточения власти.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДЖЕФФЕРСОН Томас
(Jefferson, 1743—1826) - америк. бурж. просветитель, участник освободит. борьбы США против Англии, президент США в 1801—1809. Д., как и Франклин, принадлежа к правому крылу америк. деистов (см. Деизм), выступал против зависимости науки и просвещения от религии, пропагандировал рационализм. Борьба Д. за свободу вероисповедания, против религ. фанатизма нашла отражение в его трудах, особенно в статуте о религ. свободе (1779), принятом в Виргинии в 1786, после ожесточ. борьбы против консерват. элементов. В 1789 конгресс США под давлением нар. масс принял на основе этого статута поправку к конституции, провозглашавшую отсутствие в США гос. религии, но ничего не говорившую о свободе совести, о праве не исповедовать никакой религии. В этом сказался бурж.-огранич. характер решения в США вопроса об отделении церкви от гос-ва. Д. критиковал Библию и христ. догмы, но призывал к созданию т. н. рационалистич. религии. Как деист, он допускал существование «верховного существа», к-рое создало Вселенную, но не вмешивается в ее развитие. Д. защищал Д. Дидро, П. Гольбаха, Т. Пейна от нападок церковников. Критикуя христ. моральные поучения, Д. вместе с тем считал, что религия все же может служить основой морали. я. М. Гольдберг

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ДЖЕФФЕРСОН Томас
13.4.1743, Албемарл - 4.7.1826, Монтиселло), амер. просветитель, философ и гос. деятель. Как социальный мыслитель сформировался в период Амер. бурж. революции 18 в., в ходе к-рой Д. выступил радикальным идеологом и политич. лидером ее левого демократич. крыла. После завоевания США независимости занимал ключевые гос. посты, был третьим президентом США (1801-09).
Исходя из гуманистич. идеала европ. Просвещения, а также под влиянием интуитивизма Ф. Хатчесона и Э. Шефтсбери, Д. признавал врожденное моральное чувство справедливого и несправедливого, присущее каждому человеку. Историч. процесс представлялся Д. в виде противоборства врожденного нравств. начала и человеч. эгоизма, закрепляемого в социальных и гос. формах, худшими из к-рых он считал монархию и тиранию. Однако в отличие от франц. просветителей Д. отрицал строгий социальный детерминизм и вслед за Юмом полагал, что великие историч. события порой возникают вследствие стечения непредсказуемых обстоятельств, закономерная связь к-рых непознаваема. В ряде произв. высказывал материалистич. взгляды, к-рые, однако, не получили у Д. филос. обоснования.
Близкий в целом к локковскому пониманию теории естеств. права, Д. вместе с тем рассматривал право собственности лишь в качестве права гражданского, а не естественного. В Декларации независимости США 1776 - выдающемся документе демократич. социально-филос. мысли 18 в.- он заявлял, что «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью» (см. в кн.: «Амер. просветители», т. 2, 1969, с. 27). Гарантия сохранения демократии, по Д., заключается в праве народа периодически поднимать восстания против узурпаторов свободы. Мирный путь сохранения народоправия Д. связывал с принципами макс. уравновешивания и рассредоточения власти. Отрицательно относясь к пром. и урбанистич. пути развития США, Д. предлагал ввести равное разделение зем. собственности и сделать класс мелких фермеров социально-экономич. основой гос. строя США.
Д. активно выступал против партии «федералистов» объединения крупных магнатов и финансистов, отличавшихся воинств, антидемократич. устремлениями. Однако собств. политич. линия Д. порой отличалась либеральной неустойчивостью и непоследовательностью (напр., по вопросу о негритянском рабстве).
На протяжении всей истории США теоретич. наследие Д. находилось и находится ныне в центре идейной и политич. борьбы по проблемам демократии, прав человека и гражд. свобод.

Источник: Советский философский словарь

ДЖЕФФЕРСОН Томас
13 апреля 1743, Албемарл—4 июля 1826, Монтиселло) — американский ученый и мыслитель эпохи Просвещения, третий президент США, автор Декларации независимости. С раннего возраста отличался прекрасными способностями, любознательностью и трудолюбием. К семнадцати годам знал греческий, латинский, французский языки и овладел всеми необходимыми навыками поведения английского джентльмена, включая игру на скрипке. В 1760 Джефферсон был принят сразу на 3 курс колледжа Уильяма и Мэри, по окончании которого в 1762 несколько лет занимался самообразованием.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. В 1769 Джефферсон становится членом Виргинской законодательной ассамблеи, где активно отстаивает позицию независимого от метрополии развития североамериканских ко лоний. Свою позицию Джефферсон высказал в опубликованном в Лондоне в 1774 памфлете «Общий обзор прав Британской Америки». Его аргументы о несостоятельности такой ситуации, когда юридические законы североамериканских колоний «чужды нашим конституциям и не признаны нашими законами» (Американские просветители. Избр. произв., т. 2. М., 1969, с. 17), были восприняты в Лондоне как серьезная угроза, а имя Джефферсона оказалось в списке лиц, объявленных англичанами вне закона. В 1776 Континентальный конгресс в Филадельфии поручил ему, Б. Франклину и др. подготовить Деклараций независимости. Основной текст был написан Джефферсоном с небольшими поправками Б. Франклина и Д. Адамса. Декларация была принята Континентальным конгрессом 4 июля 1776. Значение этого документа не только для американской истории, но и для истории человечества трудно переоценить. Декларация провозгласила на все времена, «что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными (врожденными и) неотъемлемыми правами, среди которых—право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй...» (Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990, с. 34). Это была безусловно самая радикальная идея Джефферсона, которую он последовательно стремился воплощать в жизнь на посту губернатора Виргинии (1779— 81), государственного секретаря в правительстве Дж. Вашингтона (1790—93), вице-президента США (1796) и президента США (1800—09). Джефферсон явился также организатором Демократической партии США и основателем Университета штата Виргиния. Признавая заслуги Джефферсона в различных областях общественного и научного знания. Американское философское общество избрало его своим Президентом в 1797, и он оставался им до 1815.
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. Радикальные социальнополитические идеи Джефферсона опирались на широкое материалистическое по тенденции научно-теоретическое основание. Философские идеи Джефферсона воплощены в его обширной переписке, публицистике, черновых набросках, в огромном эпистолярном наследии, а также в работах «Автобиография» и «Заметки о штате Виргиния» (1785). Джефферсон, как и многие деисты, бьм убежден, что человеческий разум и сопутствующий ему здравый смысл—единственные надежные критерии истины и достойные доверия судьи при выборе убеждений и правил поведения. «Прочно закрепи разум на его месте и подвергай его суду каждый факт, каждое мнение. Смело спрашивай его даже о том, существует ли Бог... Пусть не отпугивает тебя от такого исследования никакая боязнь его возможных следствий» (Американские просветители, т. 1, с. 22—23). Деизм для Джефферсона являлся способом решения необъяснимых с позиций науки философских проблем, связанных с появлением немеханических форм активности, прежде всего сознания. От материалиста, отрицающего роль Творца, считал Джефферсон, «можно законно потребовать объяснить процесс, посредством которого материя проявляет способность мышления» (там же, т. 2, с. 133-134).
Будучи гуманистом, Джефферсон убежден, что мораль и нравственность глубоко связаны с человеческой природой, т. е. имеют естественное происхождение. «Сознание того, что хорошо и что дурно,—писал он П. Карру,—так же присуще природе человека, как чувство слуха, зрения, осязания. Оно истинная основа нравственности...» (там же, т. 2, с. 78). Однако врожденное нравственное начало, по мнению Джефферсона, может претерпевать изменения в зависимости от норм и критерия полезности для человека. «У людей, живущих в различных странах и в различных условиях, с различными привычками и системами правления, могут быть различные (нормы) полезности. Поэтому один и тот же поступок может быть полезным и, следовательно, добродетельным в одной стране, вредным и порочным — в другой, в иных условиях» (там же, с. 108). Именно эта позиция Джефферсона определила революционность и демократичность его социально-политических идей. В возрасте 66 лет Джефферсон вышел в отставку и прожил оставшуюся жизнь в своем имении Монтиселло, занимаясь наукой и ведя обширную переписку. Умер Джефферсон в день празднования гражданами США 50-й годовщины со дня принятия Декларации независимости. Соч.: Papers. ed. J. P. Boyd, v. 1-22. Princeton, 1950-86; The Portable Thomas Jefferson, ed. M. D. Peterson. N. У., 1975; Writings, ed. M. D. Peterson. N. Y., 1984.
Лит.: KapuMw A. M. Революция 1776 г. и становление американской философии. M., 1976; Malone D. Jefferson and His Time, v. 1—6. Boston, 1948-81; Thomas Jefferson: The Man, His World, His Influence, 1973.
В. Ф. Коровин

Источник: Новая философская энциклопедия

ДЖЕФФЕРСОН Томас

(13 апр. 1743 – 4 июля 1826) – амер. просветитель, возглавлявший левое крыло бурж. демократов в нац.-освободит. движении против Англии. В 1774 за революц. памфлет против Георга III заочно приговорен в Англии к смертной казни. Автор Декларации независимости (1776). В 1786 был принят предложенный Д. статут о религ. свободе, лишавший англиканскую церковь привилегий гос. религии и оказавший влияние на включение в 1787 во вторую конституцию США положения об отделении церкви от гос-ва. В 1785–89 Д. – посол в Париже, очевидец начала революции и ее сторонник. Будучи в 1790–93 гос. секретарем в пр-ве Вашингтона, проводил политику оказания революц. Франции политич., дипломатич. и продовольств. помощи; в 1793 дал оправдание якобинского террора (см. письмо к В. Шорту в кн.; Th. Jefferson, Selections from his writings, N. Y., 1943, p. 63–65). В Париже Д. – участник кружка вдовы Гельвеция, друг Кабаниса, Кондорсе, Вольнея, Дюпон де Немура. В 1796 Д. – президент Амер. филос. об-ва. Президент США в 1801–09. Установил впервые Дипломатич. отношения с Россией. После 1809 занимался просветительской деятельностью, основав в 1819 Виргинский ун-т, независимый от церк. опеки. На филос. и социологич. взгляды Д. наибольшее влияние оказали Гаррингтон, Локк, Руссо и Мабли, а также англ. философы-материалисты 18 в. Вслед за Толандом, Гартли, Пристли Д. придерживался деизма, критикуя теорию атеистов о вечности Вселенной, как не объясняющую наличия в мироздании "плана, совершенного искусства и безграничной силы, наблюдаемой в любом из атомов творения" (Memoirs, correspondence and private papers of Th. Jefferson..., v. 4, p. 371). Понятие "творца", к-рого он считал создателем "всех вещей из материи и движения", Д. часто отождествлял с природой. Однако акт творения не устранял, по его мнению, дальнейшей самостоят. эволюции мира. Мышление, вслед за Пристли, он рассматривал как свойство особой организации материи (там же, р. 340). Критикуя англ. деистов, Д. требовал свободы верить или не верить и защищал атеистов в их неверии, считая Дидро, Д´Аламбера, Гольбаха людьми, превосходящими других в своей морали. Отвергая необходимость религ. санкции морали, Д. относил моральный инстинкт к числу врожденных идей, хотя и критиковал натуралистич. т. зр. Гельвеция на ее происхождение за то, что Гельвеций недооценивал обществ. характер моральных норм (см. письмо к Т. Лоу, в кн.: Complete Jefferson..., ?. ?.–Toronto, 1943, p. 1032–34). В понимании обществ. явлений Д. стоял на позициях теории естественного права. Политич. идеалом Д. была демократич. республика мелких землевладельцев. В Декларации независимости Д. утверждал, что все люди созданы равными (перед законом), что правительства учреждаются для обеспечения естеств. и неотъемлемых прав людей на "жизнь, свободу и стремление к счастью", что источником их власти является согласие управляемых. Когда данная форма власти становится гибельной для осуществления этих целей, не только правом народа, но и его обязанностью является создание новой формы власти для своей безопасности и счастья. Этим Д. обосновывал право народа на революцию. Подобно Руссо, Мабли, Пейну, Д. относил собственность не к числу естеств. и незыблемых прав, а к числу прав гражданских, связывал ее с трудом и рассматривал как институт, исторически преходящий. Декларация имела влияние при составлении франц. Декларации прав и на обществ. движение в США в 19 в. за отмену рабства. Революц. потрясения были, по Д., необходимыми периодически (каждые 20 лет). Амер. революцию Д. считал незавершенной и предсказывал неизбежность новых революц. потрясений, французскую – рассматривал как первую главу в истории революции во Франции. Он выдвигал теорию непрерывного развития революции по мере распространения просвещения, дающего народу возможность осознания своих прав. "Всеобщее развитие светоча науки, – писал он в 1826, – уже раскрыло перед всеми ту очевидную истину, что массы человечества не рождены с седлами на спинах, чтобы немногие привилегированные, пришпоривая, управляли ими с помощью закона и милостью божьей" (Memoirs..., v. 4, p. 452). Соч.: The writings, v. 1–20, Washington, 1903–04; The papers of Thomas Jefferson, v. 1–14, Princeton (New Jersey), 1950–58 (изд. продолжается); The Declaration of independence; the evolution of the text..., Princeton, Pa-Oxf., 1945; The correspondence of Jefferson and Du Pont de Nemours..., by G. Chinard, Bait.–Md.–P., 1931; в кн.: Montesquieu Ch., Pens?es choisies tir?es du Common Place Book de Thomas Jefferson par G. Chinard, P., 1925; Volney et l´Am?rique d´apr?s des documents in?dits et sa correspondance avec Jefferson [by G. Chinard], Baltimore, 1924; Jefferson et les id?ologues d´apr?s sa correspondance in?dite avec Destutt de Tracy, Cabanis, J.-B. Say et Auguste Comte, par G. Chinard, P., 1925. Лит.: История философии, т. 2, [M.], 1941, с. 450–51; История философии, т. 1, М., 1957, с. 608–12; Мижуев П. Г., Великий раскол англо-саксонской расы, СПБ, 1901; его же, Литературные факторы американский революции, "Русское богатство", 1900, No 5–8; Захарова М., О генезисе идей Томаса Джефферсона, "Вопр. истории", 1948, No 3; Фостер У. З., Очерк политической истории Америки, пер. с англ., 2 изд., М., 1955; Громаков Б. С., Государственно-правовые взгляды Томаса Джефферсона, "Советское гос-во и право", 1957, No 9; Vossler О., Die amerikanischen Revolutionsideale in ihrem Verh?ltnis zu den europ?ischen. Untersucht an Thomas Jefferson, M?nch., 1929; The living thoughts of Thomas Jefferson. Presented by John Dewey, [N. Y., 1957]. M. Захарова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
104.25 кб

Первые характеристики Томаса Джефферсона в России

Талья Анна Юрьевна
Читать PDF
280.08 кб

Меж двух огней: отношение президента Томаса Джефферсона к политическим оппонентам

Калатуша Евгений Петрович
Рассматривается эволюция отношения президента Томаса Джефферсона к политическим оппонентам из партии федералистов. Показана роль Джефферсона в выработке демократических принципов обновления исполнительной власти.
Читать PDF
209.43 кб

Исторические портреты: Вильгельм II красный, Вильгельм-Людвиг, томас Джефферсон,Гастон Думерг

Исторические портреты приведены по изд.: Encyclopaedia Britannica. L., 1998. CD ROM. Перевод Е.Я. Додина.
Читать PDF
515.46 кб

97. 02. 038. Рэндолл У. Томас Джефферсон. Его жизнь. Randall W. Thomas Jefferson: a life. - N. Y. :

Валюженич А. В.
Читать PDF
520.77 кб

96. 02. 059. Рэндолл У. Томас Джефферсон: жизнь. Randoll W. Thomas gefterson: a life. - N. Y. : Hott

Васильев А. В.
Читать PDF
547.32 кб

98. 01. 041. Шелдон г. Политическая философия Томаса Джефферсона. Sheldon G. The political philosoph

Соломатина В. М.