немецкий философ и экономист (Берлин, 1833 — Новавес, сегодня Бабельсберг, близ Потсдама, 1921). Ученик Фейербаха, хотел объединить позитивизм с материализмом. Энгельс нападает на его тезисы в «Анти-Дюринге» (1877-1878).
ДЮРИНГ ЕВГЕНИЙ
Источник: Философский словарь
Источник: Атеистический словарь
Engels. D.s Umwälzung der Wiss., 1878; E. Döll. D., 1888;
Albrecht. E. D., 1927.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философский словарь. 1963
Социологич. концепция Д. основана на идеалистич. воззрении, согласно к-рому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Насилие рассматривается Д. безотносительно к экономич. структуре общества, существованию классов, социального неравенства. Социалистич. преобразование общества, по Д., должно исключать революц. переворот и идти в духе мелкобурж. социализма Прудона, путем кооперирования мелких производителей. Он выступал против политэкономии марксизма, материалистич. диалектики и науч. социализма. Идеи Д. получили нек-рое распространение в среде нем. с.-дтии. Это побудило Ф. Энгельса подвергнуть воззрения Д. критич. анализу, показавшему их эклектич. характер и науч. несостоятельность (см. «Анти-Дюринг»).
Источник: Советский философский словарь
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
(1833–1921) – нем. философ, экономист, правовед, колеблющийся между метафизич. материализмом и позитивизмом в духе О. Конта. Нек-рое время (1863–77) был приват-доцентом Берлинского ун-та. Его выступление в защиту приоритета Р. Майера в открытии закона превращения энергии против Гельмгольца, оспаривавшего этот приоритет, выступления в защиту прав женщин, а также атеизм явились причиной увольнения из ун-та. В 70-х гг. 19 в. Д. объявил себя социальным реформатором, выступил против науч. социализма Маркса и Энгельса, пытаясь противопоставить ему идеалистич. понимание истории. В своих представлениях о будущем обществе Д. склонялся к анархизму. Д. не понимал социалыю-экономич. корней религии. Он считал, что в будущем обществе религия должна быть запрещена. Д. оказал нек-рое влияние на неустойчивых, недостаточно теоретически подготовленных членов герм. с.-д. партии, в связи с чем Энгельс выступил с детальной, всесторонней критикой его филос., политич. и социологич. воззрений в своей знаменитой книге "Анти-Дюринг". В ранней работе "Естественная диалектика" ("Nat?rliche Dialektik", 1865) Д. пытался сочетать материалистич. понимание природы с кантианством. Так, он утверждал, что понятие бесконечности возникает из внутренне (имманентно) присущей мышлению способности, в действительности же все существующее подчиняется закону определ. количества. Вместе с тем в этой же работе Д. отстаивает материалистич. положение о связи мышления с бытием, утверждая, что законы логики выражают объективные отношения между вещами. В своих последующих филос. работах – "Курс философии" ("Cursus der Philosophie...", 1875), "Логика и теория познания" ("Logik und Wissenschaitstheorie", 1878, 2 изд., 1905) Д. подвергает критике кантианство и пытается сочетать материализм с позитивизмом. Однако он не преодолевает кантианства, что сказывается в его понимании задачи философии – выведение наиболее общих принципов бытия и познания из чистого мышления. Сводя предмет философии к разработке априористической "мировой схематики", Д. возрождает исторически изжившее себя противопоставление философии положит. наукам. Претендуя на обоснование материалистич. положения о единстве мира, Д. выводит его из априористич. тезиса о всеохватывающем характере бытия, утверждая, что единство всего многообразия явлений природы заключается в их существовании. Бесконечность Вселенной Д. истолковывает чисто этимологически, т.е. как нечто, не имеющее конца, но имеющее начало. Однако признание начала мира во времени означает фактич. отказ от материализма, что проявляется далее в допущении первоначального, самому себе равного состояния мира, переход к-рого в состояние движения не может быть научно объяснен с этих метафизически-механистич. позиций, предполагающих наличие внешнего толчка, т.о. бога. Правда, Д. отказывается от признания божеств. первотолчка, допуская первоначальное "единство материи и механической силы", но и это механистич. представление не спасает его философию от идеалистич. выводов. Допущение самому себе равного первоначального вневременного состояния мира приводит Д. к идеалистич. выводу о возникновении времени благодаря движению. Время отрывается от пространства и от материи. В теории познания Д. абсолютно противопоставляет истину и заблуждение, утверждая, что "подлинные истины вообще неизменны..." (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 80). Отрицая объективность диалектич. противоречий, Д. допускает лишь взаимодействие противоположно направленных сил. Законы диалектики Д. изображает в виде надуманных логич. конструкций, извне налагаемых на явления. На деле же, как показал Энгельс, не законы диалектики, а принципы, выдвигаемые Д., носят спекулятивный, идеалистич. характер. В социологии Д. исходит из "робинзонады" – ненауч. представления об отд. изолированно взятых индивидах, к-рые вступают друг с другом в различные отношения, объясняемые с помощью т.н. "теории насилия". В этике Д. проповедует вечные, неизменные, вневременные принципы нравственности в духе Канта. Теория права Д. также носит идеалистич., спекулятивный характер; она исходит из абстрактного представления о произволе индивидов и из столь же абстрактной концепции насилия, игнорирующей его реальные экономич. и политич. предпосылки. Наиболее значит. произведением Д. является "Критическая история всеобщих принципов механики" ("Kritische Geschichte der allgemeinen Principien der Mechanik", 1873, 2 изд., 1877). Однако и в ней обнаруживается характерное для Д. колебание между материализмом и идеализмом. Эта работа Д. оказала нек-рое влияние на развитие позитивистского релятивизма и "физического" идеализма. В 1924 в Германии был создан "Дюринговский союз", пропагандировавший его труды и идеи. Соч.: Kritische Geschichte der Philosophie von ihren Anf?ngen bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Lpz., 1878; в рус. пер. Ценность жизни, СПБ, 1894. Лит.: Энгельс ?., Анти-Дюринг, M., 1957; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, M., 1953; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд. т. 14; ?ойтман Д., Евгений Дюринг как литературный критик..., СПБ, 1899; Vaihinger H.. Hartmann, D?hring und Lange, Iserlohn, 1876; D?ll ?., Eugen D?hring, Lpz., 1893 Т. Ойзерман. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.