ДЮМЕЗИЛЬ Жорж

Найдено 1 определение
ДЮМЕЗИЛЬ Жорж
(1898, Париж – 1986, там же) – философ, лингвист, историк культуры. Окончил Высшую нормальную школу, во время Первой мировой войны служил в артиллерии; в 1922 защитил две диссертации по истории религий и сравнительной мифологии. Преподавал в разных странах, в том числе в Польше, Турции, Швеции. В 1949–1968 работал в Коллеж де Франс, после выхода на пенсию читал курсы лекций в США. Член Французской академии (1978). Д. – основоположник теории сравнительного структурного исследования культуры, автор концепции символической «трехчастной идеологии» индоевропейских народов. Выступая против догматизма в науке и заявляя об отсутствии универсального метода, Д. ориентируется на естественно-научную модель знания и пересматривает принципы сравнительных исследований мифов, разрабатывая систему филологического исследования: за конструктивными аналогиями следует искать репрезентации. Воссоздание прошлого Д. считает невозможным. Предметом его компаративной мифологии стала трехчастная функциональная структура мифа и социальной системы индоевропейских народов. Это три согласованных между собой принципа действия – магически-интеллектуальный, воинствующий физический и экономическисозидательный. «Идеология трех функций» охватывает как реальное – сферу социальных и экономических взаимодействий, так и воображаемое – сферу мифа и религиозных верований. Сначала Д. дает этой структуре реалистическое объяснение, рассматривая ее как отражение исторически обусловленной социальной структуры. Исследуя ремифологизацию Германии, сохраняющую бессознательный характер исходного мифа, он утверждает, как и Э. Кассирер, что приход к власти А. Гитлера объясняется возрождением германских мифов и героического военного эпоса в особых условиях увлечения вагнеровским мистицизмом. Д. не давал оценок – он вскрывал причины популярности нацистской идеологии, обращая внимание на символический характер современного тоталитаризма. С 1950-х Д. занимает номиналистическую позицию – все три функции понимаются им уже как чистые спекуляции, не обязательно соотносящиеся с географической или социальной реальностью. В отличие от интерпретировавших его исследования французских «новых правых», Д. никогда не рассматривал «индоевропейскую трехчастную идеологию» как политическое и социальное наследие, которое могло бы, в противовес «иудеохристианской» традиции, объединить современную Европу.
Соч.: Осетинский эпос и мифология. М., 1976; Верховные боги индоевропейцев. М., 1986; Скифы и нарты. М., 1990; Mythes et Dieux des Germains. P., 1939; Loki. P., 1948; Mythe el épopée: 1 (1968), 2 (1971), 3 (1973); Romans de Scythie et d’alentour. P., 1978; Du Mythe au Roman. P., 1987. Лит.: Гуриев, Т.А. Лик бессмертного: Жорж Дюмезиль. Владикавказ, 2004; Belier, W. Decayed Gods: Origin and Development of George Dumezi’s «Ideologie tripartie». Leiden, 1991. A.A. Костикова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.