(1910, Клермон – 1995, Париж) – философ, эстетик, культуролог феноменологической ориентации. Окончил Высшую нормальную школу; в 1953 защитил диссертацию и получил звание профессора в университете Пуатье, где преподавал эстетику и философию; затем до выхода на пенсию работал в Нантере. Преподавательская деятельность была прервана годами войны и пребывания в лагере для военнопленных. Совместно с Э. Сурьо руководил «Эстетическим журналом» («Revue d’Esthétique»). Президент Французского эстетического общества (1974). Испытал влияние И. Канта, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М. Мерло-Понти, Т. Адорно, Г. Маркузе. Главнейшая тема исследований Д. – проблема человека и его бытия в мире, которую он разрабатывал, опираясь на феноменологическую эстетику, расширенную до общефилософского масштаба. В центре его феноменологическо-эстетической антропологии – вопрос о целостности человека и фундаментальных основаниях культуры, которые обеспечиваются «аффективными априори», служащими гармонизации отношений человека с миром. Эстетический опыт в этом плане является уникальным: только в нем и благодаря ему человек может возвратиться к основам бытия и подняться до универсально-человеческого, обрести смысл своей жизни, человечность собственного существования. Прогресс искусства состоит, с одной стороны, в движении назад, к Природе, к бытию, с другой – в реализации возможностей Природы, в завершении Природы. Вовлекая зрителя в творческий процесс, искусство открывает перед ним возможность продолжить творчество в повседневной жизни. Вместе с тем искусство должно стать искусством масс: сам народ будет и его создателем, и потребителем. Так искусство осуществит революцию в жизни людей.
Соч.: Karl Jaspers et la philosophie de l’existence (avec P. Ricoeur). P., 1947; La personnalité de base. Un concept sociologique. P., 1953; Phénoménologie de l’expérience esthétique. V. 1. L’Objet d’esthétique. V. 2. La perception esthétique. P., 1953; La notion «a priori». P., 1959; Le poétique. P., 1963; Jalons. P., 1966; Esthétique et philosophie. P., 1967; Les sciences humaines et l’oeuvre d’art. Bruxelles, 1969; Pour l’homme. P., 1971; Art et politique. P., 1974; Subversion, perversion. P., 1977. Лит.: Долгов, К.M. Микель Дюфрен. Искусство и политика // Долгов, К.М. От Киркегора до Камю. М., 1991; Шпигельберг, Г. Феноменологическое движение. М., 2002; Вдовина, И.С. Феноменология во Франции. М., 2009; Vers une esthétique sans entrave. Mélanges offerts à Mikel Dufrenne. P., 1975; Ricoeur, P. Lectures 2. La contrée des philosophes. P., 1992. И.С. Вдовина