ДВУХ ИСТИН ТЕОРИЯ
"двух истин" теория
методологическая доктрина эпохи средневековья, согласно которой у философии (науки) и теологии не только разные методы (разум и вера, теоретизирование и откровение соответственно), но и разные предметы (мир, природа, естественное измерение реальности, с одной стороны, и бог, божественное измерение бытия, с другой). Очевидно, д. И. Т. Была выдвинута сторонниками свободомыслия (в том числе и «задыхавшимися в тьме средневекового мракобесия» учеными-естествоиспытателями) в эпоху абсолютного доминирования религиозного мировоззрения и являлась попыткой реабилитировать независимое изучение природы, не подвергаясь обвинениям в атеизме, антирелигиозности и т.д., была формой защиты права разума на беспристрастное, объективное изучение природы. Согласно одним вариантам д.и.т., между положениями науки и религии естественным образом возникают логические противоречия (например, согласно библии, в центре вселенной находится земля, а согласно теории коперника, мироздание устроено совершенно иным образом), которые, тем не менее, являются чисто внешними и устраняются разведением сторон противоречия по «двум доменам реальности» - соответственно, естественной и божественной. То есть, считали сторонники д.и.т., можно одновременно признавать и то, и другое – с пояснениями типа «относительно веры и рассмотрения реальности в божественной перспективе истинны библейские откровения, а относительно разума и схемы мира, которой пользуются для удобства своих исследований и опытов ученые, истинны данные науки». В других вариантах д.и.т. Именно в силу этого (что наука и религия вообще говорят о разных реальностях, о разных объектах, на разных языках и т.д., ср. С теорией «несравнимости парадигм» в методологии науки т. Куна), отрицается сама возможность возникновения противоречий между разумом и верой. Д.и.т. Была подвергнута резкой критике со стороны Фомы Аквинского в его теории «гармонии веры и разума», согласно которой различие методов науки и религии не дает права говорить о различии их предметов. Противоречия между ними исключены, но говорят они об одном и том же, изучают одну и ту же реальность; разум в этом смысле подчинен вере (в случае возникновения противоречий преимущество отдается истинам веры, кроме того, некоторые из этих истин рационально непостижимы, поэтому «сверх-разумны», но ни в коем случае не «не-разумны»). Как указывал фома, философия должна быть служанкой богословия. Постижение природы разумом можно и нужно осуществлять, но лишь в перспективе служения вере, подтверждения тех или иных ее догматов, например, бытия божия (здесь Фомой Аквинским были сформулированы знаменитые пять рациональных доказательств бытия бога, «пять путей богословия»). Иногда д.и.т. Называют теорией «двойственной истины», что нередко приводит к путанице. Ведь взгляды фомы аквинского (кардинально расходящиеся с д.и.т.) Можно именно так и охарактеризовать: объект постижения один (бог), истина как таковая одна, но путей и методов ее достижения два (непосредственные, от веры, и опосредованные, с помощью разума), то есть истина двуедина, и представлять (интерпретировать) ее, саму по себе одну и ту же можно двумя альтернативными способами (религиозным и рационально-философским).
Источник: Краткий философский глоссарий