ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА
учение о разделении философских, научных, с одной стороны, и богословских истин, с другой.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Двойственная истина

– учение средневековой философии о необходимости разделения философских и богословских истин, поскольку истинное в философии может быть ложным в теологии. Это учение позволяло объяснять обнаруженные в канонизированных работах Аристотеля противоречия с догмами мусульманской и христианской религий, предотвращать резкую конфронтацию науки с религией. Идеи двойственной истины развивали Авиценна, Аверроэс, У. Оккам.

Источник: Философия, практическое руководство

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА (или двойная истина)
термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, возникшее в эпоху средневековья и направленное на утверждение автономии науки, разума от религии. Отчетливое выражение оно получило в арабской философии. Так, Ибн Рушд считал, что в философии имеются истины, неприемлемые для богословия, и наоборот. Это учение развивали представители аверроизма, номинализма (Дунс Скот, Уильям Oic-ком), в эпоху Возрождения — Пьетро Помпонацци и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА
возможность для одного и того же научного положения быть одновременно истинным или ложным, в зависимости от того, что лежит в его основе. Учение о двойственной истине сыграло большую роль в средние века, когда возникла необходимость рационального подтверждения религиозных истин. Аверроизм и номинализм пытались разрешить эту апорию утверждением, что нечто может быть инстинным с философской, но ложным с теологической точки зрения. В философии эпохи Возрождения осн. представителем учения о двойственной истине был Пьетро Помпонацци.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Двойственная истина
 (или двойная истина) — термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, возникшее в эпоху средневековья и направленное на высвобождение науки от пут религии. Наиболее отчетливое воплощение оно получило в арабской философии. Так, Ибн-Рошд считал, что в философии имеются истины, неприемлемые для богословия, и наоборот. Это учение развивали представители аверроизма, номинализма (Дуне Скотт, Уильям Оккам), в эпоху Возрождения — Пьетро Помпонацци и др. В настоящее время учение о Д. и. используется богословием и реакционной буржуазной философией для защиты религии и борьбы с научно-материалистическим мировоззрением.

Источник: Философский словарь. 1963

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА
двойная истина, термин, обозначающий учение о разделении филос. и богословских истин, согласно к-рому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. Учение о Д. и. возникло в ср. века, в эпоху распространения философии Аристотеля, когда обнаружилось, что ряд филос. положений аристотелевской системы противоречит догмам ислама и христианства. Наиболее влиятельным мыслителем, опиравшимся на учение о Д. и. в своей полемике с мусульм. богословами, был Ибн Рушд. Из этого же учения исходили и франц. аверроизм 13 в. (Сигер Брабантский и др.), представители англ. номинализма (Иоанн Дуне Скот, У. Оккам). Широкое распространение учение о Д. и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, падуанская школа аверроистов и др.). Учение о Д. и. способствовало развитию рационализма.

Источник: Советский философский словарь

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА
(doppelte Wahrheit) возможность для одного и того же познания быть одновременно истинным или ложным, в зависимости от того, что лежит в основе этого познания. Учение о двойственной истине сыграло большую роль в средние века, когда надо было рационально защитить религиозные истины. Аверроизм и номинализм пытались разрешить эту апорию с помощью утверждения, что нечто может быть истинным с философской, но, несмотря на это, ложным с теологической точки зрения. В философии Возрождения учение о двойственной истине в особенности представлено у Пьетро Помпонацци (в новое время — у Фрэнсиса Бэкона). Принципиально двойственная истина составляет проблему в реальном отношении (как уверованная истина или истина, выведенная из мирских знаний) и в методологическом отношении.
Anneliese Maier. Das Prinzip der d. W., Roma, 1955; A. Hufnagel. Zur Lehre von der d. W., in: Tübing. theol. Quart., 136 (1956).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА

- предложена Ибн-Рушдом (Аверроэсом) в XII в. для примирения Аристотеля с Исламом. Суть учения: научная обоснованность истины достигается лишь в философии; истина есть и в теологии, но она аллегорична; в Коране она дана в образной форме, доступной необразованному человеку. Философ же вскрывает внутренний смысл образов, которым нужно дать верное истолкование. В результате теология была подчинена философии. Против этого резко выступили мусульманские теологи-традиционалисты. Латинские аверроисты, в частности, Сигер Брабантский (XIII в.), дали более рискованную трактовку "двойственной истины": некоторое утверждение, рационально обоснованное, будет истинным в философии, но и противоположное ему утверждение может оказаться истинным в теологии. Логически нужно отвергнуть либо философию, либо теологию. В ответ аверроисты придумали контр-пример: у всех людей, по Аристотелю, одно и то же интеллектуальное "ядро" души, без индивидуально-личностных различий, но с точки зрения веры так быть не может, ибо разных разумных душ много. Бог чудесным образом умножает число индивидуально неповторимых разумных душ, чтобы не допустить противоречия веры и философии. Многие схоласты отказались с этим соглашаться.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА
или д в о й н а я и с т и н а) – термин, обозначающий учение о разделении филос. и богословских истин, по к-рому истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Учение о Д. и. возникло в средние века, в эпоху распространения философии Аристотеля, когда обнаружилось, что ряд филос. положений системы Аристотеля противоречит догматам мусульм. и христ. религий. Положение о Д. и. выявляло противоречие ср.-век. миросозерцания – противоречие между научными устремлениями и религией. Наиболее влият. мыслителем, опиравшимся на учение о Д. и. в своей полемике с мусульм. богословами, был Ибн Рошд (Аверроэс). Из этого же учения исходил и франц. аверроизм 13 в. (его главой в Парижском ун-те был Сигер Брабантский), представители англ. номинализма (Дунс Скот, Уильям Оккам). Париж. епископ Тампье 7 марта 1277 подверг осуждению учение о Д. и., как ставящее себе целью унизить теологию и отвергнуть значение христ. учения. Широкое распространение учение о Д. и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, падуанская школа аверроистов и др.). В новой форме учение о Д. и. было возобновлено Кантом, к-рый ставил себе целью уже не защиту науки от религии, а, наоборот, защиту религии от науки. "Я должен был ограничить область з н а н и я, чтобы дать место в е р е" (Кант, Критика чистого разума, СПБ, 1915, с. 18). Совр. реакц. бурж. философия развивает дальше эту традицию в учении о Д. и. Лит.: Аксельрод Л., Философские очерки, 4 изд., М.–Л., 1925; Maywald M., Die Lehre von der zweifachen Wahrheit, В., 1871; Mandonnet P., Siger de Brabant, Fribourg (Suisse), 1899 (p. CLXIV–CLXXI). А. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Двойственная истина
(или теория «двух истин») — учение о существовании взаимно независимых богословских и научных истин, к-рые якобы достигаются разными путями и не могут противоречить друг другу. Учение о Д. и. играло в истории мысли неоднозначную роль. Оно возникло в средневековье, когда религ. идеология подчинила себе, наряду с другими формами общественного сознания, философию и науку. Истоки учения о Д. и. — в философии Ибн-Рошда, считавшего, что истинное с точки зрения теологии может быть ложным с точки зрения философии, науки. Напр., теология объявляет истиной бессмертие души, философия же отвергает эту богословскую истину. Правда, Ибн-Рошд считал, что в конечном счете истины теологии и философии должны привести к богу. Законченный вид учение о Д. и. получило у западноевропейских аверроистов (последователей Ибн-Рошда), в частности, у Сигера Брабантского, а также у номиналистов Дунса Скота и Уильяма Оккама, к-рые истинам веры противопоставили истины разума, утверждая, что одни и те же положения могут быть истинными для философии и ложными для религии. В тех условиях концепция Д. и. отстаивала независимость философии, науки от теологии. Это была попытка ограничить область религии и расширить сферу науки. Учение о Д. и. отразило реальные противоречия между прогрессивной средневековой философией и теологией. Церковь боролась с концепцией Д. и. как путем преследования ее сторонников, так и путем противопоставления ей учения Фомы Аквинского о гармонии веры и разума, религии и философии. Однако учение о Д. и. продолжало существовать и в более позднюю эпоху (у П. Помпонацци, падуанских аверроистов, Ф. Бэкона), содействуя защите науки от вмешательства религии. Когда наука освободилась от опеки религии, концепция Д. и. стала служить защите религии от натиска науки. Это выражено уже у И. Канта, ограничившего область знания, чтобы очистить место вере. В наст. вр. учение о Д. и. трактуется теологами в духе учения Фомы Аквинского о гармонии веры и знания: наука и религия действуют в разных сферах, но не противоречат друг другу. Религ. истины при этом ставятся выше научных.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.