ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ

Найдено 1 определение
ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КУЛЬТУРУ
Культурно-идеологич. движение 10 - 20-х гг. 20 в. в Китае. В совр. кит. лит-ре применяется также выражение "движение 4 мая за новую культуру". В "Д.з.н.к." принимали участие и деятели культуры, придерживавшиеся буржуазно-либеральных убеждений (Ху Ши, Цай Юаньпэп, Се Улян и др.), но наиболее активную роль в нем играли представители радикальной демократич. интеллигенции - У Юй, Лу Синь и др., первые пропагандисты марксизма в Китае - Чэнь Дусю, Ли Дачжао и др. Развертыванию движения способствовал патриотич. подъем после окончания мировой войны, вызванный оккупацией Японией нек-рых районов Китая и унизительных для страны - участницы победившей коалиции итогов Версальской мирной конференции. Мощным политич. стимулом для "Д.з.н.к." стали начавшиеся 4 мая 1919 выступления учащейся молодежи против решения Версальской конференции передать Японии кит. пров. Шаньдун. Политич. выступления сопровождались требованиями таких перемен в обл. социального устройства и культуры, к-рые мыслились условием прогрессивного развития кит. об-ва и успешного противостояния Китая империалистич. экспансии. И в последующем политизированный характер придавали "Д.з.н.к." лозунги бурж. демократии и республиканизма. Гл. идеологемы движения - "г-жа Демократия" и "г-жа Наука" (соответственно Дэ сяньшэн и Сай сяньшэн; Дэ и Сай - сокр. транскрипция англ, democracy, science, см. Дискуссия о демократии и диктатуре. Дискуссия о науке и метафизике). Идеология движения во многом явилась развитием эгалитарно-социалистич. тенденций кит. мысли, получивших распространение в нач. 20 в. Антиконфуцианская направленность "Д.з.н.к." в обл. философии, права, этики, эстетики и лит-ры фактически продолжила традицию, заложенную Чжан Тайянем (выступившим тем не менее против этого движения). Он противопоставил положению Кан Ювэя и Лян Цичао о "защите [конф.} учения" (или "защите веры" - бао цзяо) тезис "защиты расы" (бао чжун), а Конфуцию - мифич. родоначальника кит. нации Хуан-ди, тем самым поставив идею нац. единства выше идеала культурно-идеологич. преемственности. "Д.з.н.к." радикализовало предложенную Цай Юаньпэем платформу культурного обновления: воспитание в духе гуманизма, ненависти к деспотизму, преодоление религ. мистицизма в сознании людей, развитие совр. науч. знания, насаждение республиканских идей. Важное место в идеологии "Д.з.н.к." принадлежало идее "лит. революции" - создания нац. лит-ры на языке байхуа, близком к разговорному, вместо старого лит. яз. вэньяня. "Д.з.н.к." оказало глубокое воздействие на развитие кит. культуры 20 столетия. "Движение 4 мая 1919 года в Китае. Док-ты и материалы. М., 1969; Гарушянц Ю.М. Революция 1911 г. и "движение 4 мая" (к вопросу о преемственности) // 10-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1979; Его же. Эволюция социально-утопич. мысли в Китае (80-е годы XIX - первое десятилетие XX в.) // 16-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1985; Его же. У истоков "Д.з.н.к." в Китае // 19-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1988; Chou Tsetsung. The May Fourth Movement. Intellectual Revolution in Modern China. N.Y., 1971.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь