(iWelve Articles of the Peasants, 1525).
Составлены в Юж. Германии. В условиях манориального хозяйства, когда крестьяне фактически находились в положении рабов, статьи содержали требования предоставить им религиозные, социальные и экономические права. Крестьянские восстания происходили в Европе начиная с 1381г.; ДжонБолл, английский священник, отвергал средневековые теологические обоснования феодализма и стремился утвердить в социальной сфере концепцию "Власти" Уиклифа. Точно так же восстания 152425 гг. в Германии вдохновлялись идеями труда Лютера "О свободе христианина", давая им при этом и мирскую интерпретацию.
"Двенадцать крестьянских статей" были опубликованы Себастьяном Лотцером изМеммингена 1 марта 1525 г., в период волнений среди горожан и зажиточного слоя крестьян. Вполне возможно, что документ отредактировал БальтазарХубмайер, крый поддержал требования крестьян: среднего бумаг была найдена копия "Двенадцати крестьянских статей", снабженная постатейными комментариями и соответствующими цитатами из НЗ.
Документ открывает ся просьбой предоставить право "общине во всей ее полноте" избирать и освобождать от служения пастора, с тем чтобы в конце концов общине было гарантировано учение "чистого и простого Св. Евангелия", тогда "благодать Евангелия умножилась бы в нас, и мы бы исполнились ею ". Во второй статье подтверждается обязательность десятины, но при этом требуется, чтобы сбор ее осуществлялся под надзором старейшин и чтобы она предназначалась пастору и его семье. Третья статья провозглашает требование личной свободы и начинается со слов: "Нас привыкли считать своей собственноетью…" Поскольку Христос умер за всех, говорится в статье, всякий человек свободен, хотя и подчиняется установленной государственной власти. Четвертая и пятая статьи отстаивают право на рыбнуюловлю, охоту, заготовку дров. В шестой, седьмой и восьмой статьях содержится просьба освободить крестьян от непосильного труда, индивидуального гнета и высокой ренты. В девятой статье речь идет о прекращении "великого зла постоянного выдумывания новых законов". Десятая статья требует возвратить некогда конфискованные "общинные земли ". Одиннадцатая требует отменить закон о дани землевладельцу после смерти арендатора, когда дворяне могли выбрать в качестве дани любое его имущество, обобрав его вдову и детей.
"Двенадцать крестьянских статей" увидели свет, когда Христианский крестьянский союз попытался построить евангельское государство, где прежние изгои получили бы особые привилегии и все люди были бы равны. Крестьяне воепринимали НЗ вполне буквально, перенося требования к христианской общине на общество в целом. К несчастью, радикальные группы под руководством Томаса Мюнцера прибегли к насилию, вызвав ответные репрессии со стороны князей, разбивших крестьянское войско. Городское и крестьянское население пострадало, а образ Реформации потускнел. В выигрыше оказались только князья.
Крестьяне, потребовавшие гражданских прав в соответствии с евангельскими заповедями, на целое столетие опередили свое время. "Двенадцать крестьянских статей ", наряду с памфлетом Хубмайера "Еретики и те, кто их сжигает", это призыв к религиозной свободе и социальной справедливости.
W.N.Kerr(пер. ю.т.) Библиография: H.J. Hillerbrand,TheReformadon in Its Own Words; B.J. Kidd,Documents Illustrative of the Continental Reformation, #83; R. W. Scribпег, "77((? German Peasants War", inS. Ozment,Reformotion Europe: A Guide to Research.
См. также: Хубмайер, Бальтазар; Радикальная реформация ; Цвиккауские пророки.