ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ»
Die beiden Grundprobleme der Ethik, 1841) —книга А. Шопенгауэра, в которой он объединил конкурсные трактаты «О свободе воли» (1837) и «Об основе морали» (1839), посвященные метафизическому и эмпирическому обоснованию нравственности.
В 1-м трактате, опираясь на протестантскую теологию М. Лютера и детерминизм Т. Гоббса, Дж. Пристли, Б. Спинозы, Шопенгауэр доказывает иллюзорность свободы воли. Интеллект позволяет человеку подняться на высшую ступень причинности—мотивацию, обусловливающую его действия не механическим толчком, органической раздражимостью или наглядными представлениями, а понятиями, способными сохранять прошлое и предвосхищать будущее. Развитие интеллекта расширяет круг понятий и, следовательно, мотивов, но не влияет на их выбор. Поведение предопределено «эмпирическим характером» человека. Это заимствованное у И. Канта понятие относится и к этосу, и к природе, т. к. оно обозначает сплав добродетелей и пороков, врожденный (наследуемый от отца), неизменный и рационально не объяснимый. Проблема свободы перенесена Шопенгауэром из плоскости действия в плоскость бытия, воли как вещи в себе, где она теряет ясные очертания. Человек отвечает не за действия, а за эмпирический характер, но при этом не выбирает его и не может изменить. Последнее определяющее основание действия не во власти человека. Отрицая свободу воли как способность к творческому преобразованию, Шопенгауэр делает шаг назад в сравнении с пониманием морали немецкой классической философией. Мораль как продукт культуры (намеренного приобретения) объявляется притворством, а вся сфера должного растворяется в сущем.
Во 2-й работе Шопенгауэр ограничивает мораль не только сферой сущего, но и отношением одного человека к другому (живому существу вообще), совершенно исключив из нее отношение к самому себе. Основу морали он призывает искать не в априорных принципах разума, а в человеческой природе. Такой основой служит не кантовский категорический императив — искусственная, безжизненная конструкция, а эмпирически фиксируемое побуждение.
Отклоняя долг (уважение к закону), совесть, чувство достоинства как побуждения, не свободные от своекорыстия, Шопенгауэр считает единственно чистым моральным мотивом сострадание—участие в чужом страдании и готовность способствовать его устранению. Онтологическим основанием сострадания выступает сущностное единство всего живого, восходящее к единству мировой воли, которое распадается на множество отдельных воль лишь в представлении (подобно индуистской майе). Мораль в целом свидетельствует об иллюзорности этого множества. Из сострадания как ее основы вырастают две кардинальные добродетели: справедливость, которая выражается принципом «neminem laede» («никому не вреди») и запрещает использовать чужие страдания как средства достижения собственного блага, т. е. насилие и обман; и человеколюбие с его принципом «omnes, quantum potes, juva» («все, что можешь, поддерживай»), предписывающее активное содействие чужому благу. Все остальные добродетели выводятся из этих двух. В человеческой природе им противостоят антиморальные силы: справедливости—животный эгоизм как безоглядное влечение к собственному благу, человеколюбию—дьявольская злоба, стремящаяся к чужим страданиям как к самоцели. Преобладание моральных или антиморальных сил обусловливает этическую разницу характеров: сострадательного, эгоистического и злобного.
Идеи «Двух основных проблем этики» оказали влияние на ницшеанскую, фрейдистскую и др. концепции морали. Лит.: Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992; Чанышев А. А. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты.—«ВФ», 1988, №2; Pisa К. Schopenhauer: Kronzeuge einer unheiligen Welt. Wen.—B., 1977.
А. П. Скрипник

Источник: Новая философская энциклопедия

ДВЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ
(«Die beiden Grundprobleme der Ethik», 1841) — книга А.Шопенгауэра, в к-рой он объединил конкурсные трактаты «О свободе воли» (1837) и «Об основе морали» (1839). Сквозная тема трактатов, развивающих этические идеи главного шопенгауэровского труда «Мир как воля и представление», — проблема онтологических оснований морали.
В первом трактате доказывается, что мораль не может быть основана на свободе воли. Опираясь на протестантскую теологию М.Лютера и детерминизм Т.Гоббса, Дж.Пристли, Б.Спинозы, Шопенгауэр объявляет свободу воли иллюзией. Человек, принадлежащий миру явлений, не может произвольно разорвать цепь причинных связей. Обладание интеллектом позволяет ему только подняться на высшую ступень причинности - мотивацию, в к-рой его действия обусловлены не механическим толчком, не органической раздражимостью и не наличными (здесь и теперь) представлениями животных, но абстрактными представлениями (понятиями), способными сохранять прошлое и предвосхищать будущее. Развитие интеллекта расширяет круг понятий и, следовательно, мотивов, но не влияет на их выбор. Основным детерминирующим фактором Шопенгауэр провозглашает «эмпирический характер» человека (термин, заимствованный у И.Канта). Этот характер имеет явную моральную окраску, т.к. слагается из добродетелей и пороков, но в остальном не отличается от природы, будучи врожденным (наследуемым от отца), неизменным и рационально не объяснимым. Проблема свободы перенесена у Шопенгауэра из плоскости действия в плоскость бытия, воли как вещи в себе и теряет там ясные очертания. Человек, по Шопенгауэру, отвечает не за свои действия, а за свой эмпирический характер, но при этом не выбирает его и не может изменить. Последнее определяющее основание действия не во власти человека. Оно исходит из глубины, куда не проникает свет познания. Отрицая свободу воли как способность творить, изменять данное, Шопенгауэр делает шаг назад в сравнении с пониманием морали нем. классической философией. Мораль как продукт культуры (намеренного приобретения) объявляется притворством, а вся сфера должного растворяется в сущем. Во второй конкурсной работе Шопенгауэр ограничивает мораль не только сферой сущего, но и отношением одного человека к другому, совершенно исключив из нес отношение к самому себе, принципиальное для этики Канта, а еще раньше Г.ВЛейбница. Основу морали он призывает искать не в априорных принципах разума, а в природе человека. Такой основой не может служить кантовский категорический императив. Будучи пережитком теологической этики, он является искусственной, не имеющей значения для жизни философской конструкцией. Основанием существования и познания морали служит побуждение к поступкам подлинной моральной ценности. Таковыми не могут быть ни долг (уважение к закону), ни совесть, ни чувство достоинства, поскольку эти побуждения не свободны от своекорыстия. Следуя нравственному пафосу буддизма, Шопенгауэр считает единственно чистым моральным мотивом сострадание - участие в чужом страдании и готовность способствовать его устранению. Онтологическим основанием сострадания выступает сущностное единство всех живых существ, восходящее к единству мировой воли, к-рая распадается на множество отдельных воль лишь в представлении. Мораль в целом свидетельствует об иллюзорности этого множества. Из сострадания как ее основы вырастают две кардинальные добродетели: справедливость и человеколюбие. Справедливость, выражаемая принципом «Neminem lacde» («Никому не вреди»), запрещает использовать чужие страдания как средства достижения собственного блага, прибегать для этой цели к насилию и обману. Человеколюбие с его принципом «Omnes, quantum potes, juva» («Насколько можешь, помогай всем») предписывает активное содействие чужому благу. Из этих добродетелей аналитически выводятся все остальные. Мораль античности и иудаизма ограничилась, как считает Шопенгауэр, справедливостью; человеколюбие было утверждено на Востоке буддизмом, брахманизмом и конфуцианством, на Западе — христианством.
В человеческой природе этим добродетелям противостоят антиморальные силы: справедливости — животный эгоизм как безоглядное влечение к собственному благу; человеколюбию — дьявольская злоба, стремящаяся к чужим страданиям как к самоцели. Преобладание моральных или антиморальных сил обусловливает этическую разницу характеров: сострадательного, эгоистического и злобного. Этика может только описать и прояснить характеры, но не преобразовать их. Идеи «Д.о.п.э.» оказали влияние на ницшеанскую, фрейдистскую и др. концепции морали. Лит.: Чанышев А.А. Этика Шопенгауэра: теоретический и мировоззренческий аспекты // Вопр. филос. 1988. № 2; Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992; Cresson A. Schopenhauer, sa vie, son oeuvre. Paris: Presses Univ. de France, 1962; Gardiner P. Schopenhauer. Harmondsworth: Penguin Books, 1963; Pisa K. Schopenhauer: Kronzeuge einer unheilien Wfelt. Wien.-B.: NefT, 1977. А.П.Скрипник

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001