ДВЕ ИСТИНЫ
ДВЕ ИСТИНЫ
(санскр. dve satye, тиб. bden gnyis) — махаянское учение о двух уровнях знания, своими корнями уходящее в раннебуддийскую доктрину о различии подходов в обучении. Это учение Нагарджуна установил в качестве важнейшей опоры доктрины мадхьямаки. В «Мула-мадхьямака-карике» (XXIV, 8–10) он провозгласил: «Законоучение Просветлённых будд покоится на двух истинах: истине обусловленной (сокрытой) мирскими значениями (лока-самврити-сатья) и истине наивысшего смысла (абсолютной — парамартха). Те, которые не знают различия между этими двумя истинами, не знают сокровенной сути (высшей реальности — таттва) в буддийском Учении. Без опоры на обыденное значение (вьявахара) не постигнуть наивысший смысл. Без обретения абсолютного смысла не достигнуть прекращения череды рождений — нирваны». Чандракирти в «Прасанна-паде» так прокомментировал эти слова: «Законоучение Благодатных и Просветлённых (будд) возникает, опираясь на эти две истины… Истина называется «обусловленной (сокрытой) значениями», если она целиком скрывает (окутывает) высшую реальность (таттва) значениями слов. Смысл в том, что благодаря опоре друг на друга взаимозависимое существование является обусловленным (сокрытым) значениями. Смысл ещё и в том, что образ действий (поведение — вьявахара) в обществе основан на соглашении, согласно которому имеются обозначение и обозначаемое, знание и познаваемое». Контекст учения см.: Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности… С. 413– 415, 496. Чандракирти точно следовал смыслам Учения, заданным Шакьямуни, поскольку Д.и. не противостоят друг другу, как высшая и низшая, а являются истинами двух уровней сознания — обыденно-разумного и духовно-созерцательного, и посему они равнозначны. Поэтому «истина, обусловленная мирскими значениями» не есть нечто менее истинное, чем «истина наивысшего смысла». Однако если первая постигается через обыденные навыки и положительные познания, то вторая открывается в мгновения интуитивного прорыва к незнаковой реальности. Интуитивную истину наивысшего смысла нельзя обрести без опоры на выводное знание, на язык и мышление.