вопрос об отношении души и тела возникает благодаря опыту, которому человек подвергает сам себя. Уже поверхностное самонаблюдение приводит с неизбежностью к таким, например, вопросам: Как получается, что пучок разноцветных световых лучей создает у меня восприятие «союзного флага»? Каким образом может вообще получиться, что физико-химические процессы, совершающиеся в сетчатке моего глаза, имеют своим результатом нечто психическое (например, восприятие)? Каковы отношения между внешним миром, моим телом и моей душой? Отношения между душой и телом под названием психосоматики играют центральную роль в современной медицине, психотерапии и психопатологии. Наука с несомненностью установила, что не только переживания внешнего мира зависят от физико-химических процессов в организме, но также и наши мышление, чувства, желания, настроения и т. д. Как могут подобные переживания внутреннего мира (которые вызываются и переживаниями внешнего мира) привести к движению моего тела; как, например, мое желание поднять руку может вызвать движение руки (т. е. физико-химический процесс в мышцах)? Весь вопрос сводится к проблеме: как психическое влияет на физическое, и наоборот (психофизическая проблема)? Важнейшими попытками решения этой проблемы являются: 1) теория психофизического параллелизма, которая в настоящее время отошла в прошлое; 2) теория психофизического взаимодействия, которая, кажется, значительно ближе подходит к истине; 3) восходящий к Аристотелю гилеморфизм; 4) восходящая к Э. Бехеру гипотеза виртуальности (см. Виртуальности гипотеза); 5) психоматическая попытка решения проблемы об отношении души и тела (см. Глубинная психология). Наряду с этими имеются теории, которые пытаются решить проблему отношения души и тела путем отрицания принципиального различия между душой и телом; наиболее известно положение Л. Клагеса: «Тело есть явление души, а душа — смысл телесного явления». Назовем другие теории, теперь уже более не развиваемые наукой. Группа I: существует либо тело, либо душа — 1) существует лишь душа, поскольку тело есть лишь «мое представление» (Лейбниц, Беркли, отчасти Шопенгауэр); см. Спиритуализм; 2) существует только тело в материалистическо-механистическом смысле, душа же только одна из различных его функций (Ламетри, Молешотт); см. Материализм. Группа II: существует как тело, так и душа — 3) связь между душой и телом осуществляется благодаря функциям шишковидной железы (Декарт); 4) отношения между душой и телом опосредуются чисто душевными процессами (романтизм), магический идеализм (см. Идеализм); 5) душа и тело совершенно разделены; в душевных порывах проявляется забота Бога о соответствующих движениях тела, и наоборот (Мальбранш, Гейлинкс); см. Окказионализм. Ср. Память, Основное отношение, Психофизический уровень, Действительность.
Е. Becher. Gehirn u. Seele, 1911; К. Jaspers. Allg. Psychopathologie, 1913; R. Reininger. Das psychophys. Problem, 1916; M. Haubfleisch. Wege zur Lösung des L.-
S. -Problems, 1929; A. Wenzl. Das L.-S.-Problem im Lichte der neueren Theorien der physischen und seel. Wirklichkeit, 1933; W. Metzger. Psychologie, 1941; M. Planck. Scheinprobleme der Wiss., 1946; H. Conrad-Martius. Bios u. Psyche, 1949; G. Liewerth. Der Mensch u. sein Leib, 1953; O. Schulze-Wegener. Der L.-S.-Zusammenhang u. die wiss. Forschung, 1967; E. P. Polten. Critique of the Psycho-Physical Identity Theory, Den Haag, 1973; J. Seifert. Das L.-S.-Problem in der gegenwärtigen philos. Diskussion, 1979, 1989; M. Bunge. The Mind-Body-Problem. Oxford, 1980; H. Holzhey, J.-P. Leyvraz (Hgg.). Körper, Geist, Maschine, 1987; H. Hastedt. Das L.-S.-P., 1988.
ДУШИ И ТЕЛА ПРОБЛЕМА
ДУШИ И ТЕЛА ПРОБЛЕМА
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961