(Durandus a Sancto Portiano; Durand de Saint-Pourçain) (ок. 1270/ 75, Сен-Пурсен-сюр-Сьёль – 1334, Мо) – философ и теолог, «доктор всеразрешающий» (doctor resolutissimus); член Доминиканского ордена (ок. 1290). Учился в орденской школе СенЖак в Париже и в Парижском университете (с 1303). Магистр и доктор теологии Парижского университета (1313), лектор при папской Курии в Авиньоне (1313); епископ Лимо (1317), Ле-Пюи (1318), Мо (1326). Хотя общий характер теолого-философской мысли Д. близок взглядам Уильяма Оккама, он вошел в 1326 в папскую комиссию, осудившую 51 положение последнего. В споре же папы Иоанна XXII и императора Людвига IV Баварского он также занял сторону папы: эта позиция выразилась в работе «Об источнике юрисдикции, или О церковной юрисдикции и о законах» (De origine jurisdictionum sive De jurisdictione ecclesiastica et de legibus, 1328). Несмотря на орденскую принадлежность и осуждение орденом его номинализма, в комментариях к «Сентенциям» Петра Ломбардского (третья версия 1327), – а также в «Кводлибетах», «Вопросе о природе познания», «Вопросах о свободном произволении» и др., – Д. выступает против ряда положений томизма как официальной доминиканской доктрины. Согласно его убеждению, высшим философским авторитетом является разум, однако в сферу его компетенции не входят вопросы веры. Реальным бытием обладают лишь индивидуальные сущности, для которых принципом индивидуации служат сами действующие причины вещей. Общее, являясь предметом мышления, производится им же в процессе абстрагирования от индивидуальных свойств: универсалия есть лишь менее определенное обозначение познаваемого объекта. Считая, что для объяснения познания не требуются никакие посредствующие звенья, Д. отрицает реальность умопостигаемых образов и, как следствие, различие деятельного и возможностного интеллектов (intellectus agens et intellectus possibilis). Он выступает и против томистского различения сущности и существования во всех сотворенных вещах. Учение Д., предвосхитившее основные положения оккамизма, пользовалось большой популярностью (в частности у Жана Жерсона).
Соч.: De origine jurisdictionum sive De jurisdictione ecclesiastica et de legibus. Parisiis, 1506; In Sententias theologicas Petri Lombardi Commentariorum libri IV. Lugduni, 1569; Quaestio de natura cognitionis. Münster, 1929; Tractatus de habitibus. Münster, 1930. Лит.: Koch, J. Durandus de Sancto Porciano, O.P.: Forschungen zum Streit um Thomas von Aquin zu Beginn des XIV. Jahrhundert. Münster, 1927;Stella, P. T. Le «Quaestiones de libero arbitrio» di Durando da S. Porciano // Salesianum. 1962. № 24. А.М. Шишков