ДУН-ЦЗИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДУН-ЦЗИН

кит. движение—покой) — одна из основных категориальных оппозиций по модели чнь ян в китайской философии. В «Дао дэ цзине» «движением (подвижностью, действием—лун) дао» объявлена «возвратность» (фань), подразумевающая цикличность любых мировых процессов, которые ведут к их собственному «истоку»; «возвращение к корню» определяется как «покой». Согласно «Хуайнань-цзы», «человек от рождения пребывает в покое», который выступает исходным атрибутом «[индивидуальной] природы» (син). Ван Su уподобил возникновение «движения» из «покоя» рождению «наличия/бытия» из «отсутствия/небытия» (см. Ю— у) и «пустоты» (сюй, см. Сюй—ши). Остановка «движения» означает состояние «покоя», который вместе с тем «не противостоит движению», а как бы потенциально его содержит.
Онтологическая первичность «покоя» признавалась большинством крупнейших мыслителей-неоконфуцианцев. Чжан Цзай сформулировал тезис: «движение не приходит извне». Причина «коловращения вещей» изначально присутствует в мироздании в виде «импульса» (цзи): само «движение» содержится в «покое» и потенциально безгранично. Чжоу Дуньи усматривал в «движении Великого предела (тай цзи)» причину рождения силы ян, а в «покое Великого предела» — порождающее начало инь. «Покой» и «движение» — «корни» друг друга; доходя до предела, они последовательно сменяются противоположностью. Как атрибуты «вещи», они взаимоисключающи: «покой» соотнесен с «отсутствием/небытием» и «безмятежностью [сознания и психики]», а «движение»—с «наличием/бытием» и реагирующе-воспринимающим «осознанием» (цзюэ). Вместе с тем в сфере собственно сознания и психики эта антиномия утрачивает прямой смысл: атрибутами «духа» (конь) являются «движение, заключающееся в отсутствии движения», и «покой, заключающийся в отсутствии покоя». Положение «Хуайнань-цзы» об исходном «покое», в котором пребывает изначальная «природа» человека, преобразовано Чжоу Дуньи в принцип «главенства покоя» (чжу цзин), подразумевающий упор на медитативную отрешенность в практике умственного совершенствования. Главный создатель «учения о принципе» (ли сюэ) Чжу Си отождествил «Великий предел» со структурообразующим началом (ж-принципом), содержащим в себе «движение и покой». Они соотносятся друг с другом как «тело/субстанция — функция/акциденция» (»то—гон), неразделимые в «небесном принципе» (тянь ли): «покой—это тело Великого предела, движение—функция Великого предела». «Движение» не устраняет «покоя» — он может быть просто неразличим, так же как «движение» в состоянии «покоя». Медитативная практика «подвижничества» (гунфу), по Чжу Си, предусматривает такое «проникновение в покой и движение», когда «основой» (бэнь) становится «покой». У ведущего мыслителя направления синь сюэ («учение о сердце») Ван Янмина понятие «покой» .сопряжено с «принципом» и представлением о «высшем добре» (цзи шань), а «движение»—с «пневмой» (ци) и наличием соотносительных добра и зла. Высшая реальность «благого знания» (ляп чжи) — врожденного интуитивного «знания блага» — лишена и «движения», и «покоя». Как и Чжу Си, Ван Янмин соотносил «покой» с «субстанцией», а «движение»—с «функцией», тем самым отдавая приоритет «покою». Оспаривая тезис Чжоу Дуньи о противоположности «покоя» и «движения», Ван Янмин в то же время продолжил его мысль о познавательно-чувственной сфере, в которой противопоставление «движения» и «покоя» утрачивает смысл. Однако он отрицал связь «покоя» с «отсутствием/небытием», «движения»—с «наличием/бытием» и соотносил «покой» с постоянной «пробужденностью сознания» (цзюэ) и «реагентностью» (ин), т. е. готовностью к реакции на объект (вещь, явление, мысль, эмоцию и т.п.), а «движение» — со «стабилизацией [сознания]» (дин) и «безмятежностью» (цзи). Склонный к материализму Ван Фучжи в противоположность большинству ведущих философов-неоконфуцианцев отдавал приоритет «движению», характеризуя его как «основу Великой пустоты». Категории «движение» и «покой» продолжают играть существенную роль в теории традиционной китайской медицины и особенно—психофизиологического тренинга. Лит.: Кабзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 110, 129, 219, 269 и др.
А. Г. Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия

ДУН - ЦЗИН
Движение - покой". Терминологич. выражение филос. дихотомии. Впервые она встречается в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.), где "движением (подвижностью, действием - дун) дао" объявлена "возвратность" (фань), подразумевающая цикличность любых мировых процессов, к-рые ведут к их собств. "истоку". Каждое "возвращение (фу) к корню" равнозначно состоянию "покоя" ("спокойствия, невозмутимости" - цзин [2]) и является "восстановлением (возвращением - фу, т.е. реализацией) предопределения (мин [1])". В "Си цы чжуани" (4 в. до н.э.), главном филос. коммент. к осн. корпусу "Чжоу и", "движение" выступает аналогом частных "изменений" (бянь), заключенных в условном пространстве "вытесняющих (подталкивающих - туй) друг друга" противоположных свойств - "жесткости" (ган) и "мягкости" (жоу); акцентируется имманентность "движения" "предопределению/жизненности" - первое непосредственно заключено во втором. Уже в протодаос. текстах 4 - 2 вв. до н.э. начинает проявляться идея первичности или главенства "покоя" по отношению к "движению". В "Дао дэ цзине" "покой" толкуется как "господин стремительности", т.е. начало, от к-рого зависит выражение его противоположности. Согласно "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), "человек от рождения пребывает в покое", выступающем исходным атрибутом человеч. "природы" (син [1]), на к-ром строятся все др. качества. Согласно учению представителя филос. направления сюань сюэ Ван Би (3 в.), акцентировавшего онтологич. первичность "отсутствия/небытия", "наличие/бытие" возникает из "пустоты" (сюй) так же, как "движение" берет начало в "покое". Остановка "движения" означает состояние "покоя", к-рый вместе с тем "не противостоит движению", как бы потенциально его содержит. Буддист Сэнчжао (кон. 4 - нач. 5 в.) постулировал тяготение любого "движения" к "покою" - исходному состоянию, атрибутом к-рого является "постоянство"- чан [2]. Т.о. "покою" впервые в кит. мысли отчетливо вменено качество, в классич. кит. философии считающееся атрибутом дао. Онтологич. первичность "покоя" в той или иной степени признавалась большинством крупнейших мыслителей-неоконфуцианцев. Чжан Цзай (Ив.) сформулировал тезис "движение не приходит извне" (дун фэй цзы вай); причина "коловращения вещей" изначально присутствует в мироздании в виде внутр. "импульса" (цзи [1]): само "движение" содержится в "покое" и потенциально безгранично. Чжоу Дуньи (11 в.) усматривал в "движении Великого предела (mafi цзи)" причину рождения силы ян [1], а в "покое Великого предела" - порождающее начало инь [1]. "Покой" и "движение" - "корни" друг друга; доходя до предела, они последовательно сменяют друг друга. Как атрибуты "вещи" (у [3]) они взаимоисключающи: "покой" соотнесен с "отсутствием/небытием" (у [1], см. Ю - у) и "безмятежностью [сознания и психики]", а "движение - с "наличием/бытием" (ю) и "пробужденностью сознания", "осознаванием" (цзюэ). Вместе с тем в сфере собственно сознания и психики эта антиномия утрачивает прямой смысл: атрибутами "духа" (шэнь [1]) являются "движение, заключающееся в отсутствии движения", и "покой, заключающийся в отсутствии покоя". Положение "Хуайнань-цзы" об исходном "покое", в к-ром пребывает изнач. "природа" человека, преобразовано Чжоу Дуньи в принцип "главенства покоя" (чжу цзин), подразумевающий упор на медитативную отрешенность в практике умственного совершенствования. Гл. создатель "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) отождествил "Великий предел" со структурообразующим началом - "принципом" (ли [1]), содержащим в себе "движение и покой". Они соотносятся друг с другом как "тело/субстанция - функция/акциденция" (ти - юн), неразделимые в "небесном принципе" (тянь ли): "Покой - это тело Великого предела, движение - функция Великого предела". "Движение" не устраняет "покоя". Покой м.б. просто неразличим, так же как "движение" в состоянии "покоя". Медитативная практика "подвижничества" (гунфу), по Чжу Си, предусматривает такое "проникновение в покой и движение", когда "основой" (бэнь) становится "покой". У Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) понятие "покой" сопряжено с "принципом" и представлением о деонтологич. "высшем благе" (цзи шань), а "движение" - с "пневмой" (ци [1]) и наличием соотносительных добра и зла. Причем высшая реальность, в качестве к-рой выступает "первосущность благосмыслия" - врожденного интуитивного знания, лишена и "движения", и "покоя". Как и Чжу Си, Ван Янмин соотносил "покой" с "субстанцией", а "движение" - с "функцией", тем самым отдавая приоритет "покою". Оспаривая тезис Чжоу Дуньи о противоположности "покоя" и "движения", Ван Янмин в то же время продолжил мысль Чжоу Дуньи о познавательно-чувственной сфере, в к-рой противопоставление "движения" и "покоя" утрачивает смысл. Он отрицал связь "покоя" с "отсутствием/небытием", "движения" - с "наличием/бытием" и соотносил "покой" с постоянной "пробужденностью сознания" (цзюэ) и "реагентностью" (ин), т.е. готовностью к реакции на объект (вещь, явление, мысль, эмоцию и т.п.), а "движение" - со "стабилизацией [сознания)" (дин) и "безмятежностью" (цзи [4]). Не Бао, ученик Ван Янмина, подчеркивал необходимость "главенства покоя" для "овладения движением Поднебесной" - проникновения внутрь сокровенных движущих сил Вселенной. Мыслитель-материалист Ван Чуаньшань (17 в.) в противоположность большинству ведущих философов-неоконфуцианцев отдавал приоритет "движению", характеризуя его как "основу Великой пустоты", а сами "движение и покой" связывал с взаимодействием субстантивированных сил инь ян: "Предел движения есть покой, предел покоя есть движение... [где] есть движение - [там] появляется покой, [где] есть покой - [туда] возвращается движение, покой уже содержит [в себе] круговое движение, движение не отбрасывает покоя". Категории "движение" и "покой" продолжают играть существенную роль в теории традиц. кит. медицины и особенно - психофизиологии, тренинга, где они применяются для описания физич., физиологич. и психич. процессов и состояний. **Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII в. Ван Чуаньшаня. М., 1976. С. 95 - 6; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. ПО, 129, 219, 269 и др.; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 130 - 8. А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
14.37 мб

Генеральный план парка Цзиньминчи в городе Дунцзин (современный Кайфэн) времён династии Северная Сун

Шевченко Марианна Юрьевна
Парк Цзиньминчи знаменитый императорский парк времён династии Сунн, распологался на западе от столичного города Дунцзин (современный Кайфэн) за пределами городских стен.
Читать PDF
161.34 кб

О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и юань: Ч. 3: Ао-дунь Мяо-ш

Белая Ирина Витальевна
Статья посвящена изучению становления женской монашеской традиции в даосской школе Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь) в эпохи Цзинь (1115-1234) и Юань (1271-1368).