ДУХОВНЫЙ КОЛОНИАЛИЗМ

Найдено 1 определение
ДУХОВНЫЙ КОЛОНИАЛИЗМ
империалистическая система идеологического воздействия на массовое сознание и социальную психологию народов стран Азии, Африки и Латинской Америки в целях обоснования, оправдания и закрепления их неравноправного, зависимого, эксплуатируемого положения в мировом капиталистическом хозяйстве. Д. к. зародился в эпоху колониальных захватов на основе расистских теорий о превосходстве белой, «высшей» расы над остальными, «низшими» расами, о биологической ущербности, физической и психологической неполноценности «цветных» и «черных» народов, об их мнимой неспособности к самостоятельному развитию. Колонизаторы стремились уничтожить самобытную культуру угнетенных наций, навязать им представления о буржуазной этике, эстетических ценностях и социальных ориентирах капиталистического общества как о высших достижениях культуры господствующей белой расы. По мере развития освободительного движения, роста национального самосознания порабощенных народов, буржуазная пропаганда старается замаскировать расистскую сущность Д. к., выдвигая на передний план надклассовую концепцию о превосходстве культуры развитого Запада над культурой «отсталого Востока». В неприкрытом виде расизм, однако, остается господствующей идеологией режима апартеида в ЮАР, правящих сионистских кругов Израиля (см. Расовая дискриминация, Сионизм).
В эпоху крушения колониальной системы империализма, становления десятков молодых суверенных государств классовой функцией Д. к. становится идеологическое обоснование и пропагандистское обеспечение неоколониализма, осн. целью к-рого является внедрение в массовое сознание освободившихся народов идеи об исторической закономерности и необходимости следования по капиталистическому пути развития. Для этого применяется весь широкий спектр средств «информационного империализма»: печать, радио, телевидение, кино. Используя чрезвычайную слабость материальной базы средств массовой информации стран Азии, Африки, Латинской Америки, Запад ведет в них широкомасштабную пропагандистскую кампанию, направленную на прославление частнособственнической инициативы, буржуазного образа жизни, насаждение стереотипов «массовой культуры», культа силы, секса, вседозволенности, предание анафеме идеалов добра, социальной справедливости, воспитание ненависти к СССР, др. социалистическим странам, к коммунистическим идеям.
Народы освободившихся стран, в первую очередь государств социалистической ориентации, ведут все более активную борьбу против Д. к. В возрождении национальной культуры они видят средство духовного раскрепощения людей. В странах Азии, Африки, Латинской Америки восстанавливаются разрушенные колонизаторами памятники архитектуры, создаются национальные школы живописи, ансамбли народного танца, песни, театральные студии, обращающиеся в своем творчестве к народной традиции. В ряде освободившихся стран возрождение традиционных духовных ценностей, в частности религиозных, проходит под лозунгами национальной исключительности и замкнутости, отрицания какой бы то ни было значимости достижений западной культуры.
На этой почве возникают концепции т. н. «эндогенного развития» африканских народов, негритюда и т. д. Это ведет к негативным последствиям, застою и даже регрессу в духовной жизни народов. Напротив, там, где многовековая культура народов развивающихся стран не противопоставляется культуре Запада, процесс становления национальной самобытности, пробуждения и развития национального самосознания протекает более плодотворно.
Стремясь покончить с засильем буржуазных средств массовой информации, эти страны выдвигают требование об установлении нового международного информационного порядка, создают собственные информационные агентства и международные объединения, такие, как Пул информационных агентств неприсоединившихся стран, ПАНА, ОАНА, развивают равноправное сотрудничество с органами массовой информации стран социализма.
Советский Союз, др. социалистические страны противопоставляют Д. к. марксистскую концепцию общечеловеческой значимости и ценности всех национальных культур. Они выступают за широкое развитие международных культурных связей как средства взаимного обогащения духовной жизни народов. Примерами таких связей стали фестивали Индии в СССР и СССР — в Индии.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.