высшие идеальные потребности, являющиеся основой религиозного, научного, этического, эстетического познания и понимания мира и самого себя в нём. Д. п. не являются врождёнными. Они формируются в процессе индивидуального развития личности в обществе. Важнейшими этапами появления Д. п. являются социализация ребёнка, попечение со стороны родителей, воспитание и образование, игровая деятельность, усвоение абстрактных понятий и понимание их смыслов, например, понятий «истина – ложь», «правда – обман», «добро – зло», «честное – бесчестное», «совесть – бессовестность», «красота – уродство», «возвышенное – низменное».
Духовность – состояние человека, в котором он осуществляет поиск и практическую деятельность по преобразованию самого себя, самосовершенствованию, самоопределению, необходимые для достижения истины, добра, красоты и гармонии. Д. предполагает определённую отстранённость, сведение к минимуму и даже отказ от примитивных и грубых чувственных влечений, материальных потребностей, желаний, интересов (182). Эпитет «духовный» прилагается к словам: близость, установка, начало, опора, устои, облик, здоровье, единство, красота, личность, поиск, обновление, способности, практика, уклад, развитие, наследие, жизнь. Существует и обратный, отрицательный ряд понятий: злой дух, нечистый дух, дух растления. Здесь эпитет «духовный» прилагается к словам с негативным значением: варварство, слабость, слепота, искушение, идол, насилие, геноцид, рабство, смерть.
Антитезой Д. является бездуховность – состояние сознания, поведение и деятельность человека не выходящие за пределы утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой и рутиной обыденной жизни, порабощённое потребительскими интересами и удовлетворением биологических и физиологических потребностей.