ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Духовные христиане
группа христ. сект (христоверы, скопцы, духоборы, молокане), вероучение к-рых основано на т. н. «духовном» толковании «свящ. писания». Бога Д. х. представляют как вездесущего духа, являющегося творящим началом всего существующего. Душа человека рассматривается как частичка всепроникающего духа, в к-рой постоянно пребывает бог. Д. х. отрицают божественную сущность Иисуса Христа, богородицы, всех святых, а также священников в качестве посредников между богом и людьми. Они создали культ непосредственного общения с богом, признаком чего для них является религ. экстаз. Веря в воплощение и перевоплощение святого духа в живых людей, Д. х. создают своих христов, вождей, пророков, живых богов и т. п. До наст. вр. из Д. х. сохранились небольшие общины и локальные группы, состоящие в основном из представителей старшего поколения.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ
общее название нескольких течений старого рус. сектантства дореформенного происхождения, возникших на основе соц.-политич. протеста крестьянских масс против феод.-помещичьего строя и освящавшей его господств, правосл. церкви. Генетически Д. х. связаны с христововерием. В кон. 60-х гг. 18 в. произошло разделение Д. х. на молокан и духоборов. Духовное христианство было выражением оппозиции православию со стороны прежде всего гос. крестьян, однодворцев, отличавшихся хоз. самостоятельностью и менее обремененных патриарх, традициями. Соц. смысл понятия «духовное христианство» и утверждаемая им система ценностей выходят далеко за пределы религ. сектантства. Выражая свой антифеод, протест в ре-лиг. понятиях, Д. х. выступали как поборники «вечной», «божеств. духовной истины», к-рую они стремились очистить от «мертвящего обрядоверия». Они призывали своих последователей доверяться не «внешним законам», а «внутреннему», воплощенному в «духе и истине разума и совести человека». Отрицая преклонение перед «кумирами», они требовали почитания человека, поскольку в человеке обитает дух божий. Д. х. не просто отрицали обществ, порядки царской России, но одновременно утверждали новую систему гума-нистич. ценностей. Это связано прежде всего с оценкой значения человеч. разума и деятельности человека, с утверждением самоценности личности, свободной воли человека, чувства и сознания человеч. достоинства, права на убеждение, с подчеркиванием большой роли нравств. начала в жизни людей и т. д. В учении Д. х. о человеке как «живом храме», как «чудном, дивном творении божьем» (духоборы), как обладателе «духовного разума» (молокане), в представлениях о «самовластии» человека, «могуществе его души», будущих свободе и равенстве был заложен глубокий гуманистич. потенциал, обусловленный крестьянско-демократич. происхождением духовного христианства. В идеалах Д. х. отражались и облеченные в релит, оболочку соц. утопии крестьянских масс, их мечты о бес-клас. об-ве.

Источник: Атеистический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
199.40 кб

Русский примитивизм и духовное христианство

Федотова Наталья Фагимовна
Статья посвящена поискам причин обращения отечественного искусства начала ХХ века к феномену примитивного. Изучение творчества и судьбы А.М.
Читать PDF
3.35 мб

Аскеза - стержень духовной жизни христианина

Елисеев Станислав Александрович
В статье рассматривается христианская аскеза в точки зрения религиозной феноменологии. Автор анализирует аскетику сквозь призму исихастского богословия.
Читать PDF
227.07 кб

Христианские антиномии в современной духовной поэзии

Татаринова Л. Н.
Проблема статьи основана на длительной традиции изучения категории «антиномия» в истории философии от эпохи античности до начала ХХ века. Особое значение имеет антиномическое мышление для духовной жизни в ХХ веке.
Читать PDF
333.92 кб

Духовные предпосылки принятия христианства в Армении

Рафаель Папаян
В статье армянская дохристианская религия рассматривается в сопоставле-нии с классическим язычеством и зороастризмом, имевшим большое влияние вближневосточном регионе.
Читать PDF
2.69 мб

Духовное образование на христианском Востоке (I-VI вв.)

Иларион Алфеев
Читать PDF
150.11 кб

Психологическое здоровье и христианская духовная традиция

Шувалов Александр Владимирович
Автор предпринимает попытку соотнесения рационального психологического знания и христианской антропологии в понимании сущности здоровья человека.
Читать PDF
15.13 мб

“духовные христиане”: религиозное своеобразие и этика труда

Коваль Татьяна Борисовна
В России, как и в большинстве стран Европы, определенную роль в отношении к труду и к хозяйству сыграло христианство. Но мы привыкли считать, что понятия “Россия" и “православие' неотделимы. Так ли это?
Читать PDF
15.13 мб

“духовные христиане”: религиозное своеобразие и этика труда

Б. Коваль
России, как и в большинстве стран Европы, определенную роль в отношении к труду и к хозяйству сыграло христианство. Но мы привыкли считать, что понятия 1‘Россия" и “православие' неотделимы. Так ли это?
Читать PDF
2.45 мб

Мужество - дело духовное (герменевтика христианской добродетели)

Гришин Сергей Николаевич
В статье раскрывается церковный смысл понятия мужества как доминирующего проявления высших духовных сил человека в его жизнедеятельности.
Читать PDF
345.69 кб

Христианская антропология Вл. Соловьева: грани духовности личности

В. Г. Малая
Читать PDF
977.60 кб

«Выживание российской духовности» как восьмое христианское таинство

Малащенко Владимир Владимирович
…центральное место в книге занимает обращение автора к исследованию явления провинциализма. Понятие «провинциализм» в размышлениях Альберта Сергеевича не хронотопическое, а духовное.
Читать PDF
198.32 кб

Специфика духовного образования в православно-христианской перспективе

Архиепископ Нижегородский И Арзамасский Георгий
Читать PDF
600.30 кб

Иносказание как характерная особенность учения духовных христиан-молокан

Чернов Алексей Сергеевич
Статья является продолжением анализа религиозно-философских взглядов духовных христиан, предпринятого автором в ряде раннее опубликованных работ. В статье речь пойдет о роли иносказания в учении духовных христиан молокан.
Читать PDF
929.95 кб

Духовность и государственность в христианской мировоззренческой парадигме

Анисин Андрей Леонидович
В статье рассматривается соотношение духовной жизни человека и внешних государственных форм организации общества.
Читать PDF
247.08 кб

Духовность личности в христианско-гуманистической традиции русской педагогики

Карташова Мария Михайловна
В статье говорится о том, что знание о целостности человека как иерархического единства духа, души и тела, которое дает христианская антропология, актуально для современной отечественной педагогики, выработки ее аксиологической си

Похожие термины:

  • Духовные христиане-трезвенники

    религ. движение, близкое по своему вероучению к духовным христианам. Возникло в России в кон. 19 в. в мелкобуржуазной среде городского населения. В движении существовал ряд группировок, получивших