ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Найдено 1 определение
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
совокупный процесс внутренней и внешней деятельности людей, нацеленных на утверждение в жизни христианских начал. Двуединый процесс "просветления" буквой и духом Священного писания был впервые осмыслен на рус. земле в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона, принципиально различавшего внешне-буквалистский и внутренне-духовный моменты Д. п. в образах "рабской Агари" и "свободной Сарры", за к-рыми скрывалась соответственно "языческая" и христианская мудрость. Тем самым было подчеркнуто превосходство сугубо внутреннего, собственно Д. п. человеческого разума на пути его "обновления". Утвердилась духовная (просветительская) возможность существования рус. христианской философии (Зеньковский), и ее начали постепенно реализовывать др. мыслители Киевской Руси. Так, Кирилл Туровский и Климент Смолятич приступили к осмыслению нравственных аспектов христианской философии. В результате выявилась связь между внешне-буквалистским или "законническим" уровнем Д. п. и внешне-индивидуальным поведением человека. Отечественные сторонники исихазма сделали упор на собственно духовную сторону просвещения, углубив онтологическую «идею конкретности» (О. Лосский) рус. православной философии. 13о мере усиления социокультурной роли монастырей стала складываться и внешне-церковная деятельность в рамках Д. п., к-рая предполагала проповедническое обращение духовных пастырей к мирянам, что наиболее ярко было продемонстрировано Иосифом Волоцким. Главным условием успеха такой деятельности считался прежде всего внешне-индивидуальный пример проповедников. Отсюда проистекали "законнические", порой жесткие требования Иосифа Волоцкого к монахам. Подчеркивая значимость строгого соблюдения "буквы" Священного писания, а также православных обрядов в деле церковного просвещения, он невольно способствовал усилению "буквализма" и "обрядоверия" в Московской Руси. К тому же приверженность к пустым формам со стороны отечественных иереев усугубилась их папистскими притязаниями, подкрепляемыми экономическим могуществом монастырей. Так что Петру I при осуществлении своей конфессиональной реформы пришлось иметь дело с агрессивным "омертвлением русской жизни, душа которой отлетела" (Федотов). Органический синтез всех сторон Д. п.: внешне-церковной, внешне-индивидуальной, внешне-буквалистской и собственно духовной попытался осуществить в своей деятельности митрополит Московский Платон, как бы ознаменовав собой единство внутреннего (святоотеческого - исихастного) и внешнего (иосифлянского) уровня Д. п. Однако в условиях его идеологизации, наметившейся уже в нач. XIX в., когда православные иереи стали откровенно переходить на верноподданнические позиции и тем самым вновь абсолютизировать пусть не оппозиционные, как во времена патриарха Никона, но сугубо политические взгляды, наступил очевидный кризис внешних аспектов Д. п., или "духовной власти" (В. С. Соловьев). Большую роль здесь сыграл и рост просветительской деятельности революционной интеллигенции с ее взысканием "грядущего царства правды" (Булгаков). Что же касается внутренней духовной стороны христианского просвещения, то оно в отрыве от своих внешних форм стало неизбежно терять свой религиозный характер и выражаться в чисто мистических или платонических взглядах рус. мыслителей с их ориентацией на аскетическое видение самого Христа либо определенное познание истинно Сущего в противовес православной - неопределенной - мистике света. Тем самым в России произошел раскол Д. п., не преодоленный до сих пор.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
210.99 кб

Сущность человека и его духовность в эпоху Просвещения

Пахомова А. С.
В статье рассматриваются категории «сущность человека» и «духовность», их взаимосвязь и взаимообусловленность, анализируются особенности проявлений и материализации в культурную эпоху Просвещения.
Читать PDF
2.33 мб

Художественное слово как источник нравственно-духовного просвещения

Айткалиева Алмагуль Салыковна, Гуляева Елена Игоревна
Раскрываются роль и место художественной литературы в формировании нравственно-духовного начала на примере творчества великого казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева.
Читать PDF
169.73 кб

Роль церковно-исторических музеев в духовном просвещении народов России

Лебедев Владимир Николаевич
Читать PDF
173.37 кб

К вопросу о духовном просвещении в отечественной культуре и образовании

Шафажинская Наталья Евгеньевна
Статья посвящена обоснованию необходимости интеграции и смыслового раскрытия духовнонравственного и религиозно-этического компонентов в системе культурологического, гуманитарного образования высшей школы и реализации программы изу
Читать PDF
203.43 кб

Духовное Просвещение в России в период с середины xix до начала XX веков

Копылова Елена Анатольевна
В статье рассматривается развитие и становление форм и методов просветительской деятельности простого народа в период с середины XIX в. до начала XX в. Показана роль духовенства в деле духовно-нравственного просвещения.
Читать PDF
208.31 кб

Новгородская духовная семинария в 1918 году и судьбы народного просвещения

Григорьева И. Л., Петров Е. А.
Статья посвящена переходному периоду в истории российского образования, связанному с прекращением в первые годы советской власти духовного образования и научной церковной деятельности, закрытием духовных учебных заведений и формир
Читать PDF
400.60 кб

«Уравновешенная натура духовного европейца» (министр народного просвещения А. А. Мануйлов )

Хотеенков В.
Читать PDF
459.68 кб

«Дело Овербека» в жизни Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения

Копылова Елена Анатольевна
ВXIX в. представители англиканской церкви проявили исключительный интерес к Православной Церкви. Англикане пытались решать как богословские, так и практические вопросы. В 1870 г.
Читать PDF
2.19 мб

Русское Просвещение на рубеже веков (конец XIX - начало XX вв. ): духовные ценности и нигилизм

Бирючинская Татьяна Александровна
Читать PDF
736.00 кб

Участие Санкт-Петербургского отдела общества любителей духовного просвещения в переговорах представи

Копылова Елена Анатольевна
Данная статья посвящена главному аспекту деятельности Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения содействию диалога представителей Православной Церкви со старокатоликами на первом этапе переговоров.
Читать PDF
444.80 кб

Деятельность Санкт-Петербургского отдела Московского Общества любителей духовного просвещения по озн

Копылова Елена Анатольевна
В статье рассмотрена деятельность представителей Санкт-Петербургского отдела Московского Общества любителей духовного просвещения по ознакомлению западных христиан с положением дел в Православной Церкви.
Читать PDF
897.70 кб

Организация работы по распространению духовного просвещения как способ преодоления кризиса русской п

Елизарова Н. В.
В статье исследуются причины кризиса Русской православной церкви в конце XIX начале XX веков и рассматриваются способы его преодоления на примере Западно-Сибирского региона.
Читать PDF
265.46 кб

Деятельность Русской Православной церкви в сфере просвещения и духовного образования (на материале К

Рыбко Софья Николаевна
Автор статьи рассматривает деятельность Русской Православной Церкви в области народного просвещения и духовного образования в досоветский период.
Читать PDF
66.69 кб

ПЕРЕД ВЗРЫВОМ. О КНИГЕ А.Н. БУРМЕЙСТЕРА «ДУХОВНОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ. У ИСТОКОВ РУССКОГО САМОПОЗНАНИЯ»*

Павлов Александр Валентинович
Книга А.Н. Бурмейстера представляет собой историко-культурологическую реконструкцию российской философской мысли XIX века, выступающего ее главным «героем».
Читать PDF
997.83 кб

Замечательный деятель на пользу народного просвещения: (питомец Петроградской Духовной Академии Петр

И. В. Преображенский