ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
один из основных видов активности человека по отношению к окружающему миру, форма человеческой деятельности в сфере культуры. В Д. д. поддерживается и реализуется гуманистический потенциал культуры, и она становится формой духовного освоения действительности. Через Д.д., которая опирается на определенный уровень развития материальной культуры, обеспечивается обновление всех сфер культуры и жизни общества. Одновременно различные этапы развития Д. д. в истории цивилизации отражают степень организации внутреннего мира человека и его способность к свойственным лишь ему идеальным формам производства. Д. д. непосредственно связана с сугубо индивидуальными и присущими лишь человеческой личности деятельностными проявлениями сознания, с его индивидуальными и социально значимыми особенностями психики. Д. д. реализуется через эстетические, этические и интеллектуальные потребности, и в процессе Д. д. образуются отдельные группы людей — элита, — обеспечивающие ее развитие на различных этапах истории цивилизации (напр., жрецы, писцы, ученые, люди искусства, учителя и преподаватели вузов). В современном обществе важное место занимает интеллигенция, чья деятельность обеспечивает смыслообразующее содержание всей культуры и в том числе духовной культуры. С Д. д. связано освоение культурного наследия, процессы воспитания и формирования личности, познание окружающего мира, дальнейшее развитие, передача и сохранение ценностей, норм и образцов поведения человека. По сравнению с другими сферами культуры Д. д. обладает сравнительно большей самостоятельностью, она носит творческий проективный, идеальный характер по отношению к материальной культуре. Д. д. отличается уникальностью и персонифицированностью, но при этом она удерживает за собой некоторые важнейшие социальные функции. Это проявляется в создании, сохранении, репродуцировании и распределении духовных ценностей. Д. д. способствует утверждению идеалов гуманизма, и тем самым через духовную культуру она благотворно влияет на функционирование общества и его институтов и способствует его духовному преобразованию. Поэтому в большинстве современных теорий и типологий развития культуры решающее значение придается духовным усилиям и потребностям людей, которые признаются важнейшими факторами поступательного движения истории и общества. См. также Духовность.