ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

«ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ»
Discours sur lesprit positif. P., 1844; рус. пер. 1910)—работа О. Конта, основоположника классического («первого») позитивизма. Содержание и характер этого издания был определен тем, что Конт, противопоставляя свою позицию традиционной философии и отвергая по сути все содержание последней как ложное представление о мире («метафизику»), поставил своей задачей заменить прежние философские «системы мира» представлением общих, наиболее важных результатов «позитивных» наук по образцу знаменитого «Энциклопедического словаря» дАламбера, т. е. в виде удобной, упорядоченной, по возможности краткой и вместе с тем всеобъемлющей системы сведений из всех сфер науки. Этой цели он посвятил большую часть жизни— итогом стал шеститомный «Курс позитивной философии», который публиковался с 1830 по 1842. Каждый из томов посвящен отдельной области науки, и потому «Курс» представляет собой вид энциклопедического словаря, точнее, «последовательный ряд» сведений соответственно из математики, астрономии, физики, химии, биологии и «социальной физики» (социологии). Общие же идеи этой работы были разбросаны в предисловиях, примечаниях и вообще в разных местах этого громоздкого сочинения. Поскольку, как оказалось, особый интерес публики вызывали как раз эти общие вопросы, возникла потребность представить «дух позитивизма» в виде компактной сводки. Согласно Конту, система знания должна быть представлена так, чтобы предшествующее изложение было логической предпосылкой и основой для понимания последующего. Поскольку, по мнению Конта, и само человечество, продуктом совокупной мыслительной деятельности которого является наука, двигалось по такому же пути, логическая последовательность представления знаний должна быть такой же, как их историческое развитие. Параллельно этому принципу организации знания, по мнению Конта, необходимо использовать и другой—ведь каждая наука включает в себя «абстрактную» и «конкретную» части (это членение, однако, не образует последовательного ряда). При этом идеал каждой науки—представление всех фактов в виде частных случаев, которые можно вывести из «единого факта», в качестве которого выступает закон.
Кроме этих установок, отвечающих «природному единству» мира, организация знания должна также отражать единство общей цели человечества, т. е. она должна быть построенной под углом зрения ценности знания для человечества (эту цель, согласно мнению Конта, еще предстоит ясно сформулировать).
Задача любой науки — «видеть, чтобы предвидеть». Выполнить ее нельзя, просто накапливая факты, необходимо сформулировать («открыть») законы, которые «вытекают» из фактов. Ничего, кроме этих двух компонентов, в «позитивной» науке быть не может. Поэтому наука должна быть свободна как от «мистицизма», так и от эмпиризма, которые равно бесплодны.
В качестве главной идеи, «наиболее общего факта» всего положительного знания, у Конта выступает закон трехстадийного развития духа, согласно которому и человечество, и любая из наук, и отдельный человек в своем умственном развитии последовательно проходят 3 стадии: «теологическую, или фиктивную», «метафизическую, или абстрактную», и «позитивную, или реальную». Для первой характерно предпочтение трудных и даже неразрешимых вопросов (о первоосновах явлений и первопричинах мира) и стремление к абсолютному знанию, что находит удовлетворение в религиозном объяснении. Оно рассматривает вещи и события по аналогии с человеческими качествами, только чрезмерно преувеличенными. Эта фаза сама включает стадии фетишизма (суть которого—в приписывании внешним телам неких «сил», гипертрофированных аналогов человеческих способностей); политеизма (здесь «теологический дух» становится самостоятельным, выступает как творящее начало, освобождается от связи с телесными субстанциями, но вместе с тем предстает в виде множества родовых «сущностей») и монотеизма (здесь в мистической форме оказывается осознанной внутренняя связь всех природных явлений, но источником и гарантом всех этих мировых связей признается Бог). Дойдя до этого уровня, человеческий дух открывает возможность перейти к своей метафизической фазе; здесь место Бога занимает онтология сущностей, о которых рассуждает философия («метафизика»). Поэтому философия, по Конту,—это упрощенная, постепенно обесцениваемая, теология. На третьей стадии происходит критическое преодоление метафизики: разум отказывается от желания обладать абсолютной истиной, а в качестве единственной реальной цели науки рассматривает рациональное предвидение, а место метафизики занимает позитивная наука. Важнейшая характеристика позитивной науки—ее установка на «имманентность» бытия, ее самоограничение задачей описания и упорядочения «действительных фактов». В этой установке выражена радикальная противоположность позитивной науки метафизике: метафизика устремлена в «трансцендентное», находящееся за пределами тех фактов, которые доступны («даны») сознанию, т. е. непосредственно существуют как «поток явлений».
Каждой из трех стадий в развитии духа, по Конту, соответствует специфическая форма социальной организации: фетишизму—примитивная организация, которая по существу не выходит за пределы семьи; она длится примерно до 1300. Теологической стадии соответствует «образование жреческого класса», которым сначала подчиняются племенные вожди (теократия), а потом происходит слияние светской и духовной властей; эта стадия охватывает период от 1300 до 1800. В результате философской критики («Реформация, Просвещение, Революция») возникает, наконец, позитивная стадия. Ей соответствует «промышленное общество», когда искусство и наука становятся важными компонентами государственной организации. «Духовный авторитет» науки и искусства возвышается (следствием этого процесса является повышение роли образования и авторитета прессы). В конечном счете во главе общества должны стать «позитивные» философы и деятели искусства — они должны играть роль «позитивных священников».
Универсальным обобщением научной практики, согласно Конту, является вывод о неизменности законов природы (которые суть устойчивые отношения в мире явлений). Это не может быть простым обобщением наблюдаемых фактов, а является следствием базисного свойства разума, который предпочитает стабильное изменчивому. Отсюда, полагает Конт, традиционное почтение людей к «неподвижной звездной сфере» и упорный поиск законов, т. е. регулярностей в последовательностях явлений. В состав «позитивной действительности», которая является предметом науки, входит и сам человек. Поэтому к числу позитивных наук (и причем «базисных») относится социология; ее предмет — «конкретные факты» социальной организации и человеческого поведения, включая сведения о «душе». А. Ф. Зотов

Источник: Новая философская энциклопедия

Дух позитивной философии
«ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» — работа О. Конта, основоположника классического («первого») позитивизма. Впервые опубликована в Париже в 1844 (рус. пер.: Спб, 1910). Ее содержание и характер были определены тем, что Конт, противопоставляя свою позицию философской традиции и отвергая «метафизику» как ложное или бессмысленное учение, поставил задачу заменить ее изложением общих, наиболее важных результатов «позитивных» наук в виде удобной, упорядоченной, по возможности краткой и вместе с тем всеобъемлющей совокупности сведений из всех сфер науки, по образцу «Энциклопедии» Дидро и Д´ Аламбера. Этой цели он посвятил большую часть жизни. Итогом стали шесть томов «К у р с а позитивной философии» (1830—1842).         Согласно Конту, совокупность научного знания должна быть представлена в виде системы, причем в таком порядке, который был бы максимально удобен для человека, решившего заняться наукой и освоить ее главное содержание. Оптимальный путь к этому — выстроить эту систему таким образом, чтобы предшествующие сведения служили логической предпосылкой и основой для понимания последующих. Поскольку, по мнению Конта, и само человечество, продуктом совокупной мыслительной деятельности которого является наука, двигалось по такому же пути, то логическая последовательность представления всего корпуса знаний должна быть такой же, как историческое развитие науки. Впрочем, следуя этому принципу организации изложения научных достижений, полагал Конт, необходимо учитывать и другой аспект — ведь каждая наука включает в себя «абстрактную» и «конкретную» части (хотя это членение и не образует последовательного ряда). При этом идеал строения каждой науки — возможность представить все единичные факты, которые входят в ее предмет, как частные случаи, которые можно было бы вывести из «общего факта», используя правила логической дедукции. Таким «общим фактом» Конт считал любой научный закон.         Кроме этих принципов, которые «отвечают природному единству» самого мира, организация системы знания должна также выражать и единство общей цели человечества и потому должна быть построена под утлом зрения иерархии ценности различных ее областей. Однако эту цель только еще предстоит осознать и ясно сформулировать.         Задача любой науки — «видеть, чтобы предвидеть». Просто накапливая факты, решить ее нельзя — нужно сформулировать («открыть») законы, которые «вытекают» из фактов. Ничего, кроме этих двух компонентов, в составе «позитивной» науке быть не должно. Поэтому ее содержание предстоит очистить как от «мистицизма», так и от эмпиризма, которые одинаково бесплодны.         Роль ведущей идеи, «наиболее общего факта» в составе всего положительного знания, у Конга играет закон трехстадийного развития духа. Согласно ему, и человечество, и каждая наука, и отдельный человек в своем интеллектуальном и общекультурном развитии последовательно проходят три стадии: «теологическую, или фиктивную», «метафизическую, или абстрактную», и «позитивную, или реальную». Для первой характерны попытки решать трудные и даже в принципе неразрешимые вопросы (т.е. вопросы о первооснове мира, о судьбах людей и первопричинах событий), стремление к абсолютному знанию, что находит удовлетворение в религиозном объяснении. Оно рассматривает вещи и события по аналогии с человеческими качествами, только чрезмерно преувеличенными. Эта стадия сама разделяется на стадии фетишизма (суть которого — в приписывании внешним телам неких «сил», гипертрофированных аналогов человеческих способностей); политеизма (здесь «теологический дух» освобождается от связи с телесными субстанциями, выступает как творящее начало, но вместе с тем распадается на множество родовых «сущностей»), и монотеизма (здесь, в мистической форме, оказывается осознанной внутренняя связь всех природных явлений, но источником и гарантом всех этих мировых связей признается Бог).         Дойдя до этого уровня, человеческий дух открывает возможность перейти к следующей, метафизической стадии. Место Бога занимает множество «сущностей», о которых рассуждает философия («метафизика»), сменив теологию. Философия, по Конту, по сути своей — только упрощенная и постепенно обесцениваемая теология.         На третьей стадии происходит критическое преодоление метафизики. Разум отказывается от желания обладать абсолютной истиной, а в качестве единственной реальной цели науки рассматривает рациональное предвидение. Метафизику сменяет позитивная наука. Важнейшая характеристика последней — это утверждени «имманентности» бытия; поэтому она ограничивается только описанием «действительных фактов» и упорядочением состава этого, «позитивного», знания и отказывается от постижения «трансцендентного», расположенного за пределами фактов, доступных сознанию, поскольку они ему «даны», т.е. непосредственно существуют как «поток явлений».         Каждой из этих трех стадий соответствует специфическая форма социальной организации. Фетишизму отвечает примитивная организация общества, формы которого по существу исчерпываются семьей, и являющейся ячейкой сообщества людей. Эта стадия длится примерно до 1300. На теологической стадии образуется «жреческий класс», которому сначала подчиняются племенные вожди (в этом суть «теократии»); потом светская и духовная власти сливаются. Эта стадия охватывает период от 1300 до 1800. В результате философской критики (ее моменты «Реформация, Просвещение, Революция») возникает, наконец, позитивная стадия. Ей соответствует «промышленное общество», когда важными компонентами государственной организации становятся искусство и наука. Мало-помалу растет «духовный авторитет» науки и искусства. Следствием этого процесса является развитие образования и повышение социального авторитета прессы. В конечном итоге, во главе общества должны будут стать философы (в том смысле, как эту профессию понимает Конт — т.е. не «метафизики», а энциклопедически образованные ученые). Они призваны играть роль «позитивных священников».         Универсальным обобщением научной практики, с гласно Конту, является вывод о неизменности законов природы (которые суть только устойчивые отношения в мире явлений). Этот вывод не может быть простым обобщением наблюдаемых фактов, а является следствием базисного свойства разума, который предпочитает стабильное изменчивому. Отсюда, полагает Конт, традиционное почтение людей к «неподвижной звездной сфере» и упорный поиск законов, т.е. устойчивых регулярностей в последовательностях явлений.         В состав «позитивной действительности», которая является предметом научного познания, входит и сам человек. Поэтому к числу позитивных наук (причем «базисных»!) относится социология. Ее предмет — «конкретные факты» социальной организации и человеческого поведения, включая сведения о «душе» (не в смысле какой-то самостоятельной «субстанции», а как связи психических явлений, относительных к нашему телесному поведению и социальному положению).         Таковы базовые принципы «позитивной философии» как ее трактовал основоположник позитивизма.         А.Ф. Зато

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки