ДУБРОВИНСКИЙ Иосиф Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Дубровинский, Иосиф Федорович
1877-1913) - участник революционного движения с 1893 года, один из руководителей фракции большевиков, член ЦК в 1903-5 и в 1908-10 гг. Погиб в Туруханской ссылке.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ДУБРОВИНСКИЙ Иосиф Федорович

(парт. псевдонимы – Иннокентий, Инок, Л е о н и д) (1877–1913) – профессиональный революционер-большевик, пропагандист марксизма. Один из организаторов вооруж. восстания в Москве в 1905. Неоднократно подвергался репрессиям. Погиб в Туруханской ссылке. В. И. Ленин высоко ценил Д. как одного из крупнейших организаторов партии. По поручению В. И. Ленина, работавшего в Лондоне над кн. "Материализм и эмпириокритицизм", Д. (под псевд. Дорова) выступил в Женеве 15(28) мая 1908 на обсуждении реферата Богданова "Приключения одной философской школы". Протестуя против попытки Богданова, Луначарского и др. махистов заменить марксистский филос. материализм махизмом, Д. заявил от имени Ленина и своего, что большевизм не имеет ничего общего с эмпириомонизмом, что проповедь богостроительства несовместима с диалектич. материализмом. Основой для выступления Д. были следующие ленинские тезисы "Десять вопросов референту": "1. Признает ли референт, что философия марксизма есть диалектический материализм? Если нет, то почему не разобрал он ни разу бесчисленных заявлений Энгельса об этом? Если да, то зачем называют махисты свой "пересмотр" диалектического материализма "философией марксизма"? 2. Признает ли референт основное деление философских систем у Энгельса на материализм и идеализм, причем средними между тем и другим, колеблющимися между ними считает Энгельс линию Юма в новой философии, называя эту линию "агностицизмом" и объявляя кантианство разновидностью агностицизма? 3. Признает ли референт, что в основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове? 4. Признает ли референт правильным рассуждение Энгельса о превращении "вещей по себе" в "вещи для нас"? 5. Признает ли референт правильным утверждение Энгельса, что "действительное единство мира заключается в его материальности"? (Anti-D?hring, 2 изд., 1886 г., стр. 28, I отдел. § IV о мировой схематике). 6. Признает ли референт правильным утверждение Энгельса, что "материя без движения так же немыслима, как движение без материи" (Anti-D?hring, 1886, 2 изд., стр. 45, в § 6 о натурфилософии, космогонии, физике и химии). 7. Признает ли референт, что идея причинности, необходимости, закономерности и т.д. является отражением в человеческой голове законов природы, действительного мира? Или Энгельс был неправ, утверждая это (Anti-D?hring, S. 20–21, в § III об априоризме, и S. 103–104, в § XI – о свободе и необходимости) . 8. Известно ли референту, что Мах выражал свое согласие с главой имманентной школы, Шуппе, и даже посвятил ему свой последний и главный философский труд? Как объясняет референт это присоединение Маха к явно идеалистической философии Шуппе, защитника п о п о в щ и н ы и вообще явного реакционера в философии? 9. Почему референт умолчал о "приключении" с его вчерашним товарищем (по "Очеркам"), меньшевиком Юшкевичем, который сегодня объявил Богданова (вслед за Рахметовым) и д е а л и с т о м? Известно ли референту, что Петцольдт в своей последней книге целый ряд учеников Маха отнес к и д е а л и с т а м? 10. Подтверждает ли референт тот факт, что махизм не имеет ничего общего с большевизмом? что против махизма неоднократно протестовал Ленин? что меньшевики Юшкевич и Валентинов "чистые" эмпириокритики?" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 3–4; см. также Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 42, 57, 33-34, 107). Готовясь к выступлению, Д. внес изменения во второй, третий и десятый вопросы, а седьмой вопрос зачеркнул (см. В. И. Ленин, 3 изд., т. 13, с. 334, прим.). Лит.: Крупская Н. К., Воспоминания о Ленине, М., 1957, с. 152; Андреев В. М., Товарищ Иннокентий (И. Ф. Дубровинский), Л., 1934; Крие? ?., Товарищ Иннокентий, Орел, 1960.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.