ДУ ВЭЙМИН

Найдено 1 определение
ДУ ВЭЙМИН (Tu Wei-ming)
Культуролог, историк кит. философии. В 1968 получил степень д-ра по истории и восточноазиат. языкам в Гарвардском ун-те (тема диссертации - изучение философии Ван Янмина). Преподавал в Принстонском и Калифорнийском (Беркли) ун-тах, выступал с циклами лекций в Пекинском ун-те и ун-те Тайваня. Проф. кит. истории и философии, декан ф-та восточноазиат. языков и цивилизаций Принстонского ун-та. Чл. Амер. академии искусств и наук, директор Ин-та культуры и коммуникаций при Центре культурного и технич. обмена Восток - Запад (Гонолулу), входит в состав преподавателей Академии кит. культуры (Пекин). Исследовательские интересы связаны с т.н. "конф. гуманизмом", историей философии Вост. Азии, сравнительным религио-ведением. Особое внимание уделяет религ. измерению конф. мысли. По Д.В., стержневые идеи "Лунь юя"- "Путь" (дао), "учение" (сюэ) и политика (чжэн [3]) образуют определяющие характеристики "конф. гуманизма", к к-рым можно отнести также "прорыв в трансцендентальное"; трактовка конфуцианства как исключительно секулярного "практич. наставления" ошибочна. Д.В. не соглашался с оценкой М. Вебером конфуцианца как человека, хорошо приспособленного к миру, считая, что модель "совершенного мужа" (цзюнь цзы) противоположна идее самоадаптации, т.к. она предполагает действия по реформированию мира. Оно осуществляется через санкционированное самосовершенствованием моральное принуждение в социуме и духовный резонанс с мировыми структурами, дающий цзюнь цзы возможность быть "сосозидателем" (co-creator) Вселенной. Учение конфуцианства отражает взаимосвязанные аспекты человеч. бытия: поэтич. - невербальное внутр. взаимодействие людей между собой и со средой "на языке сердца"; политич.- "правление", или "политика" (чжэн [3]), толкуется как "выправление" (чжэн [1]) посредством "морального принуждения" со стороны верхов; социальный - ритуализация на основе определенных норм социальной деятельности, уважения к старшим, установившихся моделей поведения, что не препятствует самовыражению и дает возможность устойчивой коммуникации; историч.- в плане оценки, актуальной для текущей ситуации ("почему не произошло то, что могло бы случиться"); метафизич.- преодоление антропоцентризма и выход на "антропокосмич." понимание единства человека и мира. В единстве этих аспектов образуется мировоззренческий комплекс - "конф. проект", способный в кризисные ситуации восстанавливать сознание глубокого смысла человеч. существования. Последовавший за периодом экономич. роста "постконф. стран" Вост. Азии в 70 - 80-е гг. интерес к конф. этике труда и предпринимательства способен дать новую жизнь "конф. проекту". По мнению Д.В., он м.б. адаптирован к ценностям науки и демократии без утери связи с исконными вост. корнями. Зарубеж. исследователи истории совр. кит. философии относят Д.В. к представителям третьего поколения конфуцианства, вышедшего на науч. сцену в 80-е гг. Они получили образование за пределами континентального Китая, а их творчество носит по преимуществу историко-исследовательский характер в отличие от предыдущих поколений, в осн. стремившихся к созданию синтетич. филос. моделей (см. Постконфуцианство). *Centrality and Commonality: An Essay on Chung-yung. Honolulu, 1976; Neo-Confucian Thought in Action: Wang Yang-mings Youth (1472 - 1502). Berk., 1976; Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979; Confucian Thought: Selfhood as Creative Transformation. Albany; N.Y., 1985; Way, Learning and Politics: Essays on the Confucian Intellectual. Singapore, 1989. A.B. Ломаное

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Конфуцианский путь Ту Вэймина

Мигунов Николай Иванович
В статье даны основные вехи биографии профессора китайской истории и философии, исследователя конфуцианства Ту Вэймина. Сформулированная им в 80-х гг. XX в.